Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы развития менеджмента российского туризма



Развитие менеджмента туризма можно проследить на примере России. На первом этапе (до 1890 г.) здесь превалировали просветительские концепции. В эти годы туризм характеризуется отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий прежде всего в целях школьного образования, сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому неслучайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои интеллигенции России. Эта социальная ориентация туризма сохраняется в нашей стране и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма других стран Европы и США.

На втором этапе (1890-1927 гг.) на передний план вышли предпринимательские концепции. С начала быстрого развития капитализма в России еще более быстрыми темпами развивается туристская инфраструктура - рестораны, доходные дома и гостиницы, транспортная сеть. Начинает формироваться туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и рекреационно-экскурсионный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая всех ресурсов для военных целей, не оставила никаких шансов развитию наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Третий этап развития российского туризма (1927-1969 гг.) ознаменовался полной победой и монополией организационно-централизованной концепции. Этот этап характеризуется доминированием идеологических функций туризма и экскурсий над хозяйственными. Надо сказать, что не только большевики впервые идеологизировали туризм: социальные и воспитательные функции туризма отмечены в программных документах практически всех демократических партий накануне революции - эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. Другое дело, что большевики проводили их в жизнь более последовательно. Параллельно с социализацией, политизацией и идеологизацией туризма аналогичные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и т. п. С возникновением Общества пролетарского туризма (1929-1936 гг.) происходит его окончательная монополизация. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов (1936 г.) организационно оформило исключительно социальный характер туризма в СССР. При этом развитие туризма идет чрезвычайно быстро, но экстенсивно, за счет включения все новых рекреационных ресурсов и территорий, но при исключительно низком его материально-техническом обеспечении и качестве обслуживания. Так формируется в мире самая крупная, массовая, но и дешевая материальная база социального и самодеятельного туризма. К концу этого периода начинают обостряться противоречия из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких, в том числе дотационных, цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой концепции организации туризма, основанной на системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Четвертый этап (1969-1990 гг.) характеризуется приоритетом административно-нормативной концепции развития туризма. Эта концепция обеспечивала быстрые темпы роста социального туризма, но не могла обеспечить роста качества туристского обслуживания, которое именно в эти годы значительно отстало и продолжало отставать от признанных зарубежных стандартов. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обостряли имеющиеся противоречия:

- между объективным ростом потребностей населения в туристско-экскурсионных услугах и слабым использованием имеющейся материальной базы туризма. Так, уровень удовлетворения потребностей в 1985 г. составлял лишь 8 %. В то же время материальная база загружалась только на 53 % в год;

- между массовым характером туристского обслуживания и индивидуализированным характером туристских потребностей и мотиваций. Ориентация туристских организаций на массовое обслуживание препятствовала их специализации на программном и тематическом обслуживании;

- между структурами свободного времени и туристского предложения. Так, структура туристского предложения была сориентирована главным образом на обслуживание туристов в отпускное время, которое в бюджете свободного времени занимает всего 8 %. Неразвитость так называемых уикэндных форм рекреации приводила к тому, что отпускной туризм выполнял исключительно реабилитационную функцию, а функция развития оставалась "за кадром"отечественного туризма;

- между административно-командным характером планирования туризма, способным обеспечить лишь экстенсивный путь его развития, и требованием интенсификации туристско-экскурсионного обслуживания за счет внедрения передовых технологий и методов, обеспечения роста качества услуг;

- отсутствовала базовая и непрерывная система подготовки туристско-экскурсионных кадров, способных выполнить комплекс инноваций в туризме;

- низкий уровень хозяйственной самостоятельности туристских предприятий и отсутствие на этом фоне заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности.

Сложившаяся система противоречий уже в начале 1980-х годов требовала коренной перестройки не

только хозяйственного механизма, но и всей системы производственных отношений в туризме.

К позитивным итогам этого периода следует отнести:

- возросший интерес к туризму со стороны науки;

- создание системы рекреационного проектирования крупных туристских комплексов (особенно в связи с проведением в 1980 г. в Москве Олимпийских игр);

- начало формирования профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров для туристско-экскурсионной сферы.

Пятый этап развития менеджмента туризма – переходный (начиная с 1990 г.). В нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

- изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

- переход от монопольной к многоукладной экономике туризма;

- активное развитие предпринимательского сектора в туризме (малые и средние туристские предприятия);

- переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений и механизмов;

- создание и развитие государственных организационных структур по управлению туристской отраслью, региональных и местных структур управления туристской сферой;

- развитие негосударственных общественных объединений в туризме;

- принятие концепций, целевых программ и стратегий развития туризма в РФ, а также на уровне субъектов федерации (регионов) и муниципальных образований;

- переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения туристской отрасли.

К основным факторам, обусловившим появление противоречий в переходном периоде, следует отнести:

- быстрый организационный развал туризма в постсоветской России;

- отсутствие центростремительных сил и тенденций для формирования необходимых единых коммуникаций (телекоммуникационные системы; система маршрутов; централизованные системы информации потребителя);

- отсутствие единой государственной политики в области протекционирования туризма как эффективной сферы экономики, в развитии которой остро нуждается Россия именно в период кризиса;

- "теневой", иногда криминальный подтекст складывающихся экономических отношений между турфирмами, банками, авиакомпаниями, зарубежными партнерами.

Эти и другие, проявившиеся в последние годы противоречия, резко обозначили негативные моменты современного туризма:

- цены на отдых значительно выросли, а возможности дотаций практически исчерпаны, что создало новую, асоциальную ситуацию в среде потребителей, которые привыкли к доступному и дешевому отдыху и к тем гарантиям, которые в прошлом им предоставляли в этом профсоюзы;

- большинство туристских предприятий, куда невозможно было достать путевку в прошлые годы, сейчас фактически обанкротилось. И хотя развитие предприятий непроизводственной сферы необходимо для вывода экономики из кризиса (структурная перестройка хозяйственного комплекса страны в пользу непроизводственного сектора экономики, конверсия и т. п.), механизмы их инвестиционной и протекционистской поддержки не используются;

- резко упал спрос на туризм, поскольку население не имеет необходимых средств на отдых, хотя потребности в нем остались. Россияне до сих пор осознают отдых как важную часть социальных завоеваний и свобод, что создает массовую социальную базу для конфронтации и противостояния различного уровня и характера;

на фоне резкого сокращения внутреннего туризма быстро растет выездной туризм российских граждан, который сопровождается значительным вывозом капитала за рубеж. Эти средства инвестируют развитие туризма в других странах. Объективно ситуация такова, что именно российские инвестиции создают новые рабочие места не в России, а в Греции, Турции, Китае, Таиланде, на Кипре и даже в США.

Основными сдерживающими факторами для развития внутреннего и въездного туризма являются:

- значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время ;

- недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;

- постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущих к удорожанию туристских продуктов;

- обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;

- дефицит квалифицированных профессиональных кадров;

- низкое качество туристских услуг, сервисных технологий, недостаточный уровень комфорта. Несоответствие качества стоимости обслуживания.

- избыточные административные формальности, связанные инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;

- недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма и др.

Препятствием на пути развития массового туризма является также нехватка в стране гостиниц туристского класса. К примеру, Санкт-Петербургу не хватает, прежде всего, 3-звездочных отелей и гостиниц эконом-класса. Состоятельных туристов, которые могут себе позволить высококлассное размещение, меньшинство. А для самых активных гостей - людей, которые чаще всего путешествуют семьями, молодежь - нет подходящих средств размещения. В историко-культурных центрах - таких, как Владимир и Суздаль, Ростов Великий, Псков, Новгород, Ясная Поляна, Ярославль, Переславль-Залесский, Кострома, - туристы редко задерживаются более чем на одну ночь. Тем не менее, дефицит средств размещения периодически возникает и здесь. Существующие гостиницы не покрывают спрос.

Реальное содержание концепции современного туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативных результатов и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода экономической и политической реформы, осознания властными структурами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фактора развития всей сферы услуг в России.