Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТИПЫ НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ



 

Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное). Например: По одну сторону прорыва, скрестив руки, в женском малиновом берете фигурант с голубыми глазами и маленькими черными усиками над загнутыми в мефистофельскую улыбку тонкими, змеистыми губами. По другую стоял начальник, и каждый знал, что начальник сейчас за правду стоит и ни одной минуты не поколеблется (Пришв.). В первом предложении опущено сказуемое стоял (во втором предложении оно имеется), во втором — часть обстоятельства сторону (в первом предложении однотипное обстоятельство дано полностью — по одну сторону).

Среди контекстуальных предложений выделяются разные типы.

1. Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам).

Отсутствие подлежащего:

Постой, ты кто же? удивился Куров.

Ростислав Соколов, отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом(Б.Пол.).

Отсутствие сказуемого:

Ты бросил жену, Микола?

Нет, она меня(Шол.). Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

Булочник Коновалов здесь работает?

Здесь! ответил я ей (М. Г.),

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь оке!к людям, к обществу (Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая неуютная комната(Б. Пол.).

Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои(С. Бар.); Похоронили на немецком кладбище. На немецком, среди сотен людей с немецкими фамилиями, лежал теперь человек с фамилией русской (С. Бар.).

2. Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью:— Ну, где ж твои Ближние Мельницы?А это тебе что? Скажешь, не мельницы? Где? Что значит, «где»? Тут. Где же тут? Где мы идем (Кат.). Впоследнем предложении не названа главная часть.

3. Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения. Такие предложения особенно отчетливо свидетельствуют об условности термина «неполное предложение», так как неполнота здесь диктуется законами построения сложного предложения.

В сложносочиненном предложении В одной руке он держал удочку, а в другой кукан с рыбешкой (Сол.) во второй части предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову, увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.) в придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту на телеге, в гору пешком, а под гору так с трусцой (Сол.) в пояснительной части предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

4. Предложения с неполной формой слова или неполным словосочетанием: Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить, а бабушка продавать (М. Г.); Локотки ее делались все острее, пальцы тоньше (Фед.). Такие пропуски связаны с повторением структурно однотипных построений в составе сложного предложения.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой. В таких предложениях общая речевая ситуация компенсирует пропуск, а форма имеющихся членов предложения указывает на грамматическую связь с ними. Например: Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко. Утихомирились, миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.);— Я в лавочку... муки надо и соли. Не надо муки, не надо соли, проговорил он, на дворе сыро, слякоть. Я резиновыенадела, — сказала молодая женщина (Грин).

§ 61. НЕПОЛНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи1, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, народу со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения -реплики и предложения — ответы на вопросы.

1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

Например:

На перевязку иди.

Убьют.

Ползком.

Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

Ты ктотакой?

Проходящий... странствующий...

Ночуешь или жить?

Погляжу там... (М. Г.);

Что у вас в узле, орлы?

Раки, ответил неохотно высокий.

Ого! Гдевы их достали?

Возле плотины (Шол.);

Доля взяла с меня слово, что я приеду на озеро летом, когда можно на лодке переплыть на тот берег.

А чтотам?

Цветы.

И только?

Разве этого мало? Цветы! (Сол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:

Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?

Мои (С. Бар.);

А Николай Степанычу показывал? спросил отец.

Показывая (С.Бар.);

Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?

Ничего не надо (Пан.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

Нравится или не нравится? спросил он отрывисто.

Нравится, сказала она (Пан.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

Чем же вы жить-то будете?

А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.) и ответами-переспросами:

Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.

Предложение? Мне? (Ч.).

Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное. Например:

А если во время сева они сломаются?

Тогда в крайнем случае самодельные изготовим (Г. Ник.).

Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

С точки зрения структурно-грамматической реплики не однородны: одни из них относительно самостоятельны в своих формах, другие — взаимообусловленны; такое тесное сочетание реплик, представляющее собой структурно-грамматическое объединение, некоторые лингвисты предлагают называть диалогическим единством1 — термином, явно перекликающимся с «межфразовым единством» (см. § 128). Эта связь определяет и существо данных синтаксических явлений.