Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Теоретические проблемы



А.Д.ШВЕЙЦЕР

Социальная дифференциация

английского языка

в США

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1983


В монографии рассматриваются общие теоретические проблемы социальной дифференциации языка и на основе разработанного автором понятийного аппарата впервые в советском языкознании анализируются основные формы социальной вариативности английского языка в США, связанные с социаль­ным расслоением американского общества, а также с варьированием со­циальных ситуаций.

Ответственный редактор

член-корреспондент АН СССР

В.Н. ЯРЦЕВА


4602010000-155 042(02)-83


© Издательство «Наука», 1983 г,


Введение

Настоящая работа является продолжением двух ранее опублико-ванных монографий, посвященных английскому языку в США1. Целью этих монографий было выявление отличительных черт американского варианта английского языка на всех уровнях язы­ковой структуры. И хотя они и содержали отдельные элементы социолингвистического анализа (например, данные опроса ин­формантов, коррелированные с их социальным статусом), в целом им была присуща внутрилингвистическая ориентация.

Между тем за последние годы было опубликовано немало новых материалов, освещающих некоторые социологические ас­пекты английского языка в Америке и позволяющих предпринять более углубленный и разносторонний анализ проблемы его со­циальной стратификации. Таким образом, возникли объективные предпосылки для введения в анализ нового измерения — соци­ального. Именно этим определяются цели и задачи настоящей книги, в которой характерные особенности английского языка в США рассматриваются в социальной проекции, на фоне социаль­ной структуры американского общества и с учетом варьирования социальных ситуаций использования языка и социально-комму­никативных сфер его применения.

Иными словами, объектом исследования является американский вариант современного английского языка (рассматриваемый в це­лом и не ограниченный рамками литературного языка) в контексте языковой ситуации, с учетом социокультурных факторов, влияю­щих на его структуру и функциональное использование.

В качестве исходного материала в работе используются как данные собственных наблюдений автора, опирающиеся на анализ художественных, газетно-информационных, публицистических и иных текстов, так и данные многочисленных социолингвистических работ американских ученых. Попутно отметим, что в последних порой содержится чрезвычайно интересный и информативный материал об отдельных социальных диалектах и об отдельных чер­тах языковой ситуации в США, но не предпринимаются попытки охарактеризовать глобально социальную структуру английского языка в США и социальную ситуацию его функционирования. От-

1 См.: [Швейцер 1963; 1971]. Последняя работа опубликована также и на английском языке [Svejcer 1977].

3 1*


сюда возникает необходимость в обобщающей работе, позволяющей рассмотреть материалы отдельных эмпирических исследований в более широкой перспективе.

Если по анализируемому материалу эта книга неразрывно связана с предыдущими исследованиями автора в области англи­стики, то по своим теоретическим установкам, понятийному ап­парату и исследовательским приемам она тесно смыкается с его работами по общей теории социолингвистики, и в особенности с книгой, посвященной теории, проблемам и методам современной социолингвистики [Швейцер 1976]. Настоящая работа по существу является попыткой приложения этих теоретических положений к конкретному языковому материалу.

На основе разработанного автором понятийного аппарата в книге рассматриваются основные формы социально обусловлен­ной вариативности английского языка, связанные с социальным расслоением американского общества, а также с варьированием социальных ситуаций.

Будучи первой попыткой такого рода анализа, настоящая работа, естественно, не может претендовать на исчерпывающее освещение всего комплекса проблем, связанных с социальной диф­ференциацией английского языка в Соединенных Штатах. Среди множества этих проблем в работе особо выделяются проблемы рас­пределения социально-коммуникативных функций между англий­ским языком и другими языками, распространенными в данном ареале; взаимосвязи и взаимодействия американского варианта литературного английского языка с социально-территориальными и социально-этническими диалектами; функционального статуса литературного английского языка и «сленга» в различных социаль­но-коммуникативных ответвлениях американского варианта. Осо­бое внимание уделяется анализу специфических форм существо­вания и функционирования английского языка в Америке в усло­виях диглоссии и билингвизма.

Цели и задачи книги не ограничиваются выявлением статиче­ской картины социальной стратификации английского языка в Соединенных Штатах. Не менее существенным аспектом этой работы является определение основных тенденций, характеризую­щих динамику социальных процессов, нашедших свое отражение в языке. Экстраполяция этих тенденций на обозримое будущее дает возможность прогнозировать некоторые общие направления развития языковой ситуации в США.

Автор выражает надежду на то, что результаты предпринятого-им исследования заинтересуют как лингвистов, изучающих дан­ную и аналогичные языковые ситуации, так и социологов, склон­ных рассматривать языки как источник данных о социуме.


Глава I

Теоретические проблемы