Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы и работы по реализации проекта



Количество этапов и работы, выполняемые на каждом этапе в процессе реализации проекта, зависят от особенностей конкретного проекта. Но практически все инвестиционные проекты выполняются в три этапа:

1) предпроизводственный период;

2) освоение производства или рынка;

3) работа на полную (проектную) мощность.

Ориентировочный состав работ первого (предпроизводственного) этапа может быть следующим (пример):

- государственная регистрация предприятия;

- получение лицензии на право деятельности;

- проектные работы;

- приобретение (аренда) земельного участка и подготовка строительной площадки;

- строительно-монтажные работы;

- закупка оборудования и др. основных средств;

- монтажные и пусконаладочные работы;

- обучение персонала;

- сдача объектов в эксплуатацию.

 

График реализации проекта

На рис. 10.16 представлен итог раздела – ленточный график реализации проекта (график Гантта).

График реализации проекта составляется на весь расчетный период с разбивкой по шагам.

На рис. 10.16 показан график с расчетным периодом – 8 лет. За шаг расчета принят 1 месяц для первого года реализации проекта и 1 год – для остального периода.

 

Резюме

Рекомендуется следующая примерная последовательность выполнения бизнес-плана инвестиционных проектов на всех стадиях:

- общие исходные данные и условия, идея проекта;

- оценка рынков и мощность предприятия;

- капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия и другие (некапитализируемые) работы и затраты.

- месторасположение предприятия, стоимость земельного участка;

- прямые материальные затраты на производство продукции;

- организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда;

- накладные (косвенные) расходы;

- планирование сроков осуществления проекта;

- финансово-экономическая оценка проекта.

В разделе «Общие исходные данные и условия. Идея проекта» отражаются собственно идея проекта, основной замысел, географические аспекты, отраслевая направленность и т.д., в том числе:

- цель проекта;

- характеристика товара;

- предполагаемые рынки сбыта;

год                                 - капиталовложения в основные фонды (тыс. руб.) - выпуск изделий (шт.) Рис. 10.16. График реализации инвестиционного проекта (пример)
... год                                
год                                
год                                
мес.                                
мес.                                
мес.                                
мес.                                
мес.                                
мес.                                
мес.                            
мес.                              
мес.                                
мес.                                
мес.                                
мес.                                 0,00 Q
                                   
Номер шага Длительность шага (годы или доли года) Этапы работы и показатели 1. Предпроизводственный период 1.1. Госрегистрация предприятия 1.2. Лицензия на право деятельности 1.3. Строительные работы 1.4. Закупка оборудования 1.5. Монтажные и пусконаладоч­ные работы 2. Освоение производства 3. Работа на полную мощность 4. Итого первоначальные капита­ловложения в основные фонды. 5. Итого выпуск изделий (шт.) Условные обозначения:

- краткие сведения о конкурентах и участниках проекта;

- за счет каких средств предполагается осуществить проект.

Для инвестиционных проектов, осуществляемых действующим предприятием, приводятся краткие сведения о нем.

Раздел «Оценка рынков и мощность предприятия» обычно выполняется в приведенной ниже последовательности.

1. Сбор и анализ маркетинговой информации о внешней среде предприятия (микро и макро) при необходимости проводятся маркетинговые исследования.

2. Определение целевого рынка:

- емкость рынка;

- сегментация рынка;

- позиционирование товара на рынке.

3. Комплекс маркетинга:

- решения по товару;

- установление цены;

- методы распространения товара;

- методы продвижения товара на рынке.

4. Планирование производства и продаж в стратегическом и тактическом аспектах.

Результатом выполнения раздела являются показатели и решения, необходимые для дальнейших расчетов инвестиционного проекта:

- экономическое окружение проекта (показатели инфляции, налогообложение);

- предполагаемый жизненный цикл товара и производства;

- основные решения по товару исходя из решения по позиционированию;

- отпускные цены предприятия на товар;

- каналы распространения товара и затраты на распространение;

- методы продвижения товара на рынке и бюджет на продвижение;

- предполагаемый спрос на товар;

- предполагаемый план производства товара в стратегическом и тактическом аспектах с учетом сезонности.

В разделе «Капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия и другие (некапитализируемые) работы и затрат» определяются затраты на приобретение капитального имущества и на проведение примерно следующих работ:

Разработка товара:

- НИОКР;

- конструкторская подготовка производства;

- рыночные испытания (при необходимости).

 

Технологическая и организационная подготовка производства:

- технологическая и проектная документация;

- изготовление средств технического оснащения;

- приобретение капитального имущества для основного, вспомогательного и обслуживающего производств и общефирменных функциональных служб (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь и прочее капитальное имущество).

По перечисленным выше работам производится отбор наилучших технологических решений. Производится сравнительная оценка потенциальных поставщиков необходимого капитального имущества. Разрабатывается план размещения объектов строительства и реконструкции и определяются необходимые производственные и общие площади.

Если предприятие само не производит НИОКР, а покупает лицензионную документацию для производства продукции, то для учета этих затрат в денежных потоках необходимо знать стоимость лицензии и график платежей.

Раздел «Местоположение предприятия» особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта. Когда содержанием экономической оценки служит проект, осуществляемый действующим предприятием, оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения и т.д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Основная цель выбора месторасположения – максимизация разницы между выгодой и затратами.

Основные факторы выбора месторасположения:

- заготовительно-ориентированные факторы;

- факторы, ориентированные на производство;

- факторы, ориентированные на сбыт;

- факторы, установленные государством.

Основной итог раздела – расчет стоимости земельного участка или арендной платы по вариантам размещения предприятия.

В разделе «Прямые материальные затраты на производство продукции» производится расчет этих затрат по следующим статьям:

- основное сырье и материалы;

- вспомогательное сырье и материалы;

- покупные полуфабрикаты;

- покупные комплектующие изделия;

- тара и тарные материалы;

- энергия и топливо для технологических целей;

- транспортно-заготовительные расходы;

- работы и услуги сторонних организаций производственного характера.

Итог раздела – прямые материальные затраты на производство единицы продукции.

Раздел «Организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда» рекомендуется выполнять в следующем порядке:

– на основе разработанной ранее производственной структуры предприятия (состав цехов, подразделений и служб предприятия) формируется организационная структура его управления с учетом выбранного типа (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, множественная);

– распределение должностных обязанностей руководства предприятия;

– группировка персонала предприятия по категориям:

· непромышленный персонал;

· промышленно производственный персонал (административно-

управленческий персонал, специалисты, служащие, основные

производственные рабочие, вспомогательные рабочие);

– расчет численности персонала по категориям;

– определение систем и форм оплаты труда для каждой категории персонала;

– расчет затрат на оплату труда по категориям и отчислений на социальные нужды.

Расходы на оплату труда рассчитываются для следующих групп персонала предприятия:

– производственные рабочие и специалисты, непосредственно занятые изготовлением продукции;

– рабочие, служащие и специалисты, не занятые непосредственно изготовлением продукции, а также административно-управленческий персонал;

– весь персонал предприятия.

В следующем разделе производится расчет накладных (косвенных) расходов. При этом группировка затрат может быть любой удобной для проектанта, но при этом нужно соблюдать следующие условия:

– выделять амортизационные отчисления в отдельную статью;

– производить группировку затрат таким образом, чтобы их можно было разделить на условно-постоянные и условно-переменные.

Определение накладных расходов можно производить различными методами в зависимости от стадии и уровня проработки инвестиционного проекта:

– метод прямого счета по каждой статье затрат;

– определение расходов в процентном отношении к основной заработной плате основных производственных рабочих или другому показателю;

– смешанный метод, когда одна часть статей затрат определяется прямым счетом (амортизационные отчисления; зарплата вспомогательного и административно-управленческого персонала; налоги и сборы, относимые на себестоимость), другая – как процент к основной заработной плате производственных рабочих.

Рекомендуемая последовательность выполнения раздела «Планирование сроков осуществления проекта» следующая:

– определение горизонта расчета (расчетного периода) и разбиение его на шаги;

– определение этапов и работ на каждом этапе реализации проекта;

– составление календарного графика реализации проекта на весь период с разбивкой по шагам (ленточный график или сетевой граф).

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Приведите примерную последовательность выполнения бизнес-планов инвестиционных проектов.

2. Краткое содержание раздела «Идея проекта».

3. Опишите примерный план выполнения раздела «Оценка рынков и мощность предприятия».

4. Перечислите факторы внешней микросреды предприятия.

5. Факторы внешней макросреды предприятия.

6. Какую информацию об инфляции необходимо иметь для её учета при экономической оценке инвестиций?

7. Виды налогов, учитываемых в расчетах эффективности инвестиционных проектов.

8. Объясните сущность понятия «позиционирование товара на рынке».

9. Три уровня товара.

10. Методика установления цен на товары.

11. Установления цен на товар-новинку (стратегия «снятие сливок», стратегия глубокого проникновения на рынок).

12. Уровень канала распространения товаров. Определение отпускных цен предприятия для разных уровней.

13. Комплекс продвижения товаров на рынке. Определения бюджета на продвижение.

14. Что входит в затраты на приобретение капитального имущества и прочие (некапитализируемые) затраты?

15. Основные исходные данные и решения, необходимые для проведения технологической и организационной подготовки производства.

16. Какие технические документы являются исходными для определения состава, количества и стоимости основных средств?

17. Перечислите основные факторы выбора месторасположения предприятия.

18. По каким статьям производятся расчеты прямых материальных затрат на производство продукции?

19. Состав работ и последовательность их выполнения для определения затрат на оплату труда персонала предприятия.

20. По каким группам персонала предприятия производится расчет затрат на оплату труда?

21. Методы определения накладных расходов.

22. Принципы группировки накладных расходов.

23. Исходя из каких условий определяется горизонт расчета инвестиционного проекта?

24. Какие основные условия учитываются при разбиении расчетного периода на шаги?

25. Перечислите этапы реализации практически всех инвестиционных проектов.

Литература

 

Котлер Ф. Основы маркетига. – М.: Ростинтер, 1996.

Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. – М.: БЕК, 1996.

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). – М.: Экономика, 2000.

Медведев А. Экономическое обоснование предпринимательского проекта // МЭМО. 1992. № 6, 7.

Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием.

– Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997.

Непомнящий Е.Г. Методические указания по выполнению курсового проекта на тему: «Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

Новиков М.В., Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта.

– Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1996.