Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Так, например Максимов В.И в своей монографии «Русский язык. Культура речи» выделяет синтаксические и лексические особенности публичного выступления [16].

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5–7 слов.

2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространенные и малораспространенные, односоставные, неполные, неосложненные. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.

Длинные предложения, т.е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.

3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Иванова С.Ф. также указывает на то, что для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально–образных языковых средств. Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления [10].

Прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений в диаметрально противоположную сторону.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией. Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не стоит перегружать текст терминологией и использовать узкоспециальные термины [1].

Кроме того публичное выступление, как вид ораторского искусства, характеризуется красноречием, что означает умение говорить и писать красиво, убедительно и увлекательно.

Говоря о красноречии, как о лингвистической характеристики публичного текста, следует упомянуть активный словарь говорящего. Самый первый критерий богатства и бедности речи – это количество слов, которые использует оратор.

Многозначность: богатая речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов, т.к. разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И можно приумножать богатства родного языка, научившись открывать в словах их новые значения.

Синонимы: ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка. Совершенно однозначных слов в русском языке совсем немного: лингвистика – языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки.

Фразеологизмы: особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Главное условие правильности речи – употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов.

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

А. Иствуд в своей работе «Я вас слушаю», среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, выделил следующие лексические приемы. Как он отмечает, практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы [11].

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы.

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту.

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность.

Аллегория иносказательно изображает что-либо.

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств, предметов и явлений.

По мнению М. Предрага высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи: дикция, сила голоса, темп речи, полетность голоса, тембр голоса [17].

Иванова С.Ф. в своем труде «Специфика публичной речи» указывает на типичные ошибки допускаемые входе публичного выступления, так она отмечает, что у косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с негативными явлениями, «засоряющими» речь. В их числе [10]:

1) «заезженные» формулировки: более-менее, нормально, ничего;

2) слова-паразиты: так-сказать, типа, типа того, чисто конкретно, как бы;

3) сленговые формы: отпад! круто! классно! прикол! тащусь!

4) сокращения слов: коммуналка, видак, телик;

5) фонетические стяжения: тыща, щас, ваще, чё?

6) иноязычные «вкрапления»: о'кей, ноу-проблем, вау!

7) орфоэпические ошибки: *катлог, инциндент.

Названные явления недопустимы в речи оратора по мнению Ивановой.

 


 

2. Техника речи

 

2.1 Составные части техники речи

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией [6].

Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации - все это называется техникой речи. Для оратора владеть техникой речи - значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.

К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, дано не каждому. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице [5].

У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует, только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Суть техники речи – в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции.

Голосовой аппарат состоит из четырёх частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов.

Дыхательные органы - нечто вроде мехов. Они включают лёгкие, мускулатуру, втягивающую воздух в лёгкие, и другие мышцы, выталкивающие воздух из лёгких. Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха и создают необходимую опору звуку – речевой пояс.

Вибраторы - это голосовые связки. Они расположены в дыхательном горле горизонтально там, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке гортани так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из лёгких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые колебания.

Резонаторы включают гортань, полости носа и рта. Они усиливают и обогащают звук. Изменения в форме и объёме полости рта придают во время речи отчётливость каждому звуку или создают резонанс.

Артикуляторы - язык, зубы, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо -образуют индивидуальные звуки с помощью изменений в размере и форме звучания.

Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: звучности, темпа, высоты, тембра, артикуляции вместе с произношением. Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех частей голосового аппарата и оказывает влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию.

 

2.2Речевое дыхание, голос и дикция

Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кислород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений.

Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть активными, напротив, они зависят от мускулов, расположенных вокруг легких.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань — в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе размещают под своими ключицами лишь немного воздуха.

Необходимо тренировать «поддержку дыхания», для этого можно выполнять следующие упражнения:

• Выговариваем каждое слово в предложении предельно медленно и протяжно.

• Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой передышки, не допускающей полного дыхания.

Овладение навыками правильного дыхания — предпосылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слушаем ораторов, которые через 10 минут выступления задыхаются, будто поднялись по лестнице на 10 - 15 этаж.

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле.

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Так же, необходимо помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.

Приступая к занятиям по развитию дыхания, необходимо ознакомиться с анатомией, физиологией и гигиеной дыхательно-голосового аппарата, с существующими типами дыхания.

Так же, следует помнить, что смешанно-диафрагматический тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.

Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос – очень важное качество устной речи, особенно учителя.

Воспитать, поставить голос – это означает развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой – объем, силу и звучность голоса.

Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов.

Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся: нёбо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха.

При низком звучании голоса можно ощутить его вибрацию и в полости грудной клетки.

В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание его. Например: «горловой» оттенок голоса является результатом неверного посыла звука. Причина такого явления – зажатость глотки.

Может быть, что человек говорит «ниже» чем это соответствует природе его голосовых данных. Тогда голос получается сдавленным, лишенным звучности.

Привычка говорить не «своим» голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно установить нормальное положение голосового аппарата.

Для того, чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.

Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона).

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется:

а) прочитать вслух в различном темпе (медленном, среднем, затем быстром) фрагмент какого-либо рассказа по книге;

б) использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, затем постепенно увеличивать темп, добиваясь отчетливого произношения слов и отдельных звуков.

Важнейший показатель речевой культуры оратора — это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

Оратор с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражений, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремится достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Дикция (лат.) - произношение, манера, с которой оратор произносит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Овладев своим речевым аппаратом и поняв функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В различной литературе описано много способов как правильно и эффективно начать публичное выступление. Суть их сводится к тому, чтобы с первых слов привлечь активное внимание аудитории и сразу же перейти к делу

Процесс подготовки к публичному выступлению состоит из трех обобщенных правил. Первое: предварительная отработка навыков. Второе: непосредственно сама подготовка к выступлению. И третье - изучение навыков поведения во время публичного выступления.

Кроме того не стоит забывать, что ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

Речь оратора, как правило, должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведения и чувства. Для достижения целей устного выступления нужна высокая речевая и умственная культура. Речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме - логичной, яркой, образной.

Оратору нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушающих его людей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности (паузы, интонации, ударения и т. п.). Успех такого вступления зависит и от его знаний, профессионального опыта, искренности, свободного владения материалом, самообладания, выдержки, правильного внешнего выражения своих чувств.

Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, дано не каждому. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение / О.А. Баева. – М.: Логос, 2011. – 257с.

2. Бройнич, В.Д. Искусство по проведению переговоров / В.Д. Бройнич. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2014. – 242с.

3. Блинов, И.Я. Культура речи / И.Я. Блинов. – М.: Наука, 2016. – 206с.

4. Бердшадский, В.И. публичное выступление и его специфика / В.И. Бердшадский. – ВЛАДОС, 2011. – 307с.

5. Василик, М.А. Основы теории коммуникации / М.А. Василик. – М.: Гардарики, 2013. – 615с.

6. Винакова, Н.Ф. Деловая риторика / Н.Ф. Винакова. – М.: Прогресс, 2015. – 156с.

7. Гиляров, Е.М. Публичная речь / Е.М. Гиляров. – М.: Дело, 2012. – 79с.

8. Головин, Б.Н. Как говорить правильно / Б.Н. Головин. – М.: Просвещение, 2011. – 189с.

9. Горбанев М.А. Правила публичной речи / М.А. Горбанев. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 134с.

10. Иванова, С.Ф. Специфика публичной речи / С.Ф. Иванова. – М.: просвещение - 2015. – 215с.

11. Иствуд, А. Я вас слушаю / А. Иствуд. – М.: Гнозис, 2011. – 108с.

12. Кони, А.Ф. Советы лектора / А.Ф. Кони. – М.: Гнозис, 2013. – 201с.

13. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2012. – 320с.

14. Любишин, А.В. Культура деловой речи / А.В. Любишин. – М. : Наука, 2013. – 274с.

15. Ножин, В.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / В.А. Ножин. – М.: Академия, 2014. – 272с.

16. Максимова, В.И. Русский язык. Культура речи / В.И. Максимова. – М. : Наука, 2011. – 215с.

17. Предраг, М. Как проводить деловую беседу / М. Предраг. – М.: РГГУ, 2015. – 243с.

18. Скотт, Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления / Д.Г. Скотт. – К.: Ника-Центр, 2016. – 328с.

19. Формановская, Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н.И. Формановская. – М.: Русский язык, 2011. – 230с.

20. Шейнов, В.П. Психология манипулирования / В.П. Шейнов. – М.: Феникс, 2015. – 346с.