Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ятрогении детей и подростков



Медицинские сестры детских стационаров должны помнить, что в нервно- психическом развитии детей отмечается эволюция в сторону «повзросления», поэтому медсестры должны строить свои взаимоотношения с больными детьми на основе уважительного отношения к ребенку как личности. Умное, доброжелательное слово медицинского работника ободряет больного, вселяет веру в быстрое выздоровление и возвращение в семью; равнодушное, черствое, бестактное - ранит, а иногда - ухудшает общее состояние больного. Неправильное поведение медицинского работника или резкое, грубое слово могут нанести психическую травму и больному ребенку, и его родственникам, особенно матери. Из опыта медицинской практики можно сказать, что у части впечатлительных детей с особо тревожно-мнительным характером чаще, чем у других, возникают ятрогенные состояния. Источниками этих состояний или предрасполагающими факторами могут быть:

-длительные переживания детей в связи с неудачами в учебе, разладом в семье,

-перегрузки при занятиях в двух школах (например, общеобразовательной и музыкальной),

-хронические заболевания с нарушением функционального состояния нервной системы.

Сильную психическую травму наносит детям смерть близких родственников. Нередко психическая травма является причиной развития тяжелого заболевания. В литературе приводятся следующие примеры:

В областную детскую больницу поступила больная с сахарным диабетом 12 лет в тяжелой диабетической коме, которая возникла в результате психической травмы (у больной трагически погиб старший брат). Ранее признаки болезни у девочки отсутствовали.

На лечение в больнице находилась так же девочка 7 лет с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. Симптомы заболевания ( боль в области живота натощак и в ночное время, тошнота, рвота) возникли у нее через неделю после похорон отца. При рентгенологическом исследовании обнаружена " ниша" в области двенадцатиперстной кишки, свидетельствующая о наличии язвы. До этого жалоб и симптомов болезни у девочки не было.

Медицинскому персоналу нужно проявлять особое внимание к таким детям. При ласковом, добром отношении ребенок постепенно успокаивается. Недопустимо неискреннее поведение взрослых - заигрывание, сюсюканье, фальшивое умиление. Дети остро чувствуют неискренность и не любят подобного отношения к себе.

Ятрогении и навязчивый страх болезни (фобия) могут возникнуть при синдроме вегетососудистой дистонии подросткового периода, особенно у детей-акселератов. Сейчас установлено, что при аксилерации отсутствует параллелизм между развитием внутренних органов, ростом и массой тела. Так, увеличение массы сердца и диаметра сосудов в подростковом возрасте не совпадает с увеличением росто - массовых показателей, в связи, с чем у подростков высокого роста могут наблюдаться такие симптомы, как:

-головокружение,

-боль в области сердца,

-затрудненное дыхание,

-утомляемость,

-повышенное или пониженное артериальное давление.

Следует помнить, что такие же изменения могут наблюдаться у подростков при переутомлении, например, при усиленных тренировках в спортивной школе перед соревнованиями, нарушения режима труда и отдыха, а также при недосыпании. Появление этих изменений вызывает тревогу и страх у подростка и его родителей, которые часто трактуют их как признаки тяжелого заболевания сердца. В подобных случаях необходимо провести соответствующее обследование и убедить подростка и его родителей в необоснованности волнений.

Необходимо предостеречь о ятрогенном влиянии медицинской терминологии. Такая "информация" у постели больного или при разговоре с его родственниками совершенно излишняя. Нередко дети, встревоженные непонятными словами и их смыслом, в искаженном виде сообщают эти термины родителям или пытаются выяснить их значение у сестер.

Поведение, мимика врача и сестры во время обхода тоже не остаются без внимания пациентов. Припоминается случай, когда в одной из палат врач всегда начинал обход с одной и той же больной с заболеванием почек. Дети пришли к выводу, что она самая тяжелая больная и скоро умрет, хотя лечение ребенка шло успешно.

Одна из причин ятрогении - нежелание говорить с больным, заметная немногословность медицинского работника. В таких случаях больной считает, что от него что-то скрывают. Так же болезненно к молчанию врача относятся матери больных детей.

С родителями больных следует чаще беседовать, объяснять им причины болезни, не следует их запугивать болезнью, особенно, когда диагноз еще окончательно не установлен.

Нередко после обследования детей (ЭКГ, ФКГ) без всякого учета объективных данных и конституциональных особенностей больного родителям сообщается диагноз врожденного порока сердца. Врачу-педиатру приходится долго потом успокаивать родственников и объяснить, что у детей раннего возраста сердце расположено высоко на диафрагме, что могут быть различные варианты нормы положения сердца в грудной клетке.

Иногда медсестры по просьбе матери сообщают ей результаты рентгенологического исследования и неправильно интерпретируют их. Это так же вызывает большие переживания, у кормящих матерей - снижение лактации. Приведенные примеры не исчерпывают всех факторов, которые приводят к ятрогении. Они подтверждают, что именно медицинские работники в общении с больными детьми должны постоянно контролировать свои слова и поступки, стремиться сохранить психический покой больных.

Медицинские работники при беседе с ребенком, находящемся в том возрасте, когда он уже может осознать опасность болезни, должны соблюдать несколько правил. Эти правила следующие.

1. Подумай, кому говорить. Оцени нервно-психическое развитие, врожденные свойства личности, особенности характера ребенка. Дети с тревожно-мнительным характером особенно чувствительны к слову и мимике.

2. Подумай, как говорить. Помни, что интонация речи - это то же, что тон для музыкального произведения. Во всех случаях при разговоре с больным неотъемлемыми чертами медицинского работника должны быть доброжелательность, чуткость, сочувствие, умение слушать и предупреждать желания больного.

3. Подумай, что говорить. Больной всегда должен иметь надежду на выздоровление, как бы тяжело он ни был болен. Ребенок не должен прямо или косвенно узнать о диагнозе тяжелой болезни, угрозе стойких последствий ее и особенно об опасности смертельного исхода. Соблюдая эти правила, можно избежать ятрогенного влияния слова на больного.