Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Цели ритуальной речи



Ритуал в речи

Всем известно, что человек ничего не делает просто так, каждый его посту­пок человека мотивирован и речевой поступок тоже. Чтобы это понять мы попытаемся проанализировать для чего мы здороваемся. Обычно говорят: "Доброе утро!" Или: "Здравствуйте!" Очевидно, с что не для осознанного пожелания добра (в русской традиции — доброй, т.е. хорошей погоды) или здоровья ("здравствуйте" — это императив от глагола "здравствовать"), так как мы здороваемся и с теми людьми, к которым относимся недоброжелательно. Рассмотренный смысл не вкладывается обычно в приветствие. Человек здоровается потому, что так принято, и если он этого не сделает, то вызовет к себе негативное отношение со стороны людей, которые его окружают. Этот пример демонстрирует нам такое явление как речевой ритуал.

А.С. Дыбовский формирует следующие определение речевого ритуала.

Речевой ритуал — это рутинная форма социально-культурного взаимодей­ствия людей. В этой форме личность реализуется как функциональная единица социума, проявляет себя как неотъемлемый элемент социально значимого процесса. В речевом ритуале индивидуальное подводится под существующие общественные стандарты, личностные характеристики приглушаются, уходят на второй план.

Е. Н. Зарецкая выделяет следующие группы в системе ритуалов, которые навязы­вают определенное поведение человеку в определенных условиях

1) законодательство;

2) этикет.

Первая группа правил — правила запрещающие, т.е. те, которые наклады­вают запрет на деятельность определенного типа; вторая группа — правила предписывающие, т.е. те, которые рекомендуют в определенной ситуации совершать или не совершать какие-то поступки. Правила законодательства и этикета выработаны человечеством для удобства и регламентации совместного бытия.

При нарушении законодательства очевидно, человека изолируют из общества. (тюрьма, ссылка).

При нарушении правил этикета люди вокруг человека исчезают. Попро­буйте в течение трех или четырех дней ни с кем не поздороваться и вы останетесь в одиночестве. Оказывается, что выход из человеческого пространства, в которое любой индивидуум помещен, для него критичен, это приводит к состоянию глубокой депрессии, нервного стресса.

Вне всякого сомнения, человек рождается без знания законодательства и эти­кета, но он открыт для этого знания, и с первых же дней его жизни родители, педагоги, окружающие учат его речевым ритуалам, обоих групп необходимых для существования в мире ( благодарность, прощание). Каждый из нас, конечно, владеет ими, но частично, на необходимом для коммуникации уровне.

Исходя из выше сказанного приветствия которые мы рассматривали в начале- это речь построенная в соответствии с правилами этикета. Мы полагаем, законодательство не настолько сильно влияет на нашу повседневную речь, как этикет, поэтому далее мы углубимся в анализ этикета, которая больше соотносится с нашим понятием ритуальная речь

Цели ритуальной речи

Ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социума, — и в этом ее целевая установка: "Я помню правила игры и по ним играю". Человек, который отвечает на приветствие, делает то же самое. Это обмен знаками принадлежности к одному сообществу, т.е. напоминание о себе как о члене этого сообщества.

Стадии ритуала

Е.Н. Зарецкая выделает две стадии ритуала:

1) он полностью понятен тем, кто его исполняет, текст ритуала имеет ясный смысл;

2) ритуал десемантизируется, служит лишь для подтверждения наличия общно­сти между исполняющими ритуал.

Десемантизация

 

Десемантизация — это распад, уменьшение или редукция смысла. Десемантиза­ция — процесс, в соответствии с которым определенный текст начинает частично или полностью терять свое значение. Само значение существует, его можно найти в толковом словаре, можно восстановить в своем сознании, но в речи (в конкретной речевой коммуникации) оно не проявляется. Говорящий это значение (скажем, пожелание добра в первой половине дня) не передает, а слушающий его не воспринимает.

Десемантизация текста распространяется и на случаи бытовой коммуника­ции. Вспомните, как вы первый раз поздно пришли домой и вас начали ругать родители — это на вас произвело сильное впечатление. Когда же это произошло в десятый раз, вы просто не услышали нравоучений, что легко объяснимо: направленный на вас текст успел десемантизироваться. Если один раз сказать маленькому ребенку: "Будешь есть кашу, вырастешь сильным, как Шварценеггер", он вам поверит. А если повторять ему это каждодневно, он кашу есть перестанет, а к вам начнет относиться неприязненно, тем более что в текст, который вы ему адресуете, никакой достоверный смысл не вложен.

Десемантизация является фактом как устной, так и письменной речи. Если вы неудачно высказались или написали и смысл вашего текста не дошел до сознания человека, повторение, как правило, только ухудшает ситуацию. Речь уже проиграна, и повторением вы проигрываете ее еще больше. Именно поэтому так важно и ценно каждое слово: сказанное один раз, оно должно запоминаться надолго. Надо суметь произнести его так, в такое время, в таком месте и в такой психологической ситуации, чтобы оно осталось в сознании другого человека. В этом и заключается ораторское искусство. То есть речевой ритуал требует четкого понимания коммуникативной ситуации (кто? кому? где? когда? о чем?)

Уровень десемантизации в ритуальной речи очень значителен за счет постоян­ного ее повторения.