Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ МОБИЛЬНОЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ

 

Как свидетельствует опыт ликвидации аварий в угольных и горнорудных шахтах, обеспечить безопасную эвакуацию шахтного персонала на поверхность не всегда возможно при использовании стационарных подъёмных установок. Такие ситуации возникают при авариях на людских подъёмах и в стволах в случае их вынужденной длительной остановки при трудно устранимых неисправностях подъёмной машины и стволового оборудования. Кроме того, проведение аварийно-спасательных работ невозможно с помощью стационарных подъёмов при продолжительном отсутствии по различным причинам электрической энергии на шахте. На шахтах Донбасса имеется значительное количество вертикальных стволов, оборудованных одной подъёмной установкой, что вызывает при аварийной ситуации необходимость использования передвижной подъемной установки.

Альтернативным средством для подъёма - спуска людей, материалов и оборудования при аварийно-спасательных работах являются передвижные подъёмные установки с автономным электроснабжением, установленные на автомобильных трайлерах.

До недавнего времени таких машин практически не существовало. В значительной степени этот пробел призвана устранить аварийно-спасательная передвижная подъемная машина АСППМ-6,3, разработанная Национальным горным университетом.

Мобильная аварийно-спасательная подъемная установка АСППМ-6,3 на данный момент оснащена тормозным устройством с исполнительным органом радиального типа. Наиболее рациональным в настоящее время предлагается использование тормозного устройства с исполнительным органом аксиального типа (дискового тормозного устройства).

Тормозная система является наиболее сложным и ответственным элементом шахтной подъёмной машины и предназначена для выполнения следующих операций:

-при рабочем торможении тормозное устройство является основным элементом управления подъемной машиной, надежность и безотказность которого - непременные условия нормальной работы подъемной установки.

-при предохранительном торможении тормозное устройство является исполнительным элементом защиты подъемной установки. Предохранительное торможение должно обеспечивать своевременную быструю и надежную остановку подъемной машины и включаться как автоматически, так и машинистом. Включение предохранительного торможения должно сопровождаться автоматическим отключением гидропривода приводящего в движение барабан подъемной установки [1].

Тормозное устройство состоит из исполнительного органа, непосредственно воздействующего на движущуюся систему подъемной машины, и привода, создающего нужные для торможения усилия, а также системы управления приводом.

Исполнительный орган тормоза дискового типа действует на тормозные поля, которые прикреплены непосредственно к органу навивки каната. Рабочая поверхность тормозного обода должна быть ровной и гладкой.

Исполнительный орган тормоза должен быть снабжен блокировкой, исключающей возможность оттормаживания машины при чрезмерном износе тормозных колодок (накладок).

Привод тормозного устройства должен с максимальной эффективностью действовать на исполнительный орган. В практике применяют следующие виды приводов тормозных устройств:

- механический (на маломощных подъемных установках);

- пневматический;

- гидравлический;

- комбинированный (пневмогидравлический).

Для обеспечения надежной работы тормозных устройств два раза в год производится их испытание. Перед испытанием тормоза необходимо убедиться, что вес тормозных грузов соответствует расчетному и тормоз, находится в исправном состоянии.

Величины замедлений подъемных машин при предохранительном торможении должны соответствовать требованиям ПБ (не менее 1,5 м/с при спуске и не более 5 м/с при подъеме). Предохранительное торможение при подъеме не должно сопровождаться ослаблением каната и набеганием подъемных сосудов на канат.

Рисунок 1 – Конструкция дискового тормоза

Наиболее распространенная конструкция состоит из модулей 1, стойки 2, тормозных колодок 3. Модуль 1 содержит гидроцилиндр 4 с силовой скобой 5, охватывающей тормозной диск 6 барабана подъемной машины 7, источник тормозного усилия 8, нажимной поршень 9, а также поршень 10 с винтами 11 устройства предварительной упругой деформации источника тормозного усилия. Каждый модуль 1 посредством резино-металлического элемента 12 закреплен на стойке 2 и связан через пружинно-гидравличес-кий привод с соответствующей парой тормозных колодок 3, расположенных соосно в отдельных цепях. Тормозные колодки 3 выполнены в форме кольцевого сектора и собраны между собой при помощи шарниров 13 в отдельные цепи, которые установлены с обеих сторон тормозного диска 6 и закреплены кронштейнами 14 на фундаменте 15 подъемной машины 7 [2].

Вывод

Использование системы дискового тормоза в мобильной аварийно-спасательной подъемной установке по сравнению с радиальным исполнительным органом обладают следующими преимуществами :

1) отсутствует силовая рычажная передача;

2) малая величина холостого хода;

3) равномерное распределение давления на тормозную колодку (накладку);

4) тепловое расширение диска в осевом направлении не влияет на величину зазора;

Перечень ссылок

1. Правила безопасности в угольных и сланцевых шахтах. – М.: Недра, 1986. – 447с.

2. Шахтный подъем: Научно-производственное издание / Бежок В.Р., Дворников В.И., Манец И.Г., Пристром В.А.; общ. ред. Б.А. Грядущий, В.А. Корсун. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2007.-624 с., 494 ил., 233библиогр.