Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Человек как предмет философского анализа.



Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении, месте в мире - одна из основных проблем философской мысли. Он привлекает внимание философов с древних времен.

В философии человека одновременно рассматривали как природное и социальное начало. Соответственно этому сформировались основные концепции понимания человека: натурализаторская, рационалистическая, социологизаторская, экзистенциально-персоналистская.

Натурализаторская концепция - человек понимается как элемент природы, подобный животным.

Рационалистическая концепция - особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания.

Социологизаторская концепция – человек есть продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человек обретает себя только в обществе, где реализуются его генетически унаследованные качества.

Экзистенциально-персоналистская концепция – человек особое начало в мире. Его можно понять с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество и др.

Сильно отличаются друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях. Эти отличия касаются отношения человека к самому себе, миру, природе, обществу. Для человека восточной цивилизации характерна неразрывная связь с природой, гармоничное слияние с природой, с окружающей средой, а не стремление к ее изменению, свойственному человеку западной цивилизации.

Древнекитайской культуре идеал бережного отношения к природе выражал принцип «У-вэй" (не-деяния). Это означало не пассивное бездействие, а следование естественному порядку мира, минимальное вмешательство в этот порядок. Для западного человека было характерно - человек, вооруженный знаниями, должен покорять, изменять, подчинять себе природу для удовлетворения своих потребностей. Вектор активности восточного человека направлен на внутреннее самосовершенствование, самопознание, а не во вне, как западного.

Определяющими в жизни человека в древневосточных цивилизациях были устойчивость, традиционность, обычаи, обряды и т.д. Для человека же западной цивилизации главными ценностями являются активная независимая личность, индивидуальные свободы и права, чувства гражданина.

На современном этапе имеются существенные расхождения в понимании философии человека, философской антропологии.

Бурное развитие психологии, социологии, этнографии, биологии, медицины, информатики и др., добавляет неверие в необходимость философского подхода к проблеме человека.

Ни одна частная наука не может обосновать систему ценностей, на которые должен ориентироваться человек. Адекватное представление о человеке может быть получено на пути синтеза частных наук, в результате философского осмысления научных данных о человеке. При таком подходе человек выступает как центр пересечения различных ипостасей человеческого бытия, которые включают в себя его природные, социальные, культурологические и личностно-уникальные характеристики.