Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

МОТ и ее нормотворческая деятельность



 

Наиболее активное участие в международно-правовом регулировании труда принимает Международная организация труда (МОТ), специально созданная для решения задач, связанных с использованием труда.

МОТ была создана в 1919 г. как одно из учреждений Лиги Наций – международной организации, образованной после окончания первой мировой войны. В настоящее время МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней соглашением, которое признает за МОТ основную ответственность за деятельность в области международных трудовых и социальных проблем. Сейчас участниками этой организации являются 174 государства.

Структура МОТ состоит из Международной конференции труда (Генеральной конференции МОТ), Административного совета и Международного бюро труда (МБТ).

Международная конференция труда является главным органом МОТ. Она состоит из представителей всех государств - членов МОТ и собирается на сессии ежегодно. Делегация от каждого государства включает двух делегатов от правительства, одного – от работников, назначаемого по согласованию с наиболее представительными профсоюзами, и еще одного делегата – от предпринимателей (работодателей)[3], назначаемого по согласованию с наиболее представительными организациями предпринимателей. Каждый делегат голосует индивидуально.

Административный совет избирается на Международной конференции труда и состоит из 56 человек, из них 28 – представители правительства, 14 – представители предпринимателей, 14 – представители работников.

МБТ – постоянный секретариат МОТ во главе с Генеральным директором, который назначается Административным советом. Директор формирует персонал МБТ по правилам, утвержденным также Административным советом.

Таким образом, особенностью структуры МОТ является трипартизм, то есть формирование почти всех органов на основе трехстороннего представительства (правительств, предпринимателей и работников) по формулам 2+1+1 или 1+1+1. Это имеет принципиальное значение, поскольку трипартизм позволяет правительствам объединять и координировать две противоположных силы, являющихся в то же время двумя основными факторами производства – труд и капитал.

Нормотворческая деятельность МОТ состоит в принятии конвенций и рекомендаций. Они принимаются Международной конференцией труда в одинаковом порядке. Сначала имеет место их обсуждение на двух последовательных сессиях МКТ. МБТ составляет предварительные доклады, где обобщаются законодательство и правоприменительная практика различных государств. Каждая конвенция или рекомендация обсуждается специальным комитетом, который формируется конференцией и должна быть одобрена квалифицированным большинством (2/3) присутствующих делегатов.

Несмотря на единообразный порядок принятия, юридическая сила конвенций и рекомендаций не одинакова.

Конвенция должна быть ратифицирована хотя бы двумя государствами-членами МОТ, после чего она становится многосторонним международным соглашением и налагает определенные обязательства на все другие государства-члены МОТ, даже не ратифицировавшие ее.

Если конвенция ратифицирована, то государство обязано принять законодательные или иные правовые акты для воплощения ее в жизнь и регулярно информировать МОТ о принятых мерах по реализации конвенции. В том случае, когда конвенция не ратифицирована, государство должно отвечать на запросы Административного совета о состоянии национального законодательства и о мерах, которые предполагается принять для придания конвенции обязательной силы.

Рекомендации не являются международными договорами. Они являются лишь пожеланиями, предложениями, советами ввести те или иные нормы в национальное законодательство. По сути, рекомендации представляют собой потенциальную модель для развития и совершенствования национального законодательства. Эти акты довольно часто содержат определенные меры, направленные на реализацию положений конвенций, конкретизирующие их нормы.

В настоящее время в РФ действуют 48 конвенций МОТ, среди которых следует отметить конвенции: № 29 о принудительном или обязательном труде; № 111 о дискриминации в области труда и занятий; № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности; № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями; № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде; № 103 об охране материнства; № 138 о минимальном возрасте для приема на работу и др.

 

Вопрос 4. Трудовые стандарты

Совета Европы и Европейского Союза

Совет Европы (СЕ) является региональной организацией европейских государств. Она была образована в 1949 году. В соответствии с ее Уставом, членами СЕ могут быть страны, представляющие собой парламентские демократии и соблюдающие принципы плюрализма и основные права и свободы человека. Приоритетами в деятельности этой организации являются защита демократических ценностей, прав человека, верховенство закона, приведение к общему стандарту социальной политической и юридической практики в странах Европы, но в то же время - поощрение культурной и национальной самоидентификации европейских народов.

Стандарты труда, закрепленные в документах этой организации, содержатся в двух актах – Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Европейской социальной хартии (1961 г., в ред. 1996 г.).

Европейская конвенция прав человека ратифицирована практически всеми государствами – членами СЕ, в том числе и РФ.

Трудовые права закреплены в двух статьях этого акта. Так, ст. 4 запрещает принудительный или обязательный труд, а ст.11 провозглашает свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Однако эта норма имеет ограничения, распространяющиеся на лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления. Кроме того, допускаются ограничения, предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц.

Контроль за соблюдением Конвенции возложен на европейский суд по правам человека, находящийся в Страсбурге. Ему подведомственны дела, связанные с выполнением и толкованием Конвенции. Этот орган вправе рассматривать как международные споры, так и жалобы физических и юридических лиц о нарушении прав и свобод, гарантируемых конвенцией.

Европейская социальная хартия была принята в 1961 г. и пересмотрена в 1996 г. Этот документ еще не ратифицирован РФ, но после вступлении в Совет Европы Россия должна не только принять меры к ратификации, но и проводить национальную политику в соответствии с принципами хартии.

В этом документе трудовые права представлены довольно широко. Можно сказать, что хартия объединяет права в сфере труда, которые были закреплены в актах ООН, конвенциях и рекомендациях МОТ, но при этом учитывается региональная специфика, а также современные тенденции в развитии трудового права.

Основные трудовые права, гарантируемые хартией, можно разделить на следующие группы: право на труд и обеспечение занятости; право на справедливые условия труда; право на безопасные и здоровые условия труда; право на справедливое вознаграждение; право на объединение; право представителей работников на предприятии; право на коллективные переговоры; право работников и предпринимателей на коллективные действия; охрана труда молодежи; права беременных женщин и женщин-матерей; право на профессиональную ориентацию; право на профессиональное обучение; права инвалидов; право работников-мигрантов на помощь и защиту; право работников на информацию и консультации; право работников участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды; право работников на защиту своего достоинства во время работы; право работников с семейными обязанностями.

Европейский союз (ЕС) объединяет 15 стран (Россия не входит в их число). Нормотворческая деятельность этого органа проходит в рамках так называемых «первичных» и «вторичных» норм. К первичным нормам относятся учредительные документы ЕС (Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, Маастрихтский и Амстердамский договоры о ЕС и др.). По своей юридической природе они являются «самоисполнимыми законами», то есть такими международно-правовыми актами, для реализации которых в рамках внутринационального законодательства государства – участника не требуется издание каких-либо внутренних законов, эти акты действуют уже в силу присоединения к ним этого государства, причем имеют приоритет по отношению к национальному праву страны. Вторичные нормы образуют правовые акты, издаваемые органами ЕС. Среди таких актов следует отметить регламенты (акты прямого применения), директивы (провозглашают определенные цели, которые должны быть реализованы в национальных правовых системах теми путями, которые определяет каждое государство самостоятельно), рекомендации (пожелания, советы, не обязательные для членов ЕС).

Среди «первичных» актов, регламентирующих трудовые отношения, следует отметить Римский договор 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), в котором определены границы правотворческой деятельности ЕЭС в сфере труда и трудовых отношений, а также установлены нормы по труду, образовавшие основу европейского трудового права. Эти нормы касаются трудовой миграции и положения работников-мигрантов, равной платы мужчинам и женщинам за равный труд, техники безопасности и производственной санитарии, оплачиваемых отпусков.

Единый европейский акт (1987 г.) расширил компетенцию ЕС в сфере трудового права, включив в нее оздоровление производственной среды, содействие в заключении европейских коллективных договоров, сближение социальных институтов.

Особое место среди нормативных актов ЕС занимает Социальная хартия ЕС (Хартия основных социальных прав трудящихся), которая закрепляет базовые социальные права и свободы по следующим направлениям: свобода передвижения; занятость и заработная плата; улучшение условий жизни и труда; социальная защищенность; свобода ассоциаций и право на коллективные договоры; профессиональное обучение; равенство мужчин и женщин в сфере труда; информация, консультации, участие работников в управлении производством; защита здоровья и безопасности работника на рабочем месте; защита детей и подростков; защита пожилых трудящихся; защита нетрудоспособных. Нормы Социальной хартии носят декларативный характер, но несмотря на это ее значение трудно переоценить, так как она закладывает основу для дальнейшего развития и совершенствования трудового и социального законодательства стран ЕС.

Если говорить о нормах «вторичного» права ЕС, то они закрепляют трудовые стандарты, касающиеся следующих вопросов: оформление трудового договора; обеспечение прав работников при перемене собственника предприятия; обеспечение прав работников при банкротстве предприятия; регулирование коллективных увольнений; равная оплата мужчин и женщин за равный труд, равенство мужчин и женщин в сфере труда; специальные нормы по охране труда беременных женщин и женщин-матерей; ответственность за сексуальные приставания на работе; рабочее время и время отдыха; техника безопасности и гигиена труда; трудовая миграция, обеспечение прав работников-мигрантов.

Несмотря на то, что, как уже отмечалось, Россия не входит в ЕС, изучение нормативных документов этой организации имеет определенный практический интерес для нашей страны, особенно если принимать во внимание постоянно растущие экономические, торговые, политические и иные связи России и Евросоюза, а также учитывать стремление нашей страны присоединиться к Европейскому союзу.