Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экзистенциализм в России



В России философия экзистенциализма связывается с именами Н. Бердяева и Л. Шестова.

«Как неоднократно писал Бердяев, европейский экзистенциализм не открыл российским мыслителям в эмиграции ничего принципиально нового, ибо значительная часть русских философов еще до революции была «экзистенциальными мыслителями», не исповедуя экзистенциализм как особое мировоззрение. Иными словами, для Бердяева «европейский экзистенциализм» был своеобразным «изобретением велосипеда». И тем не менее, и Шестов и Бердяев до сих пор кочуют по учебникам и историям русской философии как неразлучная пара «русских экзистенциалистов». На самом же деле наряду с общими чертами их взглядов столь же очевидны и фундаментальные различия» (3, с.3). Что же такое «русский экзистенциализм»?

Л. И. Шестов – это философия абсурда. Шестов повторяет слова Киркегора: «если греческая философия начиналась с «удивления», то экзистенциальная философия начинается с отчаяния». Вера у Шестова неотделима от отчаяния, и только в акте безрассудной отчаянной борьбы человек способен прорваться к истине. «Вера начинается тогда, - пишет Шестов, - когда по всем очевидностям всякие возможности кончены, когда и опыт и разумение наше без колебаний свидетельствуют, что для человека нет и быть не может никаких надежд» (7, с. 402). И только когда разум погас, и силы исчерпаны, вера рождает истину - не в качестве знания, а в качестве новой реальности. И с этой реальностью имеет дело экзистенциальная философия. «Экзистенциальная философия, - подчеркивает Шестов, - есть философия de profundis. Она не вопрошает, не допрашивает, а взывает, обогащая мышление совсем чуждым и непостижимым для философии умозрительной измерением. Она ждет ответа не от нашего разумения, не от видения - а от Бога. От Бога, для которого нет ничего невозможного, который держит в своих руках все истины, который властен и над настоящим, и над прошлым, и над будущим» (7, с. 403).

Н. А. Бердяев уделяет внимание свободе человека: человек сотворён для свободы, но его изначальная свобода вступает в противоречие с природной детерминацией, с обществом, стремящимся подчинить личное,
неповторимое общему стандарту и с Богом.

Философ писал: «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутренне познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека – лишь относительное» (1, с. 296).

Это был спор «философа» и «антифилософа» — Шестова, который в своем творчестве следовал афоризму Паскаля: «Пренебрежение философией и есть истинное философствование». Оба мыслителя основывали свои идеи в первую очередь на личном опыте.

Заключение

Завершая свой анализ темы, вынесенной в заголовок, я неизбежно прибегаю к выводам:

1)Экзистенциализм, или философия человеческого существования, формировался в первой половине XX столетия ответной реакцией на множественные кризисы в общественной жизни.

2)В своем содержании он во многом отражает духовную выдержку человека перед лицом враждебного ему мира. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений данного направления философской мысли.

3))Центральные вопросы экзистенциализма – существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире.

4)Провозглашая свободу человека, экзистенциалисты понимают её в чисто этическом, а не в социальном плане.

5) Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование (экзистенция).

6) Существование конкретного индивида не поддается чисто рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. У человека нет сущностного определения до его личностного бытия, направленного к смерти(ничто) и сознающего, переживающего свою конечность.

7) Экзистенциализм был актуален как в Европе, так и в России.

 

 

Список использованной литературы

1)Бердяев, Н. А., Смысл творчества. – М., 1989

2)Коваленко, В. А., Лекции. – Обнинск, 2013

3)Кузнецов, П. В., Русский экзистенциализм? – эл.журнал Звезда, 2013 - № 10

4)Марсель, Г. О., Метафизический дневник. – М., 1995

5)Мунье, Э., Введение в экзистенциализм. – М., 1947

6)Сартр, Жан-Поль, Тошнота. – М., 2006

7)Шестов, Л. И., Сочинения. – М., 1995