Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Целевые бюджетные фонды



 

Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 году, когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.

Анализ существования некоторых фондов выявил ряд существенных недостатков, и, прежде всего, таких, как межведомственное распыление государственных средств и ослабление государственного контроля за целевым их использованием.

Для преодоления указанных недостатков отдельные внебюджетные фонды, начиная с 1995 г. стали учитываться в составе бюджетной системы страны. Подавляющая часть средств целевых бюджетных фондов консолидируется в составе федерального бюджета.

Под целевыми бюджетными фондами понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств.

В настоящее время внебюджетными являются только три государственных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Все остальные являются целевыми бюджетными фондами.

К числу целевых бюджетных фондов относятся экологические фонды, которые включают в себя Федеральный экологический фонд, фонды субъектов РФ и местные фонды.

Указанные фонды предназначены для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и для других нужд.

Фонды образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан РФ, а также иностранных юридических и физических лиц.

В экологические фонды включаются следующие средства:

· плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за размещение отходов и за другие виды загрязнений;

· суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонарушения;

· средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

· средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого участия средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

· суммы инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

Средства, поступающие в экологические фонды, распределяются на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского районного) значения; часть средств остается в распоряжении экологических фондов субъектов РФ, а часть перечисляется в Федеральный экологический фонд на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

Средства экологических фондов расходуются на оздоровление окружающей природной среды, на воспроизводство природных ресурсов, на научные исследования, на внедрение экологически чистых технологий, на строительство очистных сооружений, на выплату компенсационных сумм гражданам, на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей природной среды, и иные цели, связанные с природоохранной деятельностью.

Одними из крупнейших целевых бюджетных фондов являются фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Эти фонды создавались в составе таких организаций, как Федеральная служба лесного хозяйства; Комитет РФ по рыболовству; РАО «Газпром», Комитет РФ по машиностроению, Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности и др.

Источником формирования фондов являются средства, предусматриваемые в себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями, объединениями и организациями.

Величина включаемых средств устанавливается единой для всех видов продукции в размере 1,5%. Средства фондов используются на финансирование научно-технических программ (проблем), исследований и разработок, работ по освоению достижений науки и техники, имеющих важное республиканское и общеотраслевое значение, а также финансирование работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции и финансирование работ в области охраны труда и техники безопасности.

Средства фондов формируются министерствами, ведомствами, концернами, корпорациями на специальных счетах в банках. Значительная доля средств не подлежит отраслевому перераспределению и используется непосредственно на предприятии, которое выполняет НИОКР.

Фонды инвестирования жилищного строительства создаются субъектами Федерации и местными органами самоуправления. Порядок создания и функционирования фондов инвестирования утвержден Правительством РФ. Источниками их образования являются добровольные взносы организаций и физических лиц, целевые кредиты, выдаваемые под гарантии органов власти регионального и местного уровня, а также доходы от операций с ценными бумагами. Средства фондов направляются на финансирование строительства жилых объектов и объектов социально-культурной сферы; строительства и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства; социальной поддержки малоимущим группам граждан для оплаты строительства и содержания жилья.

Целевые бюджетные фонды Республики Татарстан

 

Действующее законодательство не включает целевые бюджетные фонды в состав государственных внебюджетных фондов по той причине, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджете, и сами фонды утрачивают самостоятельность. Постановлением Кабинета Министров РТ №850 «О формировании Департамента по управлению целевыми фондами при Министерстве финансов РТ» Минфин признан правопреемником следующих фондов:

- Экологический фонд;

- Фонд приватизации;

- Фонд НИОКР;

- Фонд газификации;

- Государственный жилищный фонд при Президенте РТ;

- Фонд финансовой поддержки малого предпринимательства.

Многие фонды (в основном экономического содержания), являвшиеся ранее внебюджетными, на сегодняшний день централизованы в бюджет.

Примером такой централизации может служить Фонд ОМС Республики Татарстан, который носит название РБК и, как уже упоминалось, включен в состав бюджета РТ в качестве целевого бюджетного фонда. Он формируется за счет части единого социального налога в части ставки по платежам на обязательное медицинское страхование, сбором которого занимаются налоговые органы; единого налога на вмененный доход в части ставки по платежам на ОМС; мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов на ОМС; взносов за неработающее население.

Источниками формирования, помимо средств от продажи имущества, являются средства от продажи ценных бумаг, дивиденды, аренды, погашения выданных кредитов.

Средства фонда направляются на:

- финансирование инвестиционных программ;

- компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков по одобренным инвестиционным проектам предприятиям республики;

- оплату депозитарных услуг;

- отчисления в Резервный фонд Президента РТ;

- расходы по возврату средств по расторгнутым договорам Госкомимущества РТ.

Средства Фонда НИОКР распределены на две составляющие: централизованную часть, направляемую на финансирование крупных инвестиционных проектов и программ по приоритетным направлениям развития экономики, и нецентрализованную, оставляемую в распоряжении предприятий-плательщиков для проведения собственных НИОКР по обновлению, развитию, техническому перевооружению производства.

Средства направляются на:

- финансирование инвестиционных программ и проектов;

- компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков по одобренным инвестиционным проектам предприятиям республики;

- государственные программы развития науки по приоритетным направлениям;

- отчисления в резервный фонд Президента РТ.

Источниками формирования Фонда газификации являются:

- средства, поступающие в счет переданных долгов во внебюджетные фонды;

- средства, поступающие в счет переданных долгов по предприятиям нефтеперерабатывающего комплекса;

- средства, поступающие в счет переданных долгов за … и электроэнергию;

- отчисления от тарифа за плату за газ;

- республиканский бюджет.

Государственный жилищный фонд при Президенте РТ впервые консолидирован в бюджете только в 2001 г. и доля его в доходной части всех фондов – 40%. Источниками образования фонда являются отчисления от предприятий и организаций в размере до 5% от объема реализуемой продукции (20% в фонд, 80% остается у предприятий); средства акцизного налога с реализации нефти и целевой сбор для ликвидации ветхого жилья в размере 1% от объема реализуемой продукции.

Средства направляются на следующие цели:

- новое жилищное строительство;

- строительство объектов просвещения и культуры в микрорайонах;

- строительство объектов коммунального хозяйства;

- финансирование проектно-изыскательских работ;

- кредитование молодых семей, проживающих в ветхом жилом фонде.

Фонд поддержки малого предпринимательства – это некоммерческая организация, средства которой формируются за счет бюджета, доходов от приватизации имущества, собственной деятельности, от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных по процентам от льготных кредитов, выделяемых субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе.

Фонд выступает гарантом по целевым иностранным кредитам, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными учреждениями субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ.

 

Практические задания к теме:

«Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды»

А).Контрольные вопросы

1. Формирование Пенсионного фонда РФ

2. Индивидуально-персонифицированный учет

3. Негосударственное пенсионное обеспечение

4. Реформирование пенсионной системы

5. Сущность и организация финансирования медицинского страхования

6 Страховые медицинские организации и учреждения

7. Сущность и функции фонда занятости

8. Порядок распределения средств и бюджет фонда занятости

Б). Выполнение контрольных заданий: ВАРИАНТ 3.(Контрольные задания и примеры их решения находятся в файле «Варианты контрольных заданий»).