Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Словосочетание как единица синтаксиса



Практическое занятие 3

I. 1.Общая характеристика словосочетания как единицы синтаксиса, его форма, значение, функция.

2.Соотношение словосочетания со словом, простым и сложным предложением.

3. Классификация словосочетаний:

а) по лексико-грамматической природе главного слова;

б) по степени синтаксической связанности компонентов;

в) по количественно-структурному основанию;

г) по значению;

д) по виду связи между компонентами.

 

П. Упр. 1. Из приведенных примеров выпишете словосочетания. Объясните, почему отдельные сочетания слов не являются словосочетаниями:

Без зазрения совести, в садах и лесах, вторые в списке, говорил что-то, вопреки рассудку, горько обиженный, едва заметный, желание нравиться, зелень садов, кто-то из нас, лежать во ржи, маскарад без масок, материнская любовь, на живую нитку, не очень радостна, обещал, а не сделал, остался живым, поднималась заря, приедет или прилетит, работал без выходных, собираясь прыгнуть.

Упр. 2. Определите тип словосочетания по характеру главного слова.

Богатая идеями, веселившая их, в третьей батарее, глухо постукивая, гордый без основания, двое беглых, домой вернулся, жаль пропавшего, изнывая от безделья, навзрыд плакала, навсегда расстались, неумное зазнайство, нечто удручающее, обе они, обучение по-новому, рагу по-татарски, раскатистое вперед, степь зимой.

Упр. 3. Определите тип словосочетания по количественно-структурному основанию и по значению.

Отправиться в гости к другу, назло надменному соседу, желание знать правду, кто-то из присутствующих, расположиться у реки на ночлег, бледный, быстро надеть туфли на высоком каблуке, привычка путешествовать, кусок хлеба, волноваться за друга, растерзать в клочья, два друга, перелистывать ноты, указывать на серьёзные ошибки, лишиться поддержки друга, ожидал увидеть знакомых, подъехать к дому на горе.

Упр. 4. Проанализируйте сложные словосочетания, опишите способы их образования.

Полностью доверять товарищу, научиться хорошо плавать, новый мост на реке, восхищаться интересным рассказом, модный галстук с синей полоской, вернуться поздней ночью из поездки за город, редактирование новой книги.

Упр. 5.Распределите словосочетания по группам в соответствии с теми отношениями, которые они выражают (объектные, определи­тельные, пространственные, временные, причинные, целевые и др.).

Проехать лес, перейти овраг, проплыть сто метров, едва слышно, просить прощения, сшить рубаху, любить дочь, резать бумагу, довольно грубо, подогнать к крыльцу, до­вольный успехом, ответить в шутку, сказать в оправдание, девятый день, моя тетрадь, их комната, возвращение ночью, бутылка из-под кефира, лечь отдыхать, приказ наступать, послать за доктором, очень обрадоваться, долго гулять, ступенька лестницы, идти переулком, сделать но глупости, сказать от зависти, отойти от стола, работать для победы, по-осеннему серый, рубашка наизнанку, сделать ради шутки, пятый за столом, посмотреть из любопытства, вернуться из-за дождя, все студенты, усталый после работы, внимание в продолжение всего вечера, хмурое утро, корзина с углем, глаза навыкате, поворот налево, сделать в насмешку, корм скоту, споткнуться о порог, волосы ершом, человек большого ума.

Упр. 6.Определите тип отношений и вид подчинительной связи.

Достаточно прочно, жить неподалеку, яйца вкрутую, сильно замерз­нуть, сидеть согнувшись, жажда знать, чистить щеткой, человек в очках, кожаный портфель, объяснение учителя, читать книгу, моя квартира, три тетради, решение декана, чай вприкуску.

 

Литература:

Основная

1. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К.Федоров – 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. – 464 с. - С. 269-281.+

2. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. 2. Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация/ Н.В. Костромина, К.А. Николаева, Г.М.Ставская, Е.Н.Ширяев; Под ред. Л.Ю.Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с. – С.186 -194.+

3.Кононенко В.И., Брицин М.А., Ганич Д.И. Русский язык. К.: Вища школа, 1978.

Дополнительная

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. Пособие для студентов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1981. – 271 с.- (Соврем. рус. яз. Ч. 3).- С. 38-45; 50-60+