Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ



Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают преференциальными (особо льготными), договорными (минимальными) и генеральными (автономными), т.е. максимальными.

Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т. д.

Например, страны «Общего рынка» предоставляют друг другу преференциальные пошлины по импорту товаров (равные нулю), которые не распространяются на другие развитые страны, такие, как США или Япония.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ) и формулирует обязательство подписавших его стран не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран-контрагентов.

Истоки создания «режима наибольшего благоприятствования» связываются с эпохой развития капитализма, периодом свободной конкуренции конца восемнадцатого столетия.

Первоначально договора о предоставлении «режима наибольшего благоприятствования» подписывались на двусторонней основе, однако в конце 40-х годов они были заменены многосторонним Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ).

Генеральная (максимальная) пошлина в 2-3 раза выше всех остальных и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

В конце 1993 г. ряд стран СНГ (Россия, Беларусь) предприняли попытку создания интеграционного союза в рамках СНГ, предусматривающего ликвидацию таможенных пошлин.

В 60-е годы право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны с рыночной экономикой.

Применение карательных и антидемпинговых пошлин направлено на решение следующей задачи: не допустить на национальный рынок товары, не желательные по политическим или экономическим причинам. Проблемой при введении карательных или антидемпинговых пошлин является нахождение доказательств наличия демпинга или субсидирования экспорта. Причем демпинг определяется так: продажа товара по ценам ниже издержек производства. Однако фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся издержек производства.

На практике поэтому используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.

В 30-е годы массовые обвинения в демпинге сельскохозяйственной продукции производителями в Восточной Европе заставили ряд стран ввести количественные ограничения на импорт. В 70-е годы США обвинили западногерманскую компанию «Фольксваген» в заниженных ценах на поставляемую модель малолитражного автомобиля.

Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

В заключение можно сделать следующие выводы:

Демпинг - это осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. Демпинг - это также метод нетарифной торговой политики международного маркетинга, который заключается в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в стране экспорта.

Вне зависимости от конкурентной формы его проявления демпинг создает негативные последствия как для государства экспортера (налогоплательщики - граждане этого государства, в конечном счете, несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом), так и для государства импортера (общее ухудшение положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что выражается, в частности, в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели). Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и создает атмосферу торговой войны.

Стабильность и предсказуемость внешнеторговой политики достижимы только при должном уровне правовой регламентации внешнеэкономических связей, в том числе и в сфере антидемпингового регулирования. В основание антидемпингового законодательства следует положить такие принципы, как законность, справедливость, международное сотрудничество в сфере антидемпингового регулирования и другие, которые и должны стать каркасом всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие при применении антидемпинговык пошлин.

Курс на активное участие в международном сотрудничестве в области антидемпингового обложения предполагает гармонизацию и унификацию российского антидемпингового законодательства с общепринятыми международными нормами по таможенно-тарифному регулированию внешнеторговой деятельности. Совместимость антидемпингового законодательства Российской Федерации с зарубежными образцами и международными стандартами ГАТТ/ВТО является необходимым условием для использования Россией преимуществ международного разделения труда.

Вместе с тем, переходный характер процессов, происходящих сейчас во внешнеэкономическом комплексе Российской Федерации, обусловил определенные пределы использования международного опыта таможенно-тарифного регулирования: российское законодательство должно быть приспособленным к реально сложившейся в стране политической и экономической ситуации.

Итак, демпинг - это продажа товаров и/или услуг по бросовым ценам. Считается недобросовестным видом конкуренции.Например, у вас есть конкурирующая организация. У вас больше денег и ресурсов и вы решили продавать свой товар очень дешево, в надежде вытеснить конкурента с вашего рынка, чтобы затем стать монополистом. Демпингуют на зло или просто для того, чтобы привлечь больше покупателей.
Часто демпингуют частные фирмы, когда участвуют в конкурсе на госзакупки. При этом они хотят получить доступ к мощному федеральному финансированию в надежде в дальнейшем продать дополнительные услуги. Часто здесь встречаются разнообразные перегибы. До такой степени, что фирма не может выполнит заказ, за который берётся по данной цене.
С одной стороны, демпинг - это недобросовестная конкуренция, с другой стороны - тут выигрывает конечный потребитель. Это хорошо видно на рынке электроники, когда цены на память постоянно падают в течение года благодаря очень жёсткой конкуренции между разными производителями.
C другой стороны, демпинг - верный путь к банкротству.Если ваши конкуренты прибегают к демпингу, то вы в общем случае не должны вступать в ценовую войну. Вам нужно отстроиться от конкурентов при помощи каких-то уникальных качеств товара.
Ещё нужно знать, что даже если вы сделаете цену ниже себестоимости, то есть сделаете чёрный демпинг, то даже в таком случае вы можете и не получить ажиотажного спроса, на который рассчитываете. Рынок может оказаться слишком маленьким.
Ценовой демпинг может привести как к захвату рынка, так и к полному краху. Например, страховые компании и банки могут постараться сверхвыгодными предложениями увеличить свою рыночную долю. И всё хорошо до наступления форм-мажора (например, мирового финансового кризиса). После такого форс-мажора даже гигантский банк может оказаться в полном крахе.
Валютный демпинг может складываться за счёт колебаний курса валют. Но в этом случае он затрагивает все импортируемые товары.
Чиптрип демпинг - это снижение издержек на транспорт и снижение за счёт этого цены товара. Кстати, недавно узнал информацию, что какие-то болты КамАЗу выгоднее заказать у производителя в Индии и привезти эти болты самолётом, чем покупать у местных производителей комплектующих. Демпинг ли это? Не знаю, но рабочая сила в Индии наверняка дешевле, чем в России, а ещё у них нет такой ужасной зимы, как у нас.
Позиционный демпинг применяют для создания монополии одного или нескольких производителей. При этом планомерно снижаются цены, вытесняя при этом более мелких производителей. После того, как конкуренты ушли, цены вновь задираются до высот Кавказа с целью получения сверхприбылей.
Примеры демпинга
Например, когда на внешнем рынке товар продаётся на много процентов дешевле, чем на внутреннем. А если правительство страны против этого, то делается ещё более хитрый демпинг. Строится завод на территории страны и производятся формально другие модели. При этом становится невозможным сравнивать цены на рынках двух стран.
Как вы понимаете, демпинг - это не есть хорошо. От этого страдают производители, продавцы, а также правительство, которое недополучает налоги.
Демпинг - это противоположенная ситуация другой крайности, когда монополисты задирают цены или повышают их много раз кряду.
В рамках всемирной торговой органицзации постоянно разрабатываются законы для противодействия недобросовестной конкуренции.