Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы бюджетного процесса



1. Составление проектов бюджетов.

Ему предшествует разработка плана и прогноза социально-экономического развития РФ и подготовка сводных финансовых балансов, которые позволяют полнее анализировать движение национального дохода и учитывать все финансовые ресурсы, определяя объем и направления использования.

Сводные финансовые балансы позволяют исполнительным органам власти разрабатывать постатейно бюджетные расходы и составлять расчеты для определения доходов бюджетов.

За основу составления бюджета на очередной финансовый год берется бюджетное послание Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на финансовый год.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансирования затрат.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год разрабатывается перспективный финансовый план по укрупненным показателям бюджетной классификации на 3 года. Исходная база для его формирования – бюджет на текущий год и среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ.

Проект бюджета разрабатывается Правительством РФ за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Работа по проектированию бюджета подразделяется на 2 этапа:

1) выбор Правительством РФ плана-прогноза социально-экономического развития, разработка федеральными органами проекта бюджета;

2) распределение федеральными органами объема бюджетного финансирования в соответствие с функциональной и экономической классификацией. Составленный и согласованный проект федерального бюджета Правительство РФ выносит на рассмотрение в Государственную Думу (не позднее 26 августа текущего года). Одновременно с проектом бюджета предоставляются следующие документы и материалы:

- предварительные итоги социально-экономического развития за истекший период текущего года;

- прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

- основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

- план развития государственных и муниципальных секторов экономики;

- прогноз сводного финансового баланса на очередной финансовый год;

- прогноз консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

- проекты федеральных целевых программ, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;

- проекты программ по предоставлению гарантий;

- поквартальное распределение доходов и расходов бюджета.

 

2. Рассмотрение и утверждение бюджета.

Осуществляется в Федеральном собрании. Проект федерального бюджета, полученный Гос.Думой, направляется в комитет по бюджету для заключения на предмет соответствия требованиям бюджетного законодательства.

После получения заключения Гос.Дума начинает рассматривать бюджет в четырех чтениях:

В первом чтении Гос.Дума устанавливает основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации, распределение дохода от федеральных налогов между бюджетами разных уровней, дефицит бюджета в абсолютном выражении и в процентах. По результатам обсуждений принимается проект федерального бюджета в первом чтении и утверждаются основные его характеристики. Если проект бюджета отклонен в первом чтении, то Гос.Дума может:

А) передать законопроект в согласительную комиссию для уточнения основного характера бюджета и выработки согласованного варианта;

Б) вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

В) поставить вопрос о доверии к Правительству РФ.

Во втором чтении Гос.Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении и размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В третьем чтении утверждается:

- расходы бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям бюджетных средств;

- расходы по финансированию федеральных целевых и инвестиционных программ;

- программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе;

- распределение фонда финансовой поддержки по субъектам РФ;

- программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год;

- программы государственных внешних и внутренних заимствований.

В четвертом чтении законопроект ставиться на согласование и внесение в него поправок не допускается. → Закон «О федеральном бюджете».

Принятый Гос.Думой закон в течение 5 дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины членов этой палаты или если в течение 14 дней он не был рассмотрен. В случае отклонения закона Советом Федерации создается согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой в четырех чтениях.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На это отводится 14 дней. Если в этот срок Президент не подписал закон и отклонил его, то Гос.Дума и Совет Федерации рассматривают его вновь в установленном порядке (в четырех чтениях). Если при повторном рассмотрении закон был одобрен, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию в течение 7 дней.

Стадии составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения бюджета охватывают период от начала составления (за 10 месяцев до начала финансового года) до его утверждения (15 декабря текущего года).

 

3. Исполнение бюджета.

Начинается с 1 января следующего года. Исполняется бюджет Правительством РФ, Минфином и исполнительными органами субъектов федерации и муниципальных образований.

Данная стадия бюджетного процесса включает выполнение доходных и расходных частей бюджета. Исполнить бюджет по доходам – это значит мобилизовать средства от налогов и сборов и распределить их по уровням бюджетной системы. Исполнить бюджет по расходам – это значит профинансировать расходы предусмотренные в бюджете в соответствии с бюджетной росписью.

Сумма превышения доходов над расходами, образующаяся при исполнении бюджета в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, направляется на снижение размера дефицита и на выплаты сокращающие долговые обязательства бюджета.

Стадия исполнения бюджета длится в течение всего финансового года (с 1 января по 31 декабря).

4. Составление отчетов.

Конкретная работа по составлению отчетов по исполнению бюджета возложена на Минфин, налоговые органы и таможенный комитет. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Советом Федерации и Гос.Думой создана счетная палата, которая проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение. Правительство предоставляет отчет в Гос.Думу и одновременно в счетную палату не позднее 1 июня текущего года. Счетная палата проводит проверку отчета, и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев. Гос.Дума рассматривает отчет в срок 1,5 месяца после предоставления счетной палатой заключения по нему.