Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эмиссия и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг

Политику в области государственных заимствований определя­ют законодательные (представительные) органы власти Россий­ской Федерации и субъектов РФ. Это осуществляется в процессе рас­смотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год. В частности, Федеральное Собрание определяет:

- источники финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных внутренних заимствований,

- пре­дел государственных внешних заимствований,

- объемы и перечень государственных внешних заимствований по показателям источ­ников внешнего финансирования дефицита бюджета,

- пределы предоставления государственных гарантий другим лицам на при­влечение внутренних и внешних заимствований,

- программы госу­дарственных внутренних и внешних заимствований.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принима­ет Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. Муниципальные займы осуществляются посредством выпуска и размещения муниципальных ценных бумаг от имени муниципальных об­разований.

Последовательность действий эмитента в связи с выпус­ком и размещением ценных бумаг именуется эмиссией ценных бумаг. В ст. 114 БК РФ определено, что решение об эмис­сии государственных ценных бумаг Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации, органами местного само­управления в соответствии с предельными объемами дефи­цита бюджета и государственного или муниципального долга. В данном случае речь идет о выпуске так называемых эмиссионных ценных бумаг, которыми согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» признаются любые ценные бумаги:

- закрепляющие совокупность имущественных и неиму­щественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных форм и порядка;

- размещаемые выпусками;

- имеющие равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приоб­ретения ценной бумаги.

Эмитентами применительно к государственным и муни­ципальным ценным бумагам выступают соответственно ор­ганы государственной исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обяза­тельства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Эмиссию облигаций может осуще­ствлять также Банк России.

Общая процедура эмиссии указанных ценных бумаг вклю­чает следующие этапы:

- принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

- регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;

- изготовление сертификатов ценных бумаг (для доку­ментарной формы выпуска);

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумаг оформляется зареги­стрированным в органе государственной регистрации ценных бумаг документом, который содержит данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бума­гой. В решении об эмиссии отражаются:

-сведения об эмитенте,

-объем и условия эмиссии,

-способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам.

Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопро­вождается присвоением государственного регистрационного номера (цифровой, буквенный, знаковый код), который идснтифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг. Все бумаги одного выпуска долж­ны иметь один государственный регистрационный номер. Регистра­ция эмиссии федеральных займов осуществляется путем внесе­ния соответствующей записи в Государственную долговую книгу РФ. Субфедеральные займы регистрируются Министерством фи­нансов РФ. После регистрации выпуска займа Минфин РФ несет ответственность за соответствие его условий законодательству России на момент регистрации и за полноту представленной эмитентом информации.

Изготовление сертификатов эмиссионных ценных бумаг предполагает выпуск эмитентом документов, удостоверяю­щих совокупность прав на указанное в них количество ценных бумаг.

Размещение эмиссионных ценных бумаг—это отчужде­ние эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владель­цам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Исполнение обязательств по государственным и муни­ципальным ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств соответственно государственной казны Российской Федерации, казны субъектов Федерации и муниципальной казны в соот­ветствии с законом или решением о бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.

Особенности процедуры эмиссии государственных и муни­ципальных ценных бумаг, их размещения и обращения опре­деляются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. .№ 136-ФЗ «0б особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с ним госу­дарственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящих­ся к эмиссионным ценным бумагам.

Обязательства Российской Федерации, ее субъекта и му­ниципального образования, возникшие в результате эмиссии соответствующих ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в рублях. Если эти бумаги удо­стоверяют право на получение доходов или погашение в денежной форме, то они подлежат оплате в рублях. Государ­ственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бума­ги иного имущественного эквивалента, также должны быть выражены в рублях.

Эмиссия ГЦБ допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год предельного размера соответствующего государственного долга, предельного объема заемных средств, направляемых, на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня, расходов на обслуживание соответствующего государственного долга. При этом предельный объем заемных средств, направляе­мых субъектом РФ в течение текущего финансового года на фи­нансирование бюджетного дефицита, не должен превышать 30% объема доходов регионального бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств. Предельный объем расходов на обслуживание регионального дол­га в текущем финансовом году не должен быть больше 15% объе­ма расходов соответствующего бюджета.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти утверждают основные (генеральные) условия эмиссии ценных бумаг определенного вида. Параметры эмиссии, не регламенти­рованные основными условиями, определяются эмитентом.

Генеральными условиями устанавливаются: вид ценной бумаги, закрепляемые ею права, её форма, порядок размещения и обращения, способ погашения.

В соответствии с основными условиями эмиссии займа эми­тент определяет обстоятельства размещения и обращения отдель­ных выпусков ценных бумаг данного вида. В частности, указыва­ется следующая информация: наименование эмитента, дата эмиссии, дата или период и порядок размещения, срок обраще­ния, дата и порядок погашения, номинальная стоимость одной ценной бумаги и др. В соответствии с установленными требова­ниями раскрываются сведения, включенные в основные пара­метры эмиссии.

Условия размещения и обращения отдельных выпусков займа устанавливаются в решении эмитента. Вся информация, характе­ризующая выпуск займа, публикуется в открытой печати или рас­крывается эмитентом иным способом.

По займам субъекта РФ, наряду с отмеченными данными, дополнительно раскрываются перечень офици­альных дилеров и бюджет заемщика (эмитента) на год выпуска займа, суммарная величина долга заемщика, га­рантии под выпускаемые ценные бумаги.

Для поддержания уверенности инвесторов в выполнении эми­тентом своих обязательств желательно в основных ус­ловиях эмиссии займа определять перечень конкретного имуще­ства, подлежащего реализации для исполнения обязательств заемщика по ценным бумагам при появлении у него финансовых затруднений. В соответствующих случаях можно предусмотреть и страхование ответственности за исполнение обязательств эми­тента по выпущенному им займу. Для инвесторов, знающих много случаев не­исполнения государством своих обязательств, недостаточ­но общего указания в Бюджетном кодексе РФ, что федеральные и региональные органы власти обеспечивают свои долги всем нахо­дящимся в их собственности имуществом.

Успешному размещению займов среди потенциальных инвесторов способствует их широкаядиверсификация по видам выпускаемых ценных бумаг, срокам их обращения, доходности, способам выплаты дохода, каналам реализации государственных бумаг, их доступность для массового инвестора, ликвидность го­сударственных долговых обязательств.

Под ликвидностью государственного долгового обязательства понимается способность ценной бумаги к быстрой её реализации и превращению в денежные средства без существенных потерь для держателя на колебаниях рыночной стоимости и издержках на ее реализацию.

Диверсификация государственных займов обеспечивает во­влечение в орбиту государственного долга средств многочислен­ных слоев инвесторов, из числа юридических и физических лиц. Займы с разнообразными условиями выпуска и обращения спо­собны привлечь интерес широкого круга кредиторов государства, различающихся по уровню благосостояния и доходов, экономи­ческим интересам и целевым установкам.

Минфин РФ, учитывая, что рынок государственных ценных бумаг относится к числу развивающихся рынков, проводит поли­тику ограничения эмиссии большого разнообразия предлагаемых инвесторам финансовых инструментов. Экономической основой такой политики является желание избежать увеличения доходно­сти по вновь предлагаемым долговым обязательствам и связан­ных с этим повышенных бюджетных расходов на обслуживание государственного долга, а также излишней конкуренции между финансовыми инструментами одного и того же эмитента.