Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ



Еще более усложняются характеристики эпистолярных жанров публицистики (от греч. epistola –послание). Они представляют собой разновидности письмавнередакционного автора, читателя или текста, созданного журналистом в форме письма. Назначение писем в редакцию столь же многообразно, как и их форма, тематика, содержание и размеры. Их авторы – представители всех социальных групп и слоев – могут просто сообщать редакции интересную, по их мнению, информацию о фактах, событиях и людях, просить помощи и советов, критиковать недостатки и предлагать интересные темы, высказывать свое мнение о публикациях газеты и рассказывать о своей жизни... Для письма как жанра характерна универсальность – объект и предмет отображения жизни в нем не имеют ограничений. Его значение возрастает в связи с открытостью письма: после публикации оно становится открытым для всех читателей. Его личностность – отражение в нем личности автора, его характера, личного интереса – превращает его в человеческий документ в газете. Некоторые авторы писем в редакцию и не рассчитывают на их публикацию. Они просто советуются с журналистами, делятся с ними своими радостями и печалями. Такие – исповедальные письма тоже представляют интерес для редакции, позволяют ее работникам укреплять связи газеты с ее аудиторией. Но внимание журналистов привлекают, прежде всего, письма, в которых поднимаются вопросы и проблемы, представляющие общественный интерес.

Все это объясняет стремление многих выдающихся мыслителей – философов, писателей, ученых и государственных деятелей к использованию в своей деятельности этой жанровой формы. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, письма Чаадаева и Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина и Л. Толстого, послания Короленко Луначарскому с критикой советской власти и многие другие литературные и философские письма раскрывают широкие возможности использования этого жанра публицистики в самых разных областях общественной жизни.

Письмо стало одной из важнейших жанровых форм и в творчестве многих выдающихся публицистов. Объясняется это несколькими причинами. Одна из них – возможность обращения журналиста к широкой аудитории – в форме открытого письма из редакции. У такого письма имеется точный адрес, оно связано с конкретным фактом или ситуацией. Так, писатель Л. Жуховицкий обратился однажды в своем открытом письме, напечатанном в «Комсомольской правде» под названием «Храбрая трусость», к старшеклассникам одной из московских школ, побоявшимся защитить своих одноклассниц от хулиганов. Оно получило массу откликов. Но открытое письмо может быть написано и внередакционным автором или даже группой авторов и обращено к конкретному лицу – государственному деятелю, руководителю предприятия или другой организации. Коллективные письма, обращенные к президенту или председателю российского правительства – с призывами, просьбами или предложениями – нередко публикуют в наиболее влиятельных общенациональных газетах.

Опытные публицисты нередко придают своим корреспонденциям и статьям форму письма, стремясь усилить их воздействие на читателей. Так, Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в высших учебных заведениях нашей страны. А Михаил Кольцов избрал форму письма для своего фельетона «Куриная слепота».

Обращение к жанровой форме письма объясняется и ее специфической способностью мимикрировать – как бы натягивать одежду почти любого другого жанра. Многие письма читателей в редакции сообщают о фактах и после небольшой правки публикуются как обычные информационные заметки. Некоторые, авторы которых пытаются разобраться в описываемых ими ситуациях, печатают наряду с другими корреспонденциями. Иногда развернутое письмо, автор которого ставит актуальную проблему, после редактирования помещают в газете как проблемную статью, а отклик читателя на новый кинофильм как кинорецензию. Но всегда такой текст сохраняет личностность письма.