Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тактика убеждения в зависимости от типа собеседника.



ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ могут быть:

«Вздорный человек («нигилист»). В ходе разговора он нетерпелив, несдержан и

возбужден, часто выходит за профессиональные рамки беседы. По отношению к нему

следует всегда оставаться хладнокровным и компетентным; по возможности

формулировать решения его словами; выяснить причины его негативной позиции,

попытаться привлечь на свою сторону. В экстремальных случаях можно приостановить

разговор, подождать, когда «вздорный человек» остынет

 

«Позитивный человек» может сам оказать поддержку и помощь в трудных,

спорных вопросах и ситуациях.

 

«Всезнайка» обо всем имеет свое мнение, всегда требует слова, считает свои

знания единственно верными. Надо во время разговора напоминать ему, что другие тоже

хотят высказаться, задавать ему сложные специальные «учительские» вопросы.

«Всезнайка» успешно может формулировать промежуточные заключения.

 

«Болтун» часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы,

не обращая внимания на бесполезно потраченное время. Следует тактично остановить

«болтуна», если он начинает отклоняться от темы.

 

«Трусишка» не уверен в себе, он охотно промолчит, боясь сказать что - нибудь

такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. «Трусишке» надо помогать

формулировать мысли, задавать несложные информативные вопросы, обращаться к нему

с предложением пояснить свое замечание.

 

«Хладнокровный» (неприступный) собеседник замкнут, часто чувствует себя вне

темы и ситуации общения, незаинтересованный. Любым способом необходимо выяснить

причины такого его поведения, увлечь информацией.

 

«Незаинтересованный» человек вообще не склонен рассматривать данную

проблему. Надо задавать ему вопросы информативного характера, придать диалогу

привлекательную форму, учесть его интересы. «Важная птица» не выносит критики, обладает большим самомнением. Этому собеседнику нельзя позволять разыгрывать роль гостя, в диалоге с ним лучше

использовать метод «да - но».

 

«Почемучка» задает много вопросов, независимо от того, имеют ли они реальную

основу или надуманны. Отвечать на его вопросы надо сразу или признать его правоту,

или переадресовывать вопросы ему самому.

 

Практически не поддаются убеждению:

- люди с ограниченной фантазией

- внутренне ориентированные личности, для которых собственные переживания

значат больше, чем переживания других

- неконтактные люди

- люди с явно выраженной агрессивностью или потребностью во власти

- лица, проявляющие открытую враждебность к тем, кто придерживается иной

точке зрения

- индивиды с параноидальными тенденциями и криминальные психопаты

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ

-не доказывайте очевидного

-если нашли яркое доказательство – не торопитесь выкладывать его без подготовки

-отбросьте посредственные и ненадёжные доводы

-сделайте так, чтобы слушатель сам мог сделать вывод

-не бойтесь согласиться с оппонентом

-если все аргументы сильные – их лучше приводить порознь, если слабые – собирайте

в одну горсть

-подкрепляйте одно доказательство другим

-не пытайтесь объяснить то, что сами не вполне понимаете

-не усложняйте доказательство

-не допускайте противоречия в доводах

ЗАЩИТА ОТ НЕКОРРЕКТНЫХ СОБЕСЕДНИКОВ

Среди слушателей или собеседников могут встретиться:

-дилетант (разыгрывает роль бестолкового человека заявляя «я этого не понимаю»).

Вернитесь к рассмотренному вопросу позже, сославшись на то, что он скоро всё

поймёт сам.

-начетчик (оперирует мнением великих, цитирует их, при этом вполне возможно,

что искажает). К встрече с ним надо быть готовым и яркие цитаты к теме уточнять

заранее.

-прерыватель (изводит репликами –« мы это уже слышали»).Лучше сделать паузу и

спросить –«можно ли продолжать»

широкая натура (заявляет, что надо шире, глобальнее подходить к вопросу).

Уточнить у него, что он конкретно может предложить.

-переходит на личность. Спросить, что он скажет по существу вопроса.

-трескучий (сыплет высокопарными фразами). Применить метод «да-«но»

Заключение

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно.

Необходимо уметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательского восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания. Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, "выговориться" по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что "про запас", и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.

Список литературы

1. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М. , 1981.

2. Сопер П. > Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.

3. Основы искусства речи. - М. , 1992.

4. Дружинина Г. А., Чайка Г. Л. Пути формирования профессиональных качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и методики. - К., 1989.

5. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу/Пер. с англ.

6. - М., 1988.

7. Кохтев Н,Н., Розенталь Д.Э. «Искусство публичного выступления», М., 1988.