Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эмиссия наличных денег.

Эмиссия наличных денег представляет собой выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящихся в обращении.

Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку. Центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков (именно она определяет размер эмиссии) в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется.

Эмиссия наличных денег производят ЦБ РФ и его расчетно- кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они не совершают движения, являются резервом.

В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления Центрального банка России.

Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ Вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления ЦБ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении может и не изменится. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия располагает только Правление ЦБ, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.

Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, ил населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.

7. Инфляция, ее причины и формы проявления.Инфляция – представляет собой обесценивание денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Современная инфляция не только характеризуется падением покупательной способности денег в связи с ростом цен, но и обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами (причинами) как в сфере производства и реализации, так и в денежном обращении, кредите и финансах. Первопричина инфляции – диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой и потребностями хозяйства в деньгах, кредитной экспансией и др.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные (монетарные). Неденежные – это факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве, с затратным механизмом хозяйствования, циклическим развитием экономики, монополизацией производства, государственно-монополистическим ценообразованием, кредитной экспансией и др.; денежные – кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения; увеличение скорости обращения денег и др.

Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек. Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но и повышают издержки производства при использовании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции.

8. Инфляция, ее типы и виды.В зависимости от факторов, которые преобладают, различают два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек производства.

Инфляция спроса Инфляция издержек производства
Особенности
· Много денег при малом количестве товаров; · Спрос на товары и услуги превышает предложение; · Производство не удовлетворяет потребности населения. Избыток спроса ведет к росту цен. · Расходы на производство товара и оказание услуг возрастают быстрыми темпами под влиянием специфики развития производства, деятельности государства, политики профсоюзов; · Повышение издержек производства ведет к росту цен.
Причины инфляции
· Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная продукция, приобретаемая по заказам государства, направляется в запас, минуя, по существу, рынок и не требуя для обслуживания этой продукции денег · Дефицит бюджета и рост госдолга. Расширение функций государства ведет к увеличению его расходов, превышающих его доходы, и увеличению государственной задолженности. Последняя покрывается либо госзаймами, либо эмиссией банкнот, что дает государству дополнительные средства и, следовательно, создает излишек спроса; · Кредитная экспансия банков. Расширение кредитной системы и кредитных операций ведет к увеличению кредитных орудий обращения и создает дополнительные требования на товары и услуги; · Импорт иностранной валюты. Приток иностранной валюты в страну в связи с благоприятным валютным курсом и приток иностранной валюты при активном платежном балансе создает дополнительный спрос на товары и услуги и повышает на них цены. · Снижение производительности труда. Это связано с циклическими колебаниями и структурными изменениями в экономике в отдельные периоды, что увеличивает издержки на единицу продукции и, следовательно, прибыли. В итоге – общее снижение объема производств, сокращение предложения товара и рост цен. · Расширение сферы услуг и появление новых видов услуг. В результате растет оплата труда при относительно низкой по сравнению с производством производительности. Отсюда общий рост цен на услуги. · Повышение оплаты труда, особенно в годы подъема. Это вызвано экономической мощностью работающих и активной деятельности профсоюзов, не позволяющих снижать оплату при падении производительности труда. Возникает инфляционная спираль: зарплата-цены. · Высокие косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Они являются ценооб-разующим фактором, широко использующимся государством для наполнения доходами своего бюджета. В конечном итоге возникает общий рост цен.
     

 

1) ползучая (умеренная) – ежегодные темпы прироста цен от 3% до 5-10% – характерна для экономически развитых стран, рассматривающих ее как стимул производства.

2) галопирующая – среднегодовые темпы пророста цен от 10% до 50% (иногда до 100%).

3) гиперинфляция, при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.