Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Понятие осложненной структуры ПП. Проблема определения ОПП.

Способы осложнения предлож-я делятся на 2 вида: предикат-ые и непредикат-ые.

Непредикативные – такие способы, к-ые не влияют на осложнение формальной стр-ры предлож., но влияют на семантическую стр-ру (После его отъезда все вздохнули с облегчением).

Предикативные – такие, к-ые влияют как на формальную стр-ру предлож., так и на семантическую стр-ру. Они делают ПП не монопредикативными (Проводив его, все вздохнули с облегчением).

Согласно традиции ОПП называются те ПП, к-ые осложнены предикативными способами.

По традиции к ОПП относятся: 1) предолж. с ОЧП; 2) предлож. с обособленными членами и оборотами; 3) предлож. с обращ-ми; 4) предлож. с вводными и вставными констр-ями.

2) Признаки ОПП. Его особенности по сравнению с простым неосложненным предложением и СП.

С грам-ой т.з. ОПП противопоставляется неослож. ПП (НПП).

От НПП ОПП отличают: 1) принцип осложнения стр-ры предлож. В ОПП распространение происходит иначе. Осложняющий компонент не ч/з сл/соч., а непосредственно включ-ся в предлож. Такой компонент занимает отдельную самостоят-ую синтксич-ую позицию; 2) хар-р синтаксич-х отнош-й. В отличие от НПП, в к-ых синтатич-ие отнош-ия, не считая предикатив-х, сводятся к синтаксич-м отн-ям м/у компонентами в сл/соч-х. В ОПП на ряду с этими отношениями сущ-ют и др/: полупредикатив-ые, пояснительные, присоединительные и отн-я синтаксич-ой эквивалентности (А он, мятежный, просит бури); 3) типы синтаксич-их связей. В ОПП на ряду с согласов., управ. и примыканием сущ-ет сочинит связь и др. типы связей, к-ые не отвечают в полной мере сочинению и подчинению, а именно пояснительная и присоединительная связь; 4) формальные ср-ва строения предлож-й. Формальные ср-ва делятся на конструктивные и неконструктивные. Формальные ср-ва строения в НПП – конструктивные, а именно простые предлоги и формы слов. В ОПП кроме этого есть специальные конструктивные ср-ва – союзы, производные предлоги, частицы, модальные слова, мест., вводные слова и т.д. Неконструктивные ср-ва строения – порядок слов и интонация.

Со СП и ОПП много сходных черт: 1) по семантике и те др. описывают сразу неск-ко ситуаций действит-ти, т.е. они полипропозитивные; 2) по стр-ре и в тех и в др. больше чем в 1 предикативность, т.е немонопредикативны.

Отличие ОПП от СП: 1) в СП имеющиеся пропозиции представлены развернуто, т.е. в виде предложений (Когда наступит осень, листья опадут); 2) в ОПП только 1 пропозиция представлена развернуто, все остальные сжато (Листья, опавшие осенью, лежат всю зиму).

Синтаксич. отнош-я, совпадающ-е с предикативными, но не образующие предлож., разделяются на 2 типа ОПП: 1) отн-я к дополнит-ой предикативн-ти; 2) внутрирядные отн-я.

Внутрирядные отн-я устанавливаются м/у равноправными членами 1 ряда соподчиненных определяемому члену предлож-я.

Внутрирядные отн-я харак-ны для: 1) ОЧП; 2) градационных конструций; 3) части присоединит-х конструкций; 4) части пояснительных конст-й; 5) нек-ых констр-й с производными предлогами.

Дополнит-ая предикат-ть – синтаксич. знач-е частично совпадающее с предикативным, но не образующее предлож-е. Они хар-ны: 1) причаст. обособ. оборотов; 2) Дееприч. обособ. оборотов; 3) адъективных обособ. оборотов; 4) субстантив-х обособ. оборотов; 5) нек-ых конструкций с производными предлогами.

Вводные вставные ед. и обращ-ия грам-ки не связаны с основным предлож. и отнесены к уровню речи. Они не явл. членами предлож.

3) Вводные и вставные конструкции.

Вводными конструкциями назыв. знаменат-ые слова, их словоформы, сл/соч-я, предлож-я, харак-ющие сообщаемое с позиции говорящего.

Отн-е говорящего к сообщаемому назыв. субъект. модальность. Основная ф-ия вводных конструкций – выражать субъективную модальность, а именно экспессивную, эмоциональную оценку того, что говорится в предлож-ии.

Вводные конструкции не явл-ся членами предлож-я. Они грам-ки не связаны с основным предлож-ем. Связь м/у вводными конструкциями и предлож-ем назыв. соотн-ем или соотносит. связью. В предлож-ии занимают любое положение.

По знач-ю вводные конструкции подразделяются на: 1) указывающие на степень; 2) эмоциональную оценку (к сожаления, к счастью, к несчастью); 3) могут харак-ть речь, способы выражения мысли (короче, точнее, так сказать); 4) назвать источник инф-ии (по словам); 5) помогают устанавливать контакт собеседников (знаете, послушай, видетели); 6) определить ход мыслей (во-1ых, во-2ых); 7) указывать на степень обычности (бывает, бывало).

Вставные конструкции – самостоят-ые высказывания, включенные в основное предлож-е и несущие добавочную инф-цию пояснит-ого хар-ра. Они обычно беруться в скобки. Образуются в рез-тате самоперебива, когда в процессе высказывания говорящий понимает, что необходимо сообщить какие-то дополнит-ые сведения известные ему, но неизвестные собеседнику.

Ф-ии вставок: 1) пояснит.-уточнительная – выражается в повторном наименовании, конкретизации уже названного факта; 2) причинно-мотивировочная; 3) спрвочно-отсылочная; 4) комментирующая, модально-оценочная.

Вставки харак-ны для: 1) неподготовленной устной речи; 2) худож-ой речи для стилизации под разговорную неподготовленную речь; 3) создания какого-л. худож-ого эффекта, для решения авторских замыслов.

В школе вставки и вводные конструкции не различаются.

Вставки отличаются от вводных конструкций: 1) по семантике: вводные констр-ии передают субъектив. модальность, а вставные – объективную, только она имеет хар-р добавочного сообщения; вставка не свободна в своем местоположении, она м.б. либо в конце, либо в середине предлож-я; 2) по форме: вставки строятся свободно, не по заданным схемам и м. состоять из 1 слова до неск-их предлож-ий.

4) Предлож-я осложненные обращ-ями.

Обращение – грам-ки независимый и интонационно обособ. компонент предлож-я, к-ый назыв. того, к кому обращена речь. Оно не явл. членом предлож-я.

Основная ф-ия обращения – ф-ия адресации речи (аппелятивная ф-ия).

Вторичные ф-ии: 1) оценки харак-зации предмета речи; 2) номинации, конкретизации лица или предмета.

По форме обращения м.б. выражены любой ч/р.Способы осложнения предлож-я делятся на 2 вида: предикат-ые и непредикат-ые.

Непредикативные – такие способы, к-ые не влияют на осложнение формальной стр-ры предлож., но влияют на семантическую стр-ру (После его отъезда все вздохнули с облегчением).

Предикативные – такие, к-ые влияют как на формальную стр-ру предлож., так и на семантическую стр-ру. Они делают ПП не монопредикативными (Проводив его, все вздохнули с облегчением).

Согласно традиции ОПП называются те ПП, к-ые осложнены предикативными способами.

По традиции к ОПП относятся: 1) предолж. с ОЧП; 2) предлож. с обособленными членами и оборотами; 3) предлож. с обращ-ми; 4) предлож. с вводными и вставными констр-ями.

2) Признаки ОПП. Его особенности по сравнению с простым неосложненным предложением и СП.

С грам-ой т.з. ОПП противопоставляется неослож. ПП (НПП).

От НПП ОПП отличают: 1) принцип осложнения стр-ры предлож. В ОПП распространение происходит иначе. Осложняющий компонент не ч/з сл/соч., а непосредственно включ-ся в предлож. Такой компонент занимает отдельную самостоят-ую синтксич-ую позицию; 2) хар-р синтаксич-х отнош-й. В отличие от НПП, в к-ых синтатич-ие отнош-ия, не считая предикатив-х, сводятся к синтаксич-м отн-ям м/у компонентами в сл/соч-х. В ОПП на ряду с этими отношениями сущ-ют и др/: полупредикатив-ые, пояснительные, присоединительные и отн-я синтаксич-ой эквивалентности (А он, мятежный, просит бури); 3) типы синтаксич-их связей. В ОПП на ряду с согласов., управ. и примыканием сущ-ет сочинит связь и др. типы связей, к-ые не отвечают в полной мере сочинению и подчинению, а именно пояснительная и присоединительная связь; 4) формальные ср-ва строения предлож-й. Формальные ср-ва делятся на конструктивные и неконструктивные. Формальные ср-ва строения в НПП – конструктивные, а именно простые предлоги и формы слов. В ОПП кроме этого есть специальные конструктивные ср-ва – союзы, производные предлоги, частицы, модальные слова, мест., вводные слова и т.д. Неконструктивные ср-ва строения – порядок слов и интонация.

Со СП и ОПП много сходных черт: 1) по семантике и те др. описывают сразу неск-ко ситуаций действит-ти, т.е. они полипропозитивные; 2) по стр-ре и в тех и в др. больше чем в 1 предикативность, т.е немонопредикативны.

Отличие ОПП от СП: 1) в СП имеющиеся пропозиции представлены развернуто, т.е. в виде предложений (Когда наступит осень, листья опадут); 2) в ОПП только 1 пропозиция представлена развернуто, все остальные сжато (Листья, опавшие осенью, лежат всю зиму).

Синтаксич. отнош-я, совпадающ-е с предикативными, но не образующие предлож., разделяются на 2 типа ОПП: 1) отн-я к дополнит-ой предикативн-ти; 2) внутрирядные отн-я.

Внутрирядные отн-я устанавливаются м/у равноправными членами 1 ряда соподчиненных определяемому члену предлож-я.

Внутрирядные отн-я харак-ны для: 1) ОЧП; 2) градационных конструций; 3) части присоединит-х конструкций; 4) части пояснительных конст-й; 5) нек-ых констр-й с производными предлогами.

Дополнит-ая предикат-ть – синтаксич. знач-е частично совпадающее с предикативным, но не образующее предлож-е. Они хар-ны: 1) причаст. обособ. оборотов; 2) Дееприч. обособ. оборотов; 3) адъективных обособ. оборотов; 4) субстантив-х обособ. оборотов; 5) нек-ых конструкций с производными предлогами.

Вводные вставные ед. и обращ-ия грам-ки не связаны с основным предлож. и отнесены к уровню речи. Они не явл. членами предлож.

3) Вводные и вставные конструкции.

Вводными конструкциями назыв. знаменат-ые слова, их словоформы, сл/соч-я, предлож-я, харак-ющие сообщаемое с позиции говорящего.

Отн-е говорящего к сообщаемому назыв. субъект. модальность. Основная ф-ия вводных конструкций – выражать субъективную модальность, а именно экспессивную, эмоциональную оценку того, что говорится в предлож-ии.

Вводные конструкции не явл-ся членами предлож-я. Они грам-ки не связаны с основным предлож-ем. Связь м/у вводными конструкциями и предлож-ем назыв. соотн-ем или соотносит. связью. В предлож-ии занимают любое положение.

По знач-ю вводные конструкции подразделяются на: 1) указывающие на степень; 2) эмоциональную оценку (к сожаления, к счастью, к несчастью); 3) могут харак-ть речь, способы выражения мысли (короче, точнее, так сказать); 4) назвать источник инф-ии (по словам); 5) помогают устанавливать контакт собеседников (знаете, послушай, видетели); 6) определить ход мыслей (во-1ых, во-2ых); 7) указывать на степень обычности (бывает, бывало).

Вставные конструкции – самостоят-ые высказывания, включенные в основное предлож-е и несущие добавочную инф-цию пояснит-ого хар-ра. Они обычно беруться в скобки. Образуются в рез-тате самоперебива, когда в процессе высказывания говорящий понимает, что необходимо сообщить какие-то дополнит-ые сведения известные ему, но неизвестные собеседнику.

Ф-ии вставок: 1) пояснит.-уточнительная – выражается в повторном наименовании, конкретизации уже названного факта; 2) причинно-мотивировочная; 3) спрвочно-отсылочная; 4) комментирующая, модально-оценочная.

Вставки харак-ны для: 1) неподготовленной устной речи; 2) худож-ой речи для стилизации под разговорную неподготовленную речь; 3) создания какого-л. худож-ого эффекта, для решения авторских замыслов.

В школе вставки и вводные конструкции не различаются.

Вставки отличаются от вводных конструкций: 1) по семантике: вводные констр-ии передают субъектив. модальность, а вставные – объективную, только она имеет хар-р добавочного сообщения; вставка не свободна в своем местоположении, она м.б. либо в конце, либо в середине предлож-я; 2) по форме: вставки строятся свободно, не по заданным схемам и м. состоять из 1 слова до неск-их предлож-ий.

4) Предлож-я осложненные обращ-ями.

Обращение – грам-ки независимый и интонационно обособ. компонент предлож-я, к-ый назыв. того, к кому обращена речь. Оно не явл. членом предлож-я.

Основная ф-ия обращения – ф-ия адресации речи (аппелятивная ф-ия).

Вторичные ф-ии: 1) оценки харак-зации предмета речи; 2) номинации, конкретизации лица или предмета.

По форме обращения м.б. выражены любой ч/р.