Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Французская реалистическая проза.



Стендаль (1789-1842). Особенности литературной ситуации во Франции. Становление реализма и его сосуществование с романтизмом. Классицистические традиции во Франции 1820-х гг. и эстетика Стендаля. «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская» как первые «реалистические манифесты». «Романтические герои» и реалистические обстоятельства в новелле Стендаля «Ванина Ванини» (1829). Проблемно-тематическое и жанрово-эстетическое решение темы молодого героя в романе Стендаля «Красное и черное» (1830): особенности жанра, романной структуры, автор и герой. «Наполеоновская идея» в контексте французской Реставрации. «Вызов» Жюльена Сореля, его «преступление и наказание». Смыслы названия романа. Сочетание художественного психологизма, социального обобщения и социального аналитизма. Роман Стендаля «Пармская обитель» (1830): проблема героя и жанра. Автор и жанровый аспект (роман-обозрение, политический роман, любовно-психологический роман). Парма и европейская история (1796-1814 гг.). Социально-политическая сатира в романе и авторский пафос. Открытия Стендаля в решении военной темы. Автор и его герои: Фабрицио, Джина, Ферранте Палла, Герой и сюжетно-композиционные принципы романа. Эволюция молодого героя Стендаля: Пьетро Миссирилли – Жюльен Сорель – Фабрицио дель Донго. Стендаль как традиция в литературе XIX – XX вв.

Проспер Мериме (1803-1870). Литературная борьба во Франции в 1820-е гг. (романтизм, реализм, классицизм) и эстетика и периодизация творчества Проспера Мериме. Роман «Хроника времен Карла IX» (1829) как «современный взгляд на прошедшее» «скорбной души». Жанровые особенности романа и организация конфликта и сюжета. Историческое и политическое в романе как национальная специфика жанра. Драматизация романа как отражение драмы истории. Жанр исторического романа: литературные традиции и новаторство. Новеллистика Мериме 1830-1840-х гг. Герои, проблематика, поэтика новелл. «Экзотические новеллы» («Маттео Фальконе», «Таманго», «Кармен»): стык литературных традиций, тип героя, сюжет, авторское повествование (автор – герой – рассказчик в новелле «Кармен»). Психолого-драматический анализ характера в новеллах «Арсена Гийо», «Этрусская ваза»; композиционно-эпическое усложнение новеллистического сюжета и роль повествователя. Поздние новеллы («Локис», «Джулиан»): возврат к романтической поэтике (усиление в фабульной мотивации занимательного и таинственного, «местного колорита»), романтическая поэтика в постижении глубинных уровней психики героев.

Оноре де Бальзак (1799-1850). Бальзак как явление мировой культуры. Системность и историзм в эстетике и поэтике писателя: история и субъективные обстоятельства, «опись пороков и добродетелей» (человеческие страсти, иллюзии, интересы), общество как целостный организм. «Пердисловие к «Человеческой комедии» как эстетический манифест реализма XIX в. Структурность общества и структура художественного цикла. Понятие цикла и единство «Человеческой комедии». Повесть «Гобсек» (1830; 1835): поэтика и структура характера, поэзия «отрицательных величин». «Отец Горио» (1834-1843): проблема молодого героя, структура и особенности жанра, щекспировская тема. «Утраченные иллюзии» (1837-1843): структура романа и его жанр, система образов и проблема молодого героя, общество как главный герой, «всеведающий» автор и пафос романа. Позднее творчество Бальзака, дилогия «Бедные родственники», роман «Кузина Бетта» (1847): тема страсти и принципы ее художественного воплощения, особенности психологизма Бальзака и психологизм в реализме XX в.

Раздел 3. Английская литература 1830-1870-х гг.

Особенности социально-психологического развития и литературный процесс 1830-1840-х гг. Взлет социального реализма в творчестве Диккенса, Бронте, Гаскелл. Значение традиций романтизма и просветительского реализма Смоллетта, Филдинга и психологического реализма Остен. Непрерывность реалистического развития. Роман как ведущая жанровая форма, его социально-критический пафос. Тема маленького человека и реалистический героизм. Проблема «приватного героя», психологизм и образ социальной системы (романы Диккенса, Теккерея, Дж. Элиот)

Чарльз Диккенс (1812-1870). Основные этапы творческого пути. Гуманизм и художественные открытия как традиция мировой литературы. «Посмертные записки Пиквикского клуба грандиозные «» (1837) и литературная традиция. Особенности структуры, социальный аналитизм и историзм, сатира и юмор, «вечные образы». «Домби и Сын» (1846-1848): конфликт, жанр, герой (диалектика социального и индивидуального); герои «из народа» и авторский пафос, роль сложных лейтмотивов и характер разрешения конфликтов. Творчество Диккенса в 1850-е гг.: «Дэвид Копперфильд» (1850): «начало психологического реализма» (Е. Гениева), жанровая природа и особенности сюжетной организации, тема добра и зла и особенности ее художественного воплощения. «Тяжелые времена» (1854): роман о рабочем классе и традиция рабочей темы в английской литературе, конфликт времени, антитеза в романной и образной структуре; социальный анализ и сатира; социально-политический пафос и автор. «Холодный дом» (1853), «Крошка Доррит»(1857): «грандиозные социальные эпопеи» (Т. Сильман), жанровая природа и современность структуры, образ социальной системы и сатира, динамика психологизма, символико-аллегорическое начало. 1860-е годы в творческой жизни Диккенса. «Большие надежды» (1860): общая характеристика романной эстетики и характера; роль детективного сюжета в организации структуры романа, трансформация воспитательного романа, новый уровень в постижении характера, своеобразие художественного психологизма и повествования.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863). Эстетические и литературно-теоретические взгляды и позиции. Значение традиций XVIII века. Творчество 1840-х гг. «Книга снобов» (1847). «Ярмарка тщеславия» (1848): жанровое своеобразие, сюжетно-композиционная структура и система образов; проблема молодого героя (сюжетно-композиционные функции образа Бекки Шарп и европейская традиция героя авантюриста); «континентальная» часть романа (обозрение и типизация в образной системе); автор и образ Кукольника; сатира и ирония в романе. Творческий путь Теккерея в 1850-1860-е гг. «История Генри Эсмонда» (1852): диалектика жанровых структур нравоописательного, семейного, исторического и политического романов, традиция и новаторство Теккерея в историческом жанре, образ Генри Эсмонда и авторская концепция исторического процесса, объективное и субъективное в воспроизведении истории, художественный психологизм и голос автора.

Шарлотта Бронте (1816-1855). «Джейн Эйр» (1847) и английская традиция социально-бытового и психологического романов, проблема характера героини и жанрово-стилевая природа романа; реалистическая диалектика обстоятельств и характеров и следование романтическим традициям, драматизм романа, особенности композиционно-повествовательного строения (диалог и несобственно-прямая речь), психологизм и авторские описания.

Раздел 4