Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Учебный стандарт.

Литература XIX в. Реализм.

Истоки и пути формирования классического реализма XIX в. Народная песня Беранже. Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П.Мериме. Своеобразие творческой манеры Ч.Диккенса и У.Теккерея. Развитие реализма в произведениях Г.Флобера. Поэзия середины века и Ш.Бодлер. Поздний американский романтизм. Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романы Н.Готорна и Г.Мелвилла, поэзия У.Уитмена.

 

2. Цели и задачи дисциплины.

Курс «История зарубежной литературы XIX века. Часть 2. Реализм» охватывает 30-70-е годы XIX столетия. Серьезное знакомство с зарубежной литературой этого периода (в программе учтены различные национальные традиции, дана характеристика творчества крупнейших писателей) позволит яснее представить ход развития русской литературы как части общеевропейского литературного процесса. По изучении курса студент должен показать знание текстов художественных произведений, уметь анализировать их, учитывая историко-литературный контекст эпохи. Зачет по курсу ставится по результатам письменной контрольной работы (нужно выбрать одну из 4 предложенных работ) и устных ответов на вопросы.

 

3.Содержание лекционного курса

3.1.Реализм как художественный метод и литературное направление. Французский реализм (П.Мериме, Ф.Стендаль) - 2 часа

Общая характеристика эпохи. Реализм как постромантическая художественная система XIX-XX вв. Проблема термина "реализм". Философские и эстетические предпосылки формирования реализма. Сущность реалистического метода. Система жанров реалистической литературы, важное место, отводимое в ней роману. Реализм как направление во французской литературе 30-70-х гг. XIX в. Сочетание романтических и реалистических тенденций в творчестве П.Мериме. Литературные мистификации ("Театр Клары Газуль", "Гюзла"). Роман "Хроника времен Карла IX" - полемика с концепцией романтического исторического романа. Новеллы Мериме: специфика жанра, особенности композиции, образ рассказчика. Обоснование эстетических принципов Ф.Стендаля в трактате "Расин и Шекспир". Тема Италии в творчестве писателя: работы по истории музыки и живописи, путевые заметки, сборник "Итальянские хроники". Эволюция "истории молодого человека" от "Красного и черного" к "Люсьену Левену" и "Пармской обители".

3.2.Французский реализм (творчество О.Бальзака и Г.Флобера) - 2 часа.

Мировоззрение и эстетические взгляды О.Бальзака. Проблематика и структура цикла "Человеческая комедия". Особенности композиции и полифоничность произведений Бальзака. История молодого человека в романах "Отец Горио", "Утраченные иллюзии", "Шагреневая кожа". 50-60-е гг. XIX в. как особый этап в развитии французского реализма. Предвосхищение натурализма и декаданса в эстетике Флобера. "Мир цвета плесени" - предмет изображения в романе "Госпожа Бовари". Понятие "боваризма". "Воспитание чувств" - "история одного молодого человека", вырастающая в портрет поколения "неудачников". Исторический пессимизм Флобера, скептицизм последних произведений писателя ("Искушение святого Антония", "Простая душа", "Бювар и Пекюше").

3.3.Английский реализм - 2 часа

Реализм как направление в английской литературе 30-70-х гг. XIX в. Начало викторианской эпохи. "Блестящая плеяда" романистов: Ч.Диккенс, У.Теккерей, Ш.Бронте, Э.Гаскелл, Дж.Элиот, У.Коллинз, Э.Троллоп. Этапы жизни и творчества Ч.Диккенса. Диккенс-журналист. "Посмертные записки Пиквикского клуба": сюжет, композиция, персонажи. Мир детства в романах писателя (от "Оливера Твиста" к "Домби и Сыну", "Дэвиду Копперфильду" и "Большим надеждам"). Социальная и нравственная проблематика романов Диккенса. Социальная трилогия 50-х гг. - "Холодный дом", "Тяжелые времена", "Крошка Доррит". Новые черты реализма в поздних романах Диккенса. Своеобразие художественного метода и творческая эволюция писателя.

 

4.Контрольные работы по курсу

4.1. Новеллистика П.Мериме*

1.Общая характеристика творчества П.Мериме.

2.Проблематика и поэтика новелл писателя. Жанровая специфика, особенности композиции, образ рассказчика, приемы создания характеров:

а) новеллы о нравах и жизни светского общества ("Этрусская ваза", "Двойная ошибка", "Арсена Гийо");

б) "естественный человек" и "местный колорит" ("Таманго", "Коломба", "Матео Фальконе", "Кармен");

в) группа новелл с фантастическими мотивами ("Души чистилища", "Венера Илльская", "Локис", "Джуман").

*/возможен анализ всех тематических групп или одной из них/

Литература

1.История французской литературы: в 4-х т.-Т.2.-М.-Л.,1956 (ч.3, гл.9)

2.Виппер Ю.Б. Проспер Мериме - романист и новеллист/ Ю.Б.Виппер// Мериме П. Хроника царствования Карла IX. Новеллы.-М.,1968

3.Данилин Ю.И. Проспер Мериме/ Ю.И.Данилин// Мериме П. Избранные сочинения: в 2-х т.-Т.1.-М.,1956

4.Дынник В.А. Проспер Мериме/ В.А.Дынник// Мериме П. Собрание сочинений: в 6-ти т.-Т.1.-М.,1963

5.Фрестье Ж. Проспер Мериме/ Ж.Фрестье.-М.,1987

 

4.2. История молодого человека во французской реалистической

литературе XIX века*

1."Красное и черное" Стендаля - Жюльен Сорель.

2."Отец Горио" Бальзака - Эжен Растиньяк.

3."Утраченные иллюзии" Бальзака - Люсьен Рюбампре и Давид Сешар.

4."Шагреневая кожа" Бальзака - Рафаэль Валантен.

5."Воспитание чувств" Флобера - Фредерик Моро.

*/возможен анализ только одного романа/

Литература

1.Реизов Б.Г. Французский роман XIX в./ Б.Г.Реизов.-М.,1977

2.Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество/ Б.Г.Реизов.-Л.,1978

3.Фрид Я.В. Стендаль: очерк жизни и творчества/ Я.В.Фрид.-М.,1958

4.Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути/ Д.Д.Обломиевский.-М.,1961

5.Кучборская Е.П. Творчество Бальзака/ Е.П.Кучборская.-М.,1970

6.Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции/ А.Ф.Иващенко.-М.,1955

7.Реизов Б.Г. Творчество Флобера/Б.Г.Реизов.-М.,1955

 

4.3. Роман Г.Флобера "Госпожа Бовари"

1.История создания романа "Госпожа Бовари". Сюжет и композиция произведения.

2.Образ Эммы Бовари. Тема романтических иллюзий, разрыва между мечтой и реальностью.

3.Изображение среды в романе.

4.Новые черты реализма 50-60-х гг. XIX в. в романе "Госпожа Бовари".

Литература

1.Реизов Б.Г. Французский роман XIX в./ Б.Г.Реизов.-М.,1977

2.Реизов Б.Г. Творчество Флобера/ Б.Г.Реизов.-М.,1955

3.Пузиков А.И. Портреты французских писателей/А.И.Пузиков.-М.,1981

4.Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции/ А.Ф.Иващенко.-М.,1955

 

4.4. Роман Ч.Диккенса "Большие надежды"

1."История молодого человека" в раннем и позднем творчестве Диккенса: проблема эволюции образа (от романа "Жизнь и приключения Николаса Никльби" к роману "Большие надежды").

2.Образ Филипа Пиррина и история его жизни в контексте европейской реалистической литературы XIX века ("Утраченные иллюзии" и "Блеск и нищета куртизанок" Бальзака и "Большие надежды" Диккенса).

3.Новые черты реализма в позднем творчестве Диккенса и поэтика романа "Большие надежды".

Литература

1.Гениева Е.Ю. Творчество Диккенса 50-60-х годов/ Е.Ю.Гениева// История всемирной литературы: в 9-ти т.-Т.7.-М.,1991.-С.334-344

2.Ивашева В.В. Английский роман XIX века в его современном звучании/ В.В.Ивашева.-М.,1990

3.Катарский И.М. Диккенс/ И.М.Катарский.-М.,1960

4.Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества/ Н.П.Михальская.-М.,1959

5.Сильман Т.И. Диккенс: очерки творчества/ Т.И.Сильман.-Л.,1970

 

5.Список литературы

5.1.Художественные тексты

1.П.Мериме. Новеллы (3-4)

2.Ф.Стендаль. Красное и черное

3.О.Бальзак. Отец Горио. Утраченные иллюзии

4.Г.Флобер. Госпожа Бовари

5.Ч.Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба (отдельные главы). Домби и Сын. Большие надежды

 

5.2.Учебники и учебные пособия

1.История зарубежной литературы XIX века/ под ред. Н.А.Соловьевой.-М.,1991

 

5.3.Дополнительная литература

1.Ивашева В.В. Английский роман XIX века в его современном звучании/ В.В.Ивашева.-М.,1990

2.Катарский И.М. Диккенс в России: середина XIX века/ И.М.Катарский.-М.,1966

3.Кучборская Е.П. Творчество Бальзака/ Е.П.Кучборская.-М.,1970

4.Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: очерк жизни и творчества/ Н.П.Михальская.-М.,1959

5.Пирсон Х. Диккенс/ Х.Пирсон; [пер. с англ.].-М.,2001

6.Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика/ Б.Г.Реизов.-Л.,1974

7.Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество/ Б.Г.Реизов.-Л.,1978

8.Реизов Б.Г. Французский роман XIX века/ Б.Г.Реизов.-М.,1977

9.Сиприо П. Бальзак без маски/ П.Сиприо; [пер. с фр.].-М.,2003

10.Тайна Чарльза Диккенса: библиографические разыскания.-М.,1990

11.Тугушева М.П. В надежде правды и добра: портреты писательниц/ М.П.Тугушева.-М.,1989

12.Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса/ Э.Уилсон; [пер. с англ.].-М.,1975

13.Урнов М.В. Неподражаемый Чарльз Диккенс/ М.В.Урнов.-М.,1990

14.Честертон Г.К. Чарльз Диккенс/ Г.К.Честертон; пер. с англ.-М.,2002

 

6.Вопросы к зачету

1.Реализм как художественный метод и литературное направление.

2.Французский реализм середины XIX века. Сочетание романтических и реалистических тенденций в творчестве П.Мериме, проблематика и поэтика его новелл.

3.Эстетические принципы Ф.Стендаля (трактат "Расин и Шекспир"). "Красное и черное" - "хроника XIX века", история молодого человека в романе.

4.Мировоззрение и эстетические взгляды О.Бальзака. Проблематика и структура цикла "Человеческая комедия", место в нем романа "Отец Горио".

5.История молодого человека в романе Бальзака "Утраченные иллюзии". Смысл заглавия романа.

6.Творчество Г.Флобера - новый этап в развитии французского реализма. Проблематика и поэтика романа "Госпожа Бовари".

7.Английский реализм середины XIX века. Общая характеристика творчества Ч.Диккенса. Своеобразие художественного метода писателя, его творческая эволюция.

8.Специфика раннего творчества Диккенса. Роман "Посмертные записки Пиквикского клуба".

9."Домби и Сын" Диккенса как социально-психологический роман.

10.Новые черты реализма в позднем творчестве Диккенса. Тема "ожиданий и утраченных иллюзий" в романе "Большие надежды".