Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Шляхи вдосконалення міжбюджетних відносин.



Регулирование межбюджетных отношений - это ежегодное плановоеперераспределение общегосударственных централизованных финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы с целью сбалансирования всех бюджетов за объемом, необходимым для выполнения местными органами своих функций. Регулирование межбюджетных отношений осуществляется каждым представительным органом относительно бюджетов низшего уровня.

Основные задачи регулирования межбюджетных отношений заключаются в следующем:

а) достижение соответствия между расходами и доходами бюджетов всех уровней;

б) обеспечение соответствия в поступлении доходов с потребностями в расходах бюджетов всех уровней;

в) создание заинтересованности органов местного самоуправления в полной мобилизации доходов;

г) согласование и увязка объемов полученной финансовой помощи в форме межбюджетных трансфертов с конкретными усилиями по мобилизации доходов;

д) обеспечение выравнивания бюджетов финансовыми ресурсами на уровне гарантированного государством минимума социальных услуг на одного жителя каждого населенного пункта.

Самостоятельность всех бюджетов обеспечивается закрепленными за ними соответствующими источниками доходов. Объем закрепленных доходов напрямую связан с экономикой каждой административно-территориальной единицы. Получение закрепленных доходов каждым бюджетом основном гарантирует покрытие только части его расходов. Разрыв в доходах, как разница между объемом расходов и объемом закрепленных доходов покрывается при утверждении бюджетов за счет межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты - это финансовые ресурсы, которые безвозмездно и бесповоротно передаются из одного бюджета в другой. Различают следующие их виды: дотация выравнивания, субвенция, субсидия.

Субвенция - это форма финансовой помощи, предоставляемой в абсолютной сумме денежных средств. Она выделяется из бюджета высшего уровня для бюджета низшего уровня и имеет исключительно целевое назначение для осуществления финансирования определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования. Субвенция основном обусловлено необходимостью балансирования бюджета.

Дотация - это определенная сумма денежных средств, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня для бюджета низшего уровня на безвозвратной основе с целью покрытия бюджетного дефицита.

Субсидия - это выделение определенной суммы денежных средств из бюджета высшего уровня для бюджета низшего уровня в форме помощи с целью проведения определенного мероприятия. Средства субсидии подлежат возврату в случае нарушения целевого использования. Субсидия основном не связывается с балансированием бюджета.

Межбюджетные отношения - это отношения между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением относительно обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

Целью регулирования межбюджетных отношений является обеспечение соответствия между полномочиями на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами Украины за бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

Расходы на осуществление полномочий, выполняемых за счет средств Государственного бюджета и местных бюджетов, делятся на:

-Расходы на обеспечение конституционного строя государства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства, а также другие, предусмотренные настоящим кодексом расходы, которые не могут быть переданы на исполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению;

-Расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на исполнение Автономной Республике Крым и местному самоуправлению с целью обеспечения эффективного их исполнения на основе принципа субсидиарности;

- Расходы на реализацию прав и обязанностей Автономной Республики Крым и местного самоуправления, которые имеют местный характер и определенные законами Украины.

- Расходы на обеспечение конституционного строя государства осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины. Прочие расходы осуществляются за счет средств местных бюджетов, в том числе трансфертов из Государственного бюджета Украины.

Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на выполнение бюджетных программ местными бюджетами, распределяется между видами расходов соответственно приоритетам бюджетной политики государства.

При расчете финансового норматива бюджетной обеспеченности может предусматриваться объем нераспределенных расходов, объединяющий виды расходов на те полномочия, по которым установления нормативов нецелесообразно. Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности для местных бюджетов корректируются коэффициентами, которые учитывают отличия в стоимости предоставления социальных услуг в зависимости от следующих показателей:

-Количества населения и потребителей социальных услуг;

-Социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей (из времени их определения) административно-территориальных единиц.

Коэффициенты корректировки утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Коэффициент выравнивания применяется к вычисленного за формулой объема средств, подлежащих передаче в Государственный бюджет Украины, и определяется в пределах от 0,60 до единицы.

Верховная Рада Автономной Республики Крым и соответствующие советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах такие виды межбюджетных трансфертов:

- Субвенции на содержание объектов общего пользования или ликвидацию отрицательных последствий деятельности объектов общего пользования;

-Субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений;

-Субвенции на выполнение инвестиционных проектов;

-Прочие субвенции.

Предоставление государством налоговых льгот, уменьшающих доходы бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий, должно сопровождаться внесением изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины» на текущий бюджетный период, который предусматривают предоставление субвенции на компенсацию соответствующих потерь доходов бюджетов местного самоуправления. Субвенция на содержание объектов общего пользования или ликвидацию отрицательных последствий деятельности объектов общего пользования предоставляется из одного местного бюджета другому для компенсации этих расходов. Условия содержания объектов совместного пользования либо ликвидации отрицательных последствий деятельности объектов общего пользования и предоставления субвенции определяются на договорных началах между представителем субвенции и ее получателем.

Субвенции из Государственного бюджета Украины на выполнение инвестиционных проектов предоставляются из Государственного бюджета Украины бюджету Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя с их дальнейшим перераспределением для бюджетов местного самоуправления. Субвенции на выполнение инвестиционных проектов предоставляются на основах конкурентности между бюджетами местного самоуправления и предусматривают финансовое участие бюджета получателя субвенции в осуществлении программы или проекта. Органы местного самоуправления, в которых среднегодовой фактический объем расходов на содержание бюджетных учреждений за три последних бюджетных периода меньше объем, определенный согласно финансовым нормативам бюджетной обеспеченности, имеют приоритетное право на получение субвенции на выполнение инвестиционных проектов. Основные принципы предоставления субвенций определяются отдельным законом, порядок и условия их предоставления определяются Кабинетом Министров Украины, а объем субвенций на следующий бюджетный период определяется Законом «О Государственном бюджете Украины».

Субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных громад могут предусматриваться в составе их бюджетов в случае, если другой орган государственной власти или местного самоуправления может выполнить эту функцию эффективнее. Условия и порядок предоставления субвенции на выполнение собственных полномочий территориальных громад определяются соответствующим соглашением сторон.

Субвенции на выполнение инвестиционных проектов предоставляются с одного местного бюджета другому на основании договора между представителем субвенции и ее получателем.

Дотация выравнивания и субвенции из Государственного бюджета Украины местным бюджетам перечисляются со счетов Государственного бюджета Украины органами Государственного казначейства Украины бюджета Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения и районным бюджетам. Перечисление средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов городов Киева и Севастополя, бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и городов областного значения, районных и областных бюджетов, обеспечивается соответствующими органами Государственного казначейства Украины.

Порядок перечисления дотации выравнивания и субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам, средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, а также порядок перечисления межбюджетных трансфертов между местными бюджетами определяются Кабинетом Министров Украины и должны обеспечивать своевременность, равномерность, гарантированность и полноту перечисления трансфертов .

Регулирование межбюджетных отношений - это не только сбалансирования бюджетов и перераспределение бюджетных ресурсов, но и экономическая деятельность народнохозяйственного значения. В процессе межбюджетного регулирования воплощаются общегосударственные цели по созданию необходимых условий для экономического роста, развития производительных сил, ликвидации различий в уровнях развития отдельных территорий на основе экономически обоснованного обеспечения местных органов самоуправления соответствующими объемами финансовых ресурсов.

С целью укрепления базы доходов местных бюджетов представляется целесообразным закрепить за ними доходы, поступающие в форме платежей за ресурсы. Такой подход обеспечит реализацию права собственности Местных советов на ресурсы, предоставленные в их распоряжение и пользование субъектам хозяйствования. Это будет способствовать повышению эффективности их использования и заинтересованности местных органов в расширенном воспроизводстве ресурсов и усилении контроля за их использованием. Кроме того, возникает потребность во внедрении местных налогов с доходов за перепродажу недвижимости, автомобилей, технических средств и налога за загрязнение окружающей среды.

Всего совершенствования регулирования межбюджетных отношений по укреплению местных бюджетов и усиления их роли в формировании финансовой основы местного самоуправления нуждается в реформировании налогообложения на базе соответствующих научных исследований, изучения опыта зарубежных стран и внедрение их в практику бюджетного процесса в Украине.