Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТРИПЛИЦИТЕТЫ ЗОДИАКА



Огонь

Огонь огня. Молния – быстрота, резкость.

Воздух огня. Солнце – устойчивая сила энергии.

Вода огня. Радуга – увядающее, одухотворенное отражение образа.

Вода

Огонь воды. Дождь, родник – быстрота, страстность.

Воздух воды. Море – устойчивая сила гниения.

вода воды. Лужа – застойное одухотворенное отражение образа.

воздух

огонь воздуха. Ветер – быстрота, натиск ( отметьте также идею равновесия, проявляющуюся, например, в пассатах ).

воздух воздуха. Облака – устойчивые переносчики воды.

вода воздуха. Вибрация - неподвижные массы

земля

огонь земли.

воздух земли.

вода земли.

ВАЖНЕЙШИЕ ТРИАДЫ

Три бога IAO

0 святой дух

I посланник

IX тайное семя

 

Три богини

II дева

III жена

XVII мать

Три демиурга

X отец всего 3в1

IV правитель

V сын(жрец)

Дети Гор и Хур-Па-Краат

 

VI правление близнецов

XIX солнце (игра)

XVI венценосное и победоносное дитя появляющееся из утробы как в ALP

Йони радующаяся (женщина оправданная)

 

VII Грааль. Колесница жизни

XIV беременная утроба, сохраняющая жизнь

VIII сексуальное соединение

Убитые боги

 

XI 156 и 666

XII искупитель в водах

XIII искупающее чрево, которое убивает XV

Лингам, йони, стела (жрец, жрица, церемония)

 

XV выпрямившей и довольный

XVIII ведьма. Застоявшаяся и ожидающая Йони

XX бог и человек как двойня от Нуит и Хадита

Пантакль

 

XXI система

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ОТ ПЕРЕВОДЧИКА <

Приложение 1. Четыре каббалистических мира **

Каббалисты считают, что десять Сефирот функционируют на четырех иерархических уровнях, называемых «мирами» (евр. Олам):

Ацилут Мир Архетипов, Мир Эманации или

Мир Божественный

Брия Мир Творения, Мир Архангелов.

Йецира Мир Формирования. Астральный мир.

Ассия Мир Действия, Проявленный Мир. Материальный

мир, каким мы его знаем.

Существует два понимания этих миров. Можно считать, что в каждом из них содержится свое Древо Жизни, причем Сефира Малкут мира Ацилут является одновременно Сефирой Кетер мира Брия и т. д. Можно также рассматривать четыре мира как иерархические уровни одного Древа Жизни: Ацилут включает в себя Сефиру Кетер, Брия - Сефиры Хокма и Бина, Йецира - шесть Сефирот от Хесед до Йесод включительно, а Ассия - Малкут. (Вариант этой системы — Кетер и Хокма в мире Ацилут и одна Сефира Бина в мире Брия.)

Обе системы равно достоверны и используются в разных обстоятельствах. (Существует также понимание каждой Сефиры как Древа Жизни в миниатюре: при этом во всем мироздании оказывается десять Дерев и сто Сефирот.)

Четыре аспекта каждой Сефиры, проявляющиеся в четырех мирах, позволяют соотнести систему Сефирот с такими четверичными системами, как Тетраграмматон, четыре элемента западной алхимии и, конечно, масти и фигуры карт Таро.

Приложение 2. Названия козырей Таро в системе «Золотой Зари»*

Дурак Дух Эфира

Маг Маг Силы 5

Верховная Жрица Жрица Серебряной Звезды

Императрица Дочь Могучих

Император Сын Утра, вождь среди Могучих

· По «Книге Т»

 

Приложение 3. Элементальные достоинства

Элементальные достоинства — это качества элементов, определяющие характер их взаимодействия. Элементы могут друг друга усиливать, ослаблять или быть нейтральными. Им приписывается сочетание двух качеств - они могут быть горячими или холодными (первичное качество) и при этом сухими или влажными (вторичное):

Огонь Горячий и сухой

Воздух Горячий и влажный

Земля Холодная и сухая

Вода Холодная и влажная

Элементы, разделяющие первичное качество (оба либо горячие, либо холодные), считаются взаимодополняющими и усиливающими друг друга. В природе они легко смешиваются и сочетаются. Это пары «Огонь—Воздух» и «Земля—Вода».

Элементы, разделяющие вторичное качество (оба либо сухие, либо влажные), считаются нейтральными по отношению друг к другу. Они смешиваются не столь легко. Это пары «Огонь—Земля» и «Воздух—Вода».

Элементы, не разделяющие никаких общих качеств, считаются взаимоослабляющими, противостоящими. Они не смешиваются. Это пары «Огонь—Вода» и «Воздух—Земля».

Этими соображениями и следует руководствоваться, анализируя «элементальное окружение» карт Таро в порицательных раскладах. Каждой карте соответствует один из элементов, и понятно, например, что для «огненной» карты соседство «водных» неблагоприятно, а «воздушных» -наоборот, полезно.

 

Приложение 6. Дома Неба

(из книги А. Кроули «Астрология. Архетипы астрального универсума согласно мифологии и западным традициям Перевод Б. И.Пружинила)

Первый Домописывает индивидуальность и темперамент рожденного, а также его физические кондиции и облик. Кроме того, этот Дом очерчивает то, что принадлежит индивиду из его непосредственного окружения и ближайших обстоятельств (вне зависимости от его наследственных прав).

Второй Домосведомляет нас о собственности рожденного и его спо­собности приумножить эту собственность. Но здесь имеется в виду не случайный барыш или законное наследство, речь идет исключительно о деловых способностях рожденного.

Третий Домпредставляет прежде всего умственные способности рожденного и вообще все те средства самовыражения, с помощью которых человек общается с себе подобными. В этом же Доме описываются небольшие путешествия и говорится о том, какие из них могут быть удачными. Здесь же речь идет о братьях и сестрах рожденного, их отношениях и отношениях с ближайшими соседями. И сверх того, обсуждаются те знакомые и друзья, отношения с которыми являются скорее интеллектуальными, чем душевными.

Четвертый Домописывает место рождения и отчий Дом. Здесь со­держится указание на перспективы наследования (прежде всего, по отцовской линии), здесь же описывается и сам отец. Другой план значений этого дома связан с жилищем, землевладением и всякой собственностью, имеющей отношение к земле (особенно рудники, шахты и пр.). Отсюда же извлекаются сведения относительно последних лет жизни, о месте смерти и о конце материального существования вообще.

Пятый Домраскрывает душевные привязанности рожденного, сферу его I наслаждений, включая игру и сердечные влечения. Этот Дом среди прочих имеет особое значение для всего, что касается половой жизни. Кроме того, в нем описываются дети рожденного.

Шестой Домосведомляет о здоровье, питании, характере одежды и прочих телесных особенностях рожденного. Этот Дом имеет также отношение,) весьма скрытое и всегда индивидуальное, к развитию оккультного Эго. Кроме того, здесь описываются взаимоотношения со всеми лицами, которые мог сослужить рожденному какую-либо службу (за исключением домашних), и здесь же раскрывается его отношение к маленьким животным, особенно ручным. Совершенно особым образом этот Дом связан еще с сельским хозяйством, а также со всякого рода спекуляциями, предпринимаемыми исключительно с целью прибыли (т.е. чуждой даже намека на игру и развлече­ние).

Седьмой Домпредставляет партнеров рожденного; речь главным образом идет о партнерах по браку, но также и партнерах по работе и другим делам, так или иначе требующим объединения усилий. В этом же доме описываются тяжбы и все те лица, которые открыто противостоят рожденному.

Восьмой Домуказывает вероятную продолжительность жизни и обстоя­тельства ее окончания. В нем очерчивается все то, что рожденный приобретает по завещаниям или по наследству.

Девятый Дом- Дом науки и религии. А кроме того, в нем описываются большие путешествия, т.е. путешествия, которым придается большое значение и которые глубоко вплетены в ткань жизни. Здесь же описываются способность и устремления рожденного в сфере духовного совершенствования, а также характер его религиозности.

Десятый Домочерчивает круг занятий рожденного и его карьеру. В этом Доме определяется также его репутация, его общественное положение и степень почтения к нему со стороны окружающих. Кроме того, здесь опи­сываются наниматель, хозяин, начальник рожденного и его отношения с органами власти его страны. И наконец, здесь говорится о его матери.

Одиннадцатый Дом- Дом друзей. Он описывает тех, к кому рожденный испытывает естественное тяготение, и характер складывающихся с ними отношений. Равным образом здесь описываются стремления рожденного; однако при этом следует тщательнейшим образом различать, с одной стороны, духовные устремления, с другой - желания.

Двенадцатый Дом- Дом принуждения: он описывает всякое влияние, которое каким бы то ни было образом может ограничить свободную волю рожденного. Здесь описываются его тайные недруги и даются характеристики тех интриг, в которых он может принять участие или которые могут быть направлены против него. Кроме того, здесь указываются все тайные ассоциа­ции, с которыми он мог бы оказаться связанным. И еще указываются крупные животные, играющие какую-либо роль в судьбе рожденного, и его отношение к ним. И наконец, раскрываются все те места, где он должен оказаться и где дисциплина является первейшей необходимостью.

 

Примечания переводчика

1 Оригинальное название этой главы из «Книги Лжей» - игра слов (как и многое в текстах Кроули): wheel and - whoa(Колесо и - Тпру!). Эти слова звучат похоже на weal and woe (Благополучие и Горе). В авторском комментарии говорится: «Это означает движение и покой. Мораль же - обычная мистическая: останови мысль в ее источнике».

2 См. стр. 36.

3 На самом деле в разных книгах Леви есть также иллюстрации «Колеса Фортуны», «Мира» и «Мага».

4 Кроули, как и многие другие оккультисты, называет «средневековыми» колоды Таро марсельского типа. Самые старые из этих карт, сохранившиеся в коллекциях, относятся, однако, уже к XVII веку. Даже древнейшие из сохранившихся карт Таро, миланские «Висконти - Сфорца», можно отнести к средневековью лишь с некоторой натяжкой (они датируются серединой XV века).

5 Долгое время считалось, что цыгане - выходцы из Египта.

6 В ряде европейских языков название народа цыган является производным от слова «Египет».

7 collegium ad spiritum sanctum - «Коллегия Святого Духа» - резиденция розенкрейцеров, упоминающаяся в «Рата». В широком смысле- круг посвященных.

8Нотарикон - анаграмма, один из методов гематрического анализа слов.

9Йециратическиеатрибуты -элементы, планеты и знаки Зодиака, соответствующие буквам еврейского алфавита; название происходит от каббалистической книги «Сефер Йецира», в которой эти соответствия установлены. В более широком смысле - все каббалистические ассоциации букв.

10 Телема - созданное Кроули религиозно-этическое учение, суть которого сводится к тому, что человек должен познать свою Высшую Волю и сделать ее руководящим мотивом всех своих действий. Все основные положения Телемы содержатся в «Книге Закона», и главное из них - «Твори свою Волю - да будет в этом весь Закон». Кроули подчеркивал, что для его последователей эта формула должна означать отнюдь не потакание любым капризам («Делай, что хочешь»), но постоянное обращение к Высшему и беззаветное служение Ему («Твори свою Волю - и уж не делай ничего другого!»).

11 псевдоним.

12 здесь: шутящий с серьезным, невозмутимым видом,

13 С.'.О.'. - сокращение от «golden dawn», т. е. «[Орден] Золотой Зари» по-английски.

14 Орден К.К. и А.С. -«Орден Рубиновой Розы и Серебряного Креста».

15А.'.А.: - сокращение от argentums astrum т. е. «[Орден] Серебряной Звезды» по-латыни.

16Брат Пердурабо - сам Кроули. В 1904 году в Египте его «Святой Ангел-Хранитель» по имени Айвасс (или Айваз) продиктовал ему «Книгу Закона» - главную книгу кроулианского учения.

17 в традиционных эссе и книгах о Таро - например, в «Истории Магии» Кристиана, «Таро цыган» и «Предсказательном Таро» Папюса, «Таро» Матерса, «Иллюстри­рованном ключе к Таро» Уэйта.

"Соотнося знаки Зодиака с козырями традиционного (то есть марсельского типа) Таро, Матерс столкнулся со следующей проблемой: после Рака (козырь VII) в Зодиаке идет Лев, которому, по идее, должен соответствовать следующий козырь - VIII. Но козырь VIII в традиционном Таро - это Справедливость, фигура, более уместная для знака Весов. Для Льва же подходит Сила (женщина со львом), но она, к несчастью, имеет номер XI. Матерс решил эту проблему, поменяв местами эти карты так, что Сила (Лев) стала номером VIII, а Справедливость (Весы)-номером XI. Это было насилием над традиционным порядком карт Таро, которого многие оккультисты- исследователи Таро не могли принять. Кроули вернул Справедливости номер VIII, а силе - номер XI (хотя и дал этим картам другие названия), а проблему последовательности знаков

Зодиака решил по-другому: предложил считать, что на круге зодиакальных козырей существует петля. Таким образом, рассуждал Кроули, Сила-Вожделение может продолжать соответствовать Льву, обладая при этом номером XI, более уместным для Весов, а Справедливость-Регулирование - соответствовать Весам, обладая «львиным» номером VIII.

Вторая петля имеет совершенно другое происхождение. Она связана с соответствием традиционной последовательности козырей Таро не знакам Зодиака, а буквам еврейского алфавита. Если считать Дурака первым козырем и соотносить его с первой буквой, Алеф, то Звезда (имеющая номер XVII, но восемнадцатая, если считать от нулевого Дурака) должна соответствовать восемнадцатой букве, Цадди. По-видимому, единственной причиной, заставившей Кроули в этом усомниться, был стих из «Книги Закона», где ясно сказано: «Цадди - не Звезда». Но, поскольку для Кроули эта Книга (и каждая буква в ней) была Откровением свыше, он не мог не отнестись к полученному указанию со всей серьезностью. Изобретя свою «вторую петлю Зодиака», он заменил буквенные соответствия двух козырей. Теперь Звезда получила букву Хе (оставаясь при этом Водолеем и козырем XVII), а Император - букву Цадди (оставаясь при этом Овном и козырем IV).

Если в первом случае вокруг определенного знака Зодиака (Девы) провернулись и поменялись местами два козыря Таро, и это никак не повлияло на последовательность букв, то во втором случае вокруг другого знака Зодиака (Рыб) поменялись местами две буквы, и это никак не повлияло на последовательность козырей. См. также стр. 41 -42 и диаграмму на стр. 19.

19"Рихард Рети (1889 - 1929) - выдающийся гроссмейстер и теоретик шахмат.

20«Строили лучше...» - цитата из гимна «Пилигримы» Флоренс Эрл Коутс (1900).

21 «Бездна» - пропасть, отделяющая три высших Сефиротот семи низших. Израэль Регарди в своей книге «Гранатовый сад» объясняет: «Первые Три Сефирот, называемые Вышними, превосходят все и всяческие интеллектуальные понятия... От того, что находится под ними, Вышние отделены огромной пропастью, Бездной. Вышние идеальны, прочие Сефирот - актуальны; Бездна же - это метафизическая пропасть между ними». Бездна тесно связана с «теневой» одиннадцатой Сефирой, Даат («Знание»). Даат - это то, что помогает предолеть Бездну.

22 «Книга бескрылой гагарки» -дневник Кроули, ведшийся с 1919 года, из которого сохранилось лишь несколько фрагментов.

23 Сульфур - алхимическая «сера»

24Меркурий - алхимическая «ртуть»На диаграмме - имеется в виду Древо Жизни.

25См, Фрэзер. Д. Д. Золотая ветвь: Исследвание магии и религии. - М.: Политиздат, 1986.

27 Четыре Мира - см. Приложение 1.

28 На самом деле в том варианте расположения «путей» на Древе Жизни, которым пользуется Кроули, видны лишь два очерченных равносторонних треугольника, обращенных вершинами вниз. По-видимому, третьим (точнее, вторым) он считает не полностью очерченный треугольник «Хесед - Гебура - Иесод».

29См. прим. 35 и стр. 203.

30 Когда мир был уничтожен огнем 21 марта 1904 года - то есть когда начался Зон Гора. См. следующее примечание.

31 Стела Откровения - главная святыня телемической религии Кроули. В марте 1904 года, когда Кроули с молодой женой Роуз Келли находился в Каире, она внезапно начала впадать в трансовые состояния и передавать мужу послания от бога Гора. Чтобы проверить реальность этого контакта, Кроули привел Роуз в каирский музей Булак. Там она, пройдя мимо многих изображений Гора, устремилась к экспонату номер 666 (это число всегда играло особую роль в магическом мире Кроули) - стеле, на которой Гор принимал подношение от новопреставившегося жреца Анх-ф-н-Хонсу. Потрясенный, Кроули начал слушаться наставлений, передаваемых через жену, 20 марта (в день равноденствия) совершил призывание Гора, а 8-10 апреля принял и записал «Книгу Закона». В египетских надписях на музейном экспонате, получившем с тех пор название «Стела Откровения», также обнаружился мистический смысл.

Копия Стелы имеется у каждого последователя учения Кроули. День же весеннего равноденствия 1904 года считается началом телемитского календаря.

32Писец - Кроули.

33 В первый день весны — естественно, имеется в виду астрологическая весна, когда Солнце входит в знак Овна.

34 - «Растворяй и сгущай»

35 61 - численное значение еврейского слова Айн , т.е. «нет», «отсутствие». Это название «Первой Завесы Негативности», Абсолютного Нуля. 146 - численное значение слова Соф, «предел». Айн Соф («Беспредельность») - Вторая Завеса Негативности, Неопределенный Ноль 207 - численное значение слова Аур, «свет». Айн Соф Аур («Бесконечный Свет») - третий вид Нуля и Третья Завеса Негативности.

36 Всей системы - имеются в виду карты от 2 до 10

37 Триплицитеты - группы из трех знаков Зодиака.

38 Строка из поэмы Роберта Браунинга (1812 - 1889) «Рождество и пасха» (1850).

39См Матф. 11: 12.

40Цифирь - в оригинале употреблено слово cipher. нуль, шифр, арабская цифра.

41 Поместили ее между картами XX и XXI- первым это сделал Элифас Леви в «Догме

и ритуале высшей магии» (1854- 1855). См. также стр. 16 и прим. 17. 42Имеется в виду скандал по поводу посвящения Кроули Матерсом в степень Младшего Адепта вопреки желанию остальных членов ордена.

43 Получение «Книги Закона».

44 AL или «LiberАL», - то же, что «Книга Закона», главный труд Кроули.

45 Меняются еврейские буквы, но не номера карт: см примечание 18.

46 Сэр Годфри Хиггинс (1773 - 1833) - английский историк-оккультист, автор знаменитого труда «Анакалипсис» (1833).

47 См. стр. 19.

48 Сигнатуры (от лат. 51%па1ига - «подпись, метка, знак»): в оккультизме - отметины, оставляемые астрологическими воздействиями на всех предметах и живых существах. Соответствия между объектами и явлениями природы основываются на родстве сигнатур.

49 Не считая Тузов.

50 Справа налево.

51 Слева направо. "Справа налево.

51 «Все понимать - значит все прощать».

54 - «После этого - значит, вследствие этого».

55 Ян ван Рюйсбрук (1293 - 1381) - фламандский мистик, основатель «Братства общей

жизни».

56Мигель де Молинос (ок. 1640 - ок. 1695)-испанский мистик, основатель квиетизма. 57 Циркулярные - здесь: основанные на понятиях, которые сами требуют определения. 58Бэттл-Крик - знаменитый американский санаторий и медицинский центр.

59 Лорд Томнодди - праздный аристократ, персонаж сатирического стихотворения Роберта Б. Брафа (1828 - 1860).

60 Билл Сайке-уголовник, персонаж «Приключений Оливера Твиста» Чарлза Диккенса.

61 «Делать малину» - издавать непристойный звук, надув щеки, одна из традиций английского парламента. Почему это называется именно «малиной», не совсем понятно. Некоторые филологи считают, что эта ягода по форме похожа на анус, другие ссылаются на сленг кокни, в котором «малиновый пирог» означает «перденье».

62 Зороастром в его «Оракулах» - имеется в виду популярная в магических кругах того времени книга «Халдейские оракулы Зороастра», изданная Весткоттом в 1895 г.

63 Поскольку, согласно предыдущей легенде, самка грифа есть энергетическая Вселенная.

64Анаксимен полагал первоэлементом Воздух.

65 В наше время известно, что этот фактор - форма одной из отцовских хромосом, и пол яйцеклетки уже определен сразу после оплодотворения. Кроули не дожил до открытия хромосом (но посмотрите внимательнее на его карту «Дьявол»: яички большого фаллоса напоминают ядра клеток в состоянии митоза; видны хромосомы, соединенные нитями с двумя клеточными полюсами. Совпадение или ясновидение?).

66 «Пустые ведра на палубе», строка из поэмы Сэмюэла Тэйлора Колриджа.

67 Пс. 44: 14.

68Цитата из стихотворения Роберта Браунинга «Мистер Сладж, медиум»

69 - первоапрельская шутка, букв, «апрельская рыба».

70 Сохо - район в Лондоне.

71 См. Евр. 13.2.

72 Быт. 37:3, 23, 32.

73 В канонических вариантах Библии упоминаний о разноцветной одежде у Иисуса нет.

74Броселианд - лес в Бретани, связанный с циклом легенд о Короле Артуре.

75 Тогдашним главой О. Т. О-по-видимому, имеется в виду Теодор Ройсс( 1855- 1923), возглавлявший О.Т.О. с 1906 по 1922 гг. Ройсс действительно, принимал участие в подготовке премьеры «Парсифаля» в Байройте в 1882 г., но Ордена тогда еще не существовало: он был основан, согласно официальной хронологии, лишь в 1895 году Карлом Келльнером (1850 - 1905), который и стал первым Главой О.Т.О.

76Эпонимический — дающий свое имя чему-либо.

71 Прессе (ит.) - рыба.

78Хур-Па-Краат, или Гор-Па-Херд - одна из ипостасей бога Гора, «Гор-ребенок». Изображался с пальцем у рта. Греки называли это божество Гарпократом, а его жест воспринимали как знак молчания.

79 Геракл, ребенок, прявший в Доме Женщин — по-видимому, Кроули соотносит Гарпократа, попирающего крокодила, с Гераклом потому, что последний в младенческом возрасте задушил двух больших змей (напрашивается также аналогия с Кришной-змееборцем). По некоторым сведениям, изображения Гарпократа с крокодилом в Древнем Египте использовали как обереги против змей. Второй образ относится к эпизоду уже из взрослой жизни Геракла: когда герою на некоторое время пришлось стать рабом лидийской царицы Омфалы, она одевала его в женскую одежду и заставляла прясть вместе со служанками.

80 Будда-Рупа (санскр.) - «форма Будды».

81 «Видение и Голос» - работа Кроули, начатая в 1909 г. и впервые изданная в 1911.

82 Вышние -три первых Сефирот Древа Жизни. См прим. 21.

83 «Книга Мудрости или Глупости» — работа Кроули, написанная в 1918 г. и впервые опубликованная в 1961 г. («Равноденствие», III. 6).

84 Маленькая скиния - молельня из романа Диккенса «Лавка Древностей». Здесь: ортодоксальное христианское мировоззрение.

85См. 3Цар. 11: 1,4;Неем. 13:26.

86 Тоху-Боху (евр.) - хаос, беспорядок.

87 Иакх - еще одна ипостась Диониса-Загрея-Вакха.

88Фаллического бога Приапа почитали в виде осла.

89Сэр Ричард Пэйн-Найт (1751 - 1824)-английский философ и историк. Его главный труд - «Беседа о почитании Приапа» (1786).

90 Барон Йозеф фон Хаммер-Пургшталль (1774 - 1856) - австрийский историк-ориенталист.

91 Здесь Кроули ссылается на Сфинкс из греческой мифологии - существо женского пола.

42 «Шлюха и Дева» - вольная цитата из драмы «Король Генрих VI, часть I», приписываемой Шекспиру. Слово «шлюха» созвучно «загадке», связываемой со Сфинкс. «Дева» - прозвище Жанны Д'Арк.

93 «Парижское делание» (1914) - один из магических дневников Кроули.

94 «крест с ручкой» (имеется в виду петля, за которую его держат египетские боги.

95 Триаду Вышних с Гексадой - то есть Сефирот 1 - 3 с Сефирот 4-9.

96 VVVVV. - «VI VERI VNIVERSUM VUVUS VICI» («Силой Истины Вселенную Живым Победил»), магический девиз Кроули как Магистра Храма 8° = 3°.

97 Этир- в «енохианской» метафизической системе, созданной Джоном Ди (1527- 1608) и составляющей часть систем «Золотой Зари» и Кроули, в мироздании выделяется 30 этиров, или концентрических слов. Каждая глава «Видения и Голоса» посвящена одному из них.

98См. Приложение 1.

99 В одной из систем Тара - в системе «Золотой Зари»; см. Приложение 2.

100 Символ... Соли -

101 - «Природа не действует скачками».

102 См. Откр. 13: 17 и далее.

103 Сигнала — магическая печать.

104 «внося соответствующие изменения».

105 Знак Входящего - одна из ритуальных поз в каббалистической магии «Золотой Зари». Выполняя ее, участник ритуала наклоняет туловище и вытягивает обе руки вперед.

106 кванты.

107 Протетеский: Протей в греческой мифологии — морское божество, способное принимать любой облик; символ материи. Здесь возможна также ассоциация с протеинами (белками) как основой жизни.

108 Шкала Королевы - В магической системе «Золотой Зари» приняты четыре «шкалы цветов», соответствующих буквам Тетраграмматона, каббалистическим мирам, элементам, мастям и фигурным картам Таро. Они называются «Шкала Короля», «Шкала Королевы», «Шкала Императора (Принца)» и «Шкала Императрицы (Валета, Принцессы)». В каждой шкале по 34 цвета (или комбинации цветов): 10 для Сефирот (чисел) и 24 для Путей (еврейских букв, козырей Таро). Хотя Путей всего 22, последние два из них (Шин и Тау) дублируются, образуя в шкале позиции 3 1` и 32'. Это связано с тем, что обеим буквам соответствуют по два различных атрибута: Шин - не только Огонь, но и Дух; Тау - не только планета Земля, но и Земля как элемент. Все четыре шкалы цветов приводятся в Приложении В.

109В одной из традиций - в традиции «Золотой Зари».

110См. стр. 225.

111 «Видение и Голос», Этир 4.

112 См. Откр. 1:8 и др.

113 Здесь и далее - тонкая игра смыслов и образов. Кроули употребляет латинские слова JUDEXи TESTES. Последнее означает не только «свидетели», но и «яички». Сферические чаши весов на карте действительно напоминают яички, а в следующем пассаже меч фактически приравнивается к пенису. Стоит отметить, что латинское название влагалища, вагина, буквально означает «ножны».

114 то есть «аккуратность, точность», в отличие от традиционного французского названия «.justise» - «справедливость».

115Немисс- традиционный египетский головной убор, используемый в церемониальной магии.

116 вагина, фаллос.

117 Здесь и далее Кроули опять ссылается на Сфинкс из греческой мифологии и говорит о ней в женском роде.

118«Книга Закона», I. 12-13.

119 «Книга Закона», II. 20.

120«Книга Закона», II. 22.

121 «Книга Закона», II. 24.

122 «Книга Закона», II. 61 - 63.

123 австралийский цветок Те1ореа зресюзгззша, символ штата Новый Южньн Уэлльс.

124 См. стр. 181.

125 «Книга Закона», I. 15-16

126 «Книга Закона», I. 58.

127 «Книга Закона», I. 3.

128 Кенотафия (греч. «пустая гробница») - памятник, обычно в форме гробницы, человеку, похороненному в другом месте или неизвестно где.

129«Книга Закона», II. 48.

130 «Силоамский сон» - особый метод трансовой медитации, предложенный П. Б. Рандольфом (1825 - 1875), выдающимся оккультистом, медиумом, целителем своего времени. Силоам - источник близ Иерусалима, упоминающийся в Библии (см., например, Иоан. 9: 7). Сам Рандольф называл «силоамский сон» тибетской практикой.

131 См. Иоан. 19:34.

132 Аменти - в египетской мифологии царство мертвых.

133 «Возврат царства Сатурна» (Вергилий, «Эклога IV»). В античном мире считалось, что Сатурн правил в Золотом Веке.

134 Красная кровь и белая клейковина в алхимии соответственно означают мужские и женские половые жидкости.

135 «мертвая голова».

136 купорос.

137 См. Элайн Карр, «Жрица Панормиты». - «Равноденствие» I. № 2. П8См., например, Втор. 12: 2, Иез. 6: 13

139 Шабаш - то есть шаббат, суббота.

140 - здесь, по-видимому, римский бог подземного мира.

141Кроули, «liber LXV», V. 65.

142 Озеро Пасквани - ныне озеро Ньюфаунд, штат Нью-Гэмпшир, США. В 1916 году Кроули пережил там «Видение Звездной Губки», побробно описанное в его комментарии к стиху 59 первой главы «Книги Закона».

143Зороастр сказал - см. примечание 62.

144«Книга Закона», I. 58.

145 «Книга Закона», I. 61-66.

146Писал Ките - в стихотворении «Гомеру» (1848). 147Хем - Египет.

148 «Книга Начала» - так иудеи называют «Книгу Бытия».

149 Быт. 15: 12.

]50Верт - зеленый цвет в геральдике.

151 Шекспир, «Буря», I: 2 (1611). Цитата приведена нами в переводе М. Кузьмина.

152 Три Йод - три коротких штриха буквы.

153 «Книга Закона», III. 34. 154«Книга Закона», III. 72.

155 Мир дискурса - полный набор понятий, учитываемых в данном обсуждении, исследовании или эксперименте. 156Кроули жил в Чефалу с 1920 по !923 годы.

157 Солнце на юге - то есть зима.

158 «Книга Закона», II. 21.

159 Джон Уильям Нэвин Салливан (1886-1937) - историк науки, друг и ученик Кроули. Гершаль - одно из ранних названий планеты Уран.

161 «Мир в миниатюре», принятое в системе «Золотой Зари» цветное изображение Древа Жизни, в котором Сефирот раскрашены согласно Шкале Королевы, а Пути - согласно Шкале Короля. У Кроули в книге «777» - все наоборот: «В соответствии с всеобщим законом равновесия Сефирот даны в Шкале Короля, а пути - в Шкале Королевы. Никогда нельзя позволять мужскому высовываться, не уравновесив его женским. Сефирот - идеи определенно положительные». (Правда, перед этим он заявляет: «Вы можете использовать четыре цветовых шкалы как хотите. Единственное, о чем надо помнить, - это соответствия Тетраграмматону.)

162 Гексаграмма в «И-цзине» - шестиярусная фигура из двух видов линий («черт»). Все названия гексаграмм «И-цзина» приводятся по русскому переводу Ю. К. Щуцкого.

163 имеется в виду перевод «И-цзина», выполненный Джеймсом Леггом и впервые изданный как XVI том знаменитой оксфордской серии «Священные книги Востока» в 1882 году. Все цитаты из «И-цзина» в настоящем издании переведены по тексту Легга.

164 «Великий Зверь», один из псевдонимов Кроули.

165 См. прим. 14.

166 Имеется в виду известный эпизод из биографии Джонатана Свифта: сначала он издал пародийный астрологический прогноз на 1708 год, в котором предсказал смерть известного астролога Джона Партриджа, вскоре объявил о том, что пророчество исполнилось, а затем талантливо опровергал все печатные протесты своей жертвы.

167 См. «Книгу Закона», I. 3.

168 по соседству с картами, элемент которых ослабляет его собственный. См. Приложение 3.

169Кроули цитирует эпитафию, которую придумал для себя английский поэт Джон Ките (1795-1821).

171 «Химера, в пустом пространстве жужжащая» (см. Ф. Рабле, «Пантагрюэль», гл. 7: «Хитроумнейший вопрос о том, может ли Химера, в пустом пространстве жужжащая, поглотить вторичные интенции; обсуждался на Констанцском соборе в течение десяти недель»). Здесь: надуманная проблема.

172 Триграмма Воздуха также указывает на Дерево - одна из триграмм, составляющих гексаграмму 32, а именно Сюнь, у Кроули соответствует Воздуху, в традиционной же китайской системе элементов - Дереву.

173 «Прямодушный, от вины свободный» - Гораций, «Оды», 1: 22.

174 Карта, называемая «Препятствием» или... «Сокращенной Силой» — Восьмерка Мечей (см. стр. 178).

176 «Женщины непостоянны» (из пьесы Виктора Гюго «Король

забавляется», 1832).

177 «Кориолан» - одна из последних трагедий Шекспира. 178«блуждающие огни», миражи.

179 Томас Харди (1840- 1928) - английский писатель и поэт.

180 гималайский винторогий козел.

181 Трехмерная Гексаграмма, - здесь - фигура, состоящая из двух тетраэдров, пересекающихся подобно треугольникам в шестиконечной звезде (гексаграмме).

182 Элементальные достоинства - см. Приложение 3. 181 «Книга Закона», I, 3.

184Исключительный Адепт высокая степень 7° = 4° в ордене

Золотой Зари. 185 См. стр. 124.

186Уильям Шекспир, «Венецианский купец». Перевод Т.Щепкиной-Куперник.

187 Зиттит Вопит (лат.) - «Высшее Благо», из которого вытекают все остальные блага.

188Раньше- в системе Золотой Зари.

189. - «Останься дома и приготовься к девяти соитиям подряд». Гай Валерий Катулл (около 87 - 54 гг. до н. э.) -римский поэт. Кроули цитирует его стихотворение номер 32.

190Владыка Удовольствия: название Четверки Чаш в системе Золотой Зари – Владыка Смешанного Удовольствия.

191 См. Лук. 11:21: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение».

192Беспокойство: здесь Кроули обыгрывает более древнее значение английского слова worry «душить, травить». Имя Сфинкс созвучно греческому глаголу «душить».

Уолтер Уильям Скит (1835-1912) - выдающийся английский филолог. 193 Комплекс Руах: в каббалистической психологии Золотой Зари трем частям души -Нешама, Руах и Нефеш - соответствуют определенные Сефирот Древа Жизни. Центр

Руах («средней души», или рационального «Я») - Сефира Тифарет, но к этому комплексу также относятся Хесед, Гебура, Нецах, Ход и Иесод.

194 Срединный Столп - Сефирот 1, 6, 9 и 10 Древа Жизни.

195 имеется в виду земля как элемент.

196 Восьмерки-меркурианцы - восьмой Сефире соответствует Меркурий.

197Строка из стихотворения Р. Бернса «Полевой мыши» (перевод С. Маршака).

198 банк в карточной игре.

199 Альберт Благородный - принц-консорт Альберт (1819 - 1861), супруг британской королевы Виктории (1819 - 1901). Указанные предметы - неотъемлемая часть его образа.

2005... водных картах — то есть в малых картах масти Чаш.

201 Джеймс Томсон (1834 - 1882) - английский поэт; «Город страшной ночи» (1874) - его знаменитая длинная поэма.

202См.: Вольтер, «Кандид, или оптимизм» (1759).

203 Король Карл... Гидра - казнив короля Карла I перед его дворцом Уайтхолл в 1649 г.,Оливер Кромвель на некоторое время уничтожил монархию в Англии.

204Прит. 7: 23.

205Являются гномами - относятся к элементу Земли.

206 3наменитая цитата из поэмы Альфреда Теннисона (1809 - 1892)

207 Вниз - в сторону десятой Сефиры. 208Царское Искусство - алхимия. 2тШот — соленое озеро или болото в Северной Африке.

210 Соседки - обе эти фигуры соотносятся с Юпитером.

211 Малка «Королева», название Сефиры Малкут, рассматриваемой в качестве супруги Микропрозопа (Сефирот 4—9). Иначе говоря, Малка - «Дочь» (финальная буква Хе) Тетраграмматона, а Микропрозоп - «Сын» (Вау).

212См. Иоан. 3: 8. В каноническом русском переводе: «Дух дышит, где хочет».

213 Вайю - санскритское название элемента Воздуха.

214 «Рукоять меча должна быть из меди. Гарда состоит из двух серпов - прибывающей и убывающей луны... Между ними помещаются шары, образующие равносторонний треугольник с шаром навершия рукояти. Клинок- прямой, заостренный и заточенный до самой гарды. Он сделан из стали для уравновешивания рукояти, ибо сталь -металл Марса, как медь - металл Венеры.» («Книга 4», часть 11, глава VIII.)

215 «Римский мир», период относительного спокойствия в среди­земноморском регионе, начавшийся в правление Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) и продлившийся до Марка Аврелия (161 - 180).

216 здесь: обоеполые.

217 Фаллос в Водном качестве: гексаграмма 43 состоит из триграмм ? которые называются «Небо» (Кроули трактует эту триграмму как «Фаллос») и «Озеро» («Вода»). См. Приложение 4.

218 Жан-Батист Альетт (1738 - 1791), более известный под «каббалистическим» псевдонимом Эттейлла, - предшественник Кроули в том смысле, что он первым попытался «восстановить» правильную колоду Таро как эзотерическую египетскую «Книгу Тота», связав карты с астрологией и нумерологией. Современные историки считают, что парикмахером он никогда не был.

219 Освальд Вирт (1860 - 1943) - автор колоды козырей Таро, построенной на идеях Элифаса Леви, и книги «Таро средневековых художников» («Таро магов»).

220 Жозефен Пеладан (1859—1918) - французский оккультист, писатель, деятель искусства.

221 Джордж (Георгий) Раффалович - выходец из России, оккультист, писатель, член Ордена «Серебряная звезда». Финансировал издававшийся Кроули журнал «Равноденствие» и печатался в нем.

222Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Алькофрибас Назье - анаграмма имени автора.

223 Магический Девиз - вот как завершается «Загадка» у Рабле:

Любой из вас свою судьбу узнал.

Сдержал я слово.

О, сколь счастлив тот

Кто до конца такого доживет!

Это «доживет», а точнее, «выдержит», «выстоит» равноценно латинскому «perdurabo» («Выдержу») - магическому девизу, принятому Кроули при посвящении в Орден Золотой Зари.

224 в самом названии Аббатства: у Рабле - «Телемское аббатство», от греч. «воля». См. также примечание 10.

225 Джон Яркер (1833-1913)- выдающийся деятель «иррегулярного» масонского ритуала «Мемфис-Мизраим», стоявший у истоков герметического ренессанса конца XIX -начала XX вв.

226 Дальтонову... частицу - Джон Дальтон (1766 - 1844) развивал атомистические воззрения применительно к химии.

227Меит и Шит (лат.) - «мое» и «твое».

228 Кроули пародирует популярные в старой Англии стихотворные подписи на книгах, увещевавшие книжных воров («Не кради эту книгу, ведь на ней стоит имя владельца») и пугавшие их гневом Божьим.

Труп Агада: см. 1 Цар. 15: 33: «И разрубил Самуил Агада пред Господом в Галгале». Маркиза Бринвилье - знаменитая французская отравительница XVII века. Перед казнью

ее пытали водой. Эдуард II (1284 -1327) - британский король-гомосексуалист. После отречения от

престола был зверски убит в тюрьме: ему засунули раскаленную кочергу в зад.

229 Священная Сигилла Ордена А/. А/. - см. рис. на стр.95.

230 Магический квадрат числа шесть - он же «магический квадрат Солнца»:

 

 

1 35 3 34 32 6

30 8 28 27 11 7

13 23 22 21 14 18

24 17 16 15 20 19

14 26 9 10 29 25

31 2 33 4 5 36

 

231 Сян - термин из теории «И-цзина»: фигура, образованная двумя чертами, каждая из которых может быть либо Инь, либо Ян.

232 королева.

213 Мерсия - одно из англо-саксонских королевств в центральной Британии.

234 утроба, матка, лоно.

235 ящик.

236 замок.

237 грудная клетка.

238 киста.

239 целомудренный, девственный.

240 кровосмешение, инцест.

241 «Популюс» • •

• •

• •

• •

 

Соединение с Солнцем — здесь: новолуние.

242 «Да будет так и с вами».

243сам Кроули; О. М. (ОY МН) - его магический девиз

как Исключительного Адепта 7° = 4° «Золотой Зари».

244 Кверент (Совещающийся, Вопрошающий) - человек, для которого делается прорицание.

245- буквы Тетраграмматона.

246 тоже, что «Книга 777».

247 хотя этот текст относится к козырю IV (Император), в нем явно описывается Звезда (XVII). Нижеследующие же прорицательные значения уже вполне «императорские».

248 последний оракул - в пятой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» герои обращаются к «Оракулу Священной Бутылки», бульканье которого жрица Бакбук толкует как слово TRINK- «Пей». В «Книге Мудрости или Глупости», прославляя Дурака как божественно опьяненного Вакха, Кроули заключает: «Я кричу мое Слово, дарованное Человеку твоим Дядюшкой Алькофрибасом Назье, оракул Бутылки Бакбук. И это слово - TRINK».

249См. прим. 114 и текст Ату VIII.

250Имя. АВRАНАDАВRА (гематрическое значение—418). Это слово и его число играют

важнейшую роль в метафизической системе Кроули.

251 великая страсть.

252Элохим Гибор - имя Бога в мире Ассия. Здесь явная ошибка, т. к. это имя соответствует Сефире Гебура и пятерке. Имя, связанное с Ход,— Элохим Саваоф.

253Кокаб Меркурий.

254 Все четыре указанных здесь цвета соответствуют числу 8 в различных «шкалах цветов» системы Золотой Зари.

255 «Звездный единорог», один из ритуальных титулов, использовавшихся в европейских тайных обществах.

256 Стиракс, или бензой, - благовоние, добываемое из дерева LIQUIDAMBAR ORIENTALIS

257 «Дворец Безмятежности», «небесный дом», ассоциирующийся с Сефирой Ход.

258Раки -«второе небо», ассоциирующееся с Сефирой Ход..

259 Свадхиштхана - одна из семи чакр в индийской йоге.

260 Саккайя-диттхи (пали), саткайя-дришти (санскр.) - одни из «десяти оков» в буддизме вера в существование личности.

261 Джаннат-алъ-Фирдаус - одно из «Семи небес у арабов». Это и все предыдущие соответствия взяты из таблиц «Книги 777».

262 Яо - это, собственно, название любой черты, или позиции, в китайских триграммах, гексаграммах и т. п. фигурах.

263 «Книга Закона», I. 44.

264 с самого начала.

265 См. стр. 218.