Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Розмежування видатків між різними ланками місцевих бюджетів.



Местные бюджеты – система формирования, распределения и использования ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций как собственных, так и делегированных.

Местные бюджеты:

- определяющее звено местных финансов, т.к. в них сосредоточено около 80% ресурсов, которые находятся в распоряжении органов местного самоуправления;

- важный элемент бюджетной системы каждой страны.

Одновременно местные бюджеты можно рассматривать в трех аспектах:

Во-первых, это правовой акт, в соответствии с которым исполнительные органы местной власти получают право самостоятельно распоряжаться определенными фондами денежных средств.

Во-вторых, это план (смета) доходов и расходов соответствующего местного органа власти или самоуправления.

В третьих, это экономическая категория, поскольку бюджет является закономерным экономическим элементом какой-либо самостоятельной территориальной единицы, наделенной правовым статусом.

Местные бюджеты как организационная форма – это балансовые счета доходов и расходов, которые мобилизуются и расходуются на соответствующей территории, соответствуют требованиям составления балансов, т.е. принципу сбалансированности.

Местные бюджеты – это важная финансовая категория, в основе которой находятся финансовые отношения, возникающие в процессе распределения ВВП путем формирования и использования местных бюджетов, а именно:

- отношения между местными бюджетами и хозяйственными структурами, которые функционируют на данной территории;

- отношения между местными бюджетами и населением данной территории, которые складываются в процессе мобилизации и расходования средств местных бюджетов;

- отношения между местными бюджетами разных уровней в процессе перераспределения финансовых ресурсов;

- отношения между местными бюджетами и Государственным бюджетом.

Особенность местных бюджетов в том, что они:

- отражают определенную четко ограниченную часть денежных отношений, складывающихся на данной территории.

- обеспечивают материальную независимость органов местного самоуправления и непосредственно подчинены им;

- все звенья местных бюджетов взаимосвязаны не только между собой, но и с предприятиями всех форм собственности, которые функционируют на территории региона. Эти отношения складываются в процессе перераспределения вновь созданной стоимости путем поступления в бюджет и финансирования из него.

Местные бюджеты как экономическая категория – это денежные отношения, которые возникают между местными органами самоуправления и субъектами распределения созданной стоимости в процессе формирования территориальных денежных фондов, которые используются для социально-экономического развития регионов и улучшения благосостояния населения данной территории.

Местные бюджеты – это план доходов и расходов территориально-административной единицы, через которые перераспределяется 1/5 часть ВВП страны.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении, а именно:

- Формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, подведомственных этим органам власти.

В Законе Украины «О местном самоуправлении» (ст. 1, 63) предусмотрено, что местный бюджет состоит:

- из текущего бюджета

- и бюджета развития.

Это разделение вызвано необходимостью решения вопроса о порядке финансирования в условиях дефицита бюджета. В этом случае в первую очередь финансируются расходы, которые включены в текущий бюджет.

Текущий бюджет используется для выполнения как собственных, так и делегированных полномочий. Средства текущего бюджета направляются на финансирование учреждений и организаций производственной и социальной инфраструктуры, которые содержатся за счет бюджетных ассигнований, а также на социальную защиту населения региона.

Формирование бюджета развития зависит:

- от наличия и состояния подготовки инвестиционных и инновационных проектов.

- от определения приоритетов развития территорий.

Особенностью процесса составления бюджета развития является определение сроков и часовых интервалов, на которые планируются программы развития. Реализация программ может осуществляться в течение нескольких лет и в несколько этапов. Это дает возможность:

- накапливать средства на глобальные программы;

- распределять более равномерно расходы на эти программы по периодам на несколько лет.

Основными источниками формирования бюджета развития являются:

1. Дивиденды, начисленные на акции, находящиеся в собственности территориальных органов власти.

2. Средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности, в том числе от продажи земельных участков не- сельскохозяйственного назначения.

3. Субвенции из других бюджетов, предоставляемые на выполнение инвестиционных проектов.

4. Средства, которые по решению соответствующего Совета передаются из другой части местного бюджета.

5. Средства от возвращенных займов и проценты за пользование ими. Субвенции из Государственного бюджета на выполнение инвестиционных проектов передаются только бюджету АР Крым, областным бюджетам, бюджетам г. Киева и г. Севастополя с правом дальнейшего их распределения для бюджетов органов местного самоуправления (ст. 105 Бюджетного кодекса). Выделяются субвенции только при наличии совместного соглашения между соответствующими органами местного самоуправления (ст. 142, 143 Конституции Украины; ст. 107 Бюджетного кодекса).

Местные бюджеты формируются в соответствии:

- с основными направлениями бюджетной политики на следующий бюджетный год;

- с основными направлениями социально-экономического развития соответствующей территории;

- с прогнозными показателями сводного баланса финансовых ресурсов соответствующей административно-территориальной единицы;

- с планами развития соответствующей территории;

- анализом исполнения соответствующего местного бюджета в текущем бюджетном периоде.

Согласно Бюджетному кодексу, к обязательным показателям и положениям, которые должен содержать решение о местном бюджете, относятся:

- Общая сумма доходов и расходов (с распределением на общий и специальный фонды, а также с распределением расходов на текущие и капитальные);

- Предельный объем годового дефицита (профицита) местного бюджета в следующем бюджете ном периоде и долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления на конец следующего бюджетного периода; полномочия по предоставлению гарантий Автономной Республики публики Крым и местного самоуправления, а также размеры этих гарантий с учетом положений статьи 17 Бюджетного кодекса;

- Бюджетные назначения главным распорядителям средств по бюджетной классификации;

- Доходы бюджета по бюджетной классификации;

- Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;

- Дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюджета.

Исполнение местных бюджетов базируется на следующих принципах:

- Плановости;

- Целевого направления;

- Эффективного и результативного использования средств;

- Оптимального сочетания собственных поступлений бюджетных учреждений, займов и бюджетных средств; соблюдение режима экономии и осуществление постоянного контроля за их использованием.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и выполнении государственного и местных бюджетов и бюджетных целевых фондов.

Бюджетная классификация имеет такие составные части:

- Классификация доходов бюджета;

- Классификация расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) бюджета;

- Классификация финансирования бюджета;

- Классификация долга.

Доходы, в свою очередь, классифицируются по следующим разделам:

- Налоговые поступления;

- Неналоговые поступления;

- Доходы от операций с капиталом;

- Трансферты.

Расходы бюджета классифицируются:

- Функциями, с выполнением которых связанные расходы (функциональная классификация расходов),

- Экономической характеристикой операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);

- Признаком главного распорядителя средств (ведомственная классификация расходов);

- За бюджетными программами (программная классификация расходов).

Распределение расходов по этим видам классификации не заменяют, а дополняют друг друга, представляя бюджет в различных разрезах. Функциональная классификация используется для:

- Представление бюджета на рассмотрение совета соответствующего уровня (в будущем эту роль осуществляет программная классификация расходов);

- Формирование показателей сводного бюджета и осуществление международных сравнений расходов по функциям;

- Осуществление макроэкономического анализа и формирования государственной политики в различных отраслях экономики.

Экономическая классификация:

- Основой ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- Инструментом административного контроля использования средств.

- Обеспечивает ведение реестра всех распорядителей бюджетных средств;

- Дает возможность четко распределять ответственность за выполнение функций (в будущем программ) распорядителями бюджетных средств.

Программная классификация необходима для:

- Представление проекта бюджета на рассмотрение соответствующего совета;

- Представление того, какая деятельность будет финансироваться и какие задачи и цели при этом будут относиться;

- Проведение анализа использования средств и достигнутых результатов.