Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эффективность инновационного проекта (методы с учетом дисконтирования)



 

 


 

24. Методы поиска идеи инновации: метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод мозгового штурма.

 

1. Метод проб и ошибок: последовательное выдвижение и рассмотрение всевозможных идей решения проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, и взамен ее выдвигается новая. Правил поиска и оценки верной идеи нет, а есть субъективные критерии оценки, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

 

2. Метод контрольных вопросов: – усовершенствованный метод проб и ошибок: по заранее составленному вопроснику задаются вопросы, каждый из них является пробой или серией проб.

План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:

Уточнить проблему.

Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.

Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.

Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

 

3. Метод мозгового штурма – коллективное генерирование идей (предложен в 1955 г. Американцем Алексом Осборном):

 

в решении поставленной задачи участвуют 2 группы людей – генераторы идей и эксперты, но не более 6 чел, штурм – на 20 мин.; при генерировании идей никаких ограничений нет; самое главное – запрет на критику (это и слабость метода).

 

Он предполагает следующие этапы:

 

1. – формирование группы участников «мозговой атаки» по численности и составу, наиболее продуктивная группа – 10-15 человек;

 

2. – составление проблемной записки группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода и проблемной ситуации;

 

3. – генерация идей: каждый из участников имеет право выступать много раз. Критика предыдущих выступлений и скептические замечания не допускаются. Продолжительность штурма – не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников;

 

4. – формирование перечня и систематизация идей: выделение признаков, по которым идеи могут быть объединены; объединение идей;

 

5. – реструктурирование (разрушение) систематизированных идей: каждая идея подвергается всесторонней критике группой высококвалифицированных специалистов (20-25 человек);

 

6. – оценка критических замечаний и составление списка практически реализуемых идей.

 

Препятствующие факторы мозгового штурма: критика, которая заставляет человека стандартно мыслить и мешает другим высказывать нестандартные идеи, которые, чаще всего, и становятся объектом критики; официальность и формальность; поиск «правильных решений»; разъяснения и обоснования; пассивность клиента (заказчика).

 

Успеху в появлении идей способствует: безопасная и открытая атмосфера; активное воображение и желание придумывать что-то новое; развитие, переработка и соединение высказанных идей; поиск аналогов обсуждаемой проблемы; активность клиента.


 

25. Методы поиска идеи инновации: морфологический анализ, метод фокальных объектов, синетика, стратегия семикратного поиска.

Известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

 

Точно сформулировать проблему.

Определить важнейшие элементы объекта.

Определить варианты исполнения элементов.

Занести их в таблицу.

Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

Выбрать оптимальный вариант.

 

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств.

 

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким. Таким образом, главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.).

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

 

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий

Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.

Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).

Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).

Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.

Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства

Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

Нешаблонность выдвигаемых идей.

Универсальность метода.

Недостатки

Непригодность при решении сложных задач.

МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.

Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.