Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Моделирование на уроках «Познание мира».

Не следует путать модель как наглядное пособие и моделирование как метод обучения. Если на урок принесена готовая модель, заранее начерченная схема, то здесь мы имеем дело с моделью как наглядным пособием. Моделирование выполняет функцию метода, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете, явлении. Так, в практике преподавания начального естествознания можно применить моделирование детьми в ходе практической работы из песка, глины, пластилина и других материалов с применением красок форм поверхности, различных видов водоемов, фрагментов сообществ; в тетрадях учащиеся сами создают (вычерчивают) модели направлений сторон горизонта, модели местности или пути движения в виде плана, схемы развития растения из семени, круговорота воды в природе, образования родника и др.

Модель дает более полное представление об объекте или явлении, чем таблица. В самом деле, таблица дает плоскостное изображение, а большинство моделей — объемное. При моделировании создается объект, в котором исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при непосредственном его наблюдении. Моделирование сокращает процесс исследования каких-то длительно протекающих процессов. Так, совсем не обязательно наблюдать весь процесс развития растения из семени, который может длиться в течение целого вегетационного периода. Достаточно выбрать отдельные его этапы и, создав модель-схему, получить соответствующее знание. Аналогичное можно сказать и о круговороте воды в природе. Следующей существенной положительной стороной моделирования является то, что этот метод, как равно и другие практические методы, исключает формальную передачу знаний учащимся; изучение объекта, явления протекает в ходе активной практической и умственной деятельности ребенка. Ведь всякая модель представляет собой единство чувственного, наглядного и логического, конкретного и абстрактного. Очевидно, что применение метода моделирования развивает мышление и творческие способности ребенка. Важно также, что в процессе познавательного процесса с помощью моделирования работают разные анализаторы, что способствует развитию сенсорной сферы детей.

Вместе с тем, модели строятся по принципу эффективных упрощений. Модель при этом отражает объект или явление в обобщенном виде, упуская какие-то подробности, детали и, напротив, усиливая существенные стороны. Поэтому в них возможно некоторое несходство с оригиналом. Таким образом, ученик как бы не дополучает какую-то информацию. Однако чаще всего эта информация не оказывает существенного отрицательного влияния на знания о данном объекте, явлении. Например, знание о том, что развитие растения от семени до семени представляет собой последовательный процесс, не будет менее качественным, если ученик проследит отдельные этапы и не будет фиксировать появление, например, каждого нового листочка. Но в этом и большая ценность модели, так как она позволяет давать знания, исключив многочисленные сходные между собой элементы. К недостаткам следует отнести и необходимость иметь в наличии материалы, определенное оборудование, знать и соблюдать правила гигиены. У младших школьников еще слабы и практические умения и навыки, что может отразиться на качестве создаваемой модели, ее эстетичности.

 

 

Опыт (эксперимент) применяется в тех случаях, когда изучение явления в обычных условиях невозможно, а требуется создание специальных условий. Наблюдение позволяет увидеть то, что предлагает природа, а эксперимент позволяет определить то, что мы хотим. Эксперимент бывает длительный (выходит за рамки урока) и кратковременным.

Особое место занимают опыты, проводимые на учебно – опытном участке. Они длительные, занимают весь вегетационный период. В таких опытах должен быть контроль и опыт. Растение или животное ставят в одинаковые условия, кроме одного, испытуемого. В этой работе важно вести тщательные наблюдения, выполнять измерения, подсчёты.

Опыты:

1.демонстрационные – проводит учитель, а ученики наблюдают,

2.фронтальные – проводит учитель вместе с учениками.

Опыт отличается от практической работы. Цель опыта: определить свойство предмета. Цель практической работы: закрепить практические навыки работы с предметом.

План проведения опыта:

1) предварительное проведение опыта учителем,

2) проверка необходимого оборудования и материала,

3) знакомство учащихся с целью опыта, с правилами проведения, с вопросами на которые предстоит ответить по окончанию опыта,

4) непосредственное проведение опыта, беседа, закрепляющая сущность опыта, подводящая учащихся к конкретным выводам и обобщениям.

В начальных классах проводятся опыты:

1.по определению свойств почвы, песка, глины, железа, торфа;

2.биологические опыты:

- произрастание растений из семени,

- вегетативное размножение, очень длительные

- распускание почек на ветках.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Применение наглядных методов тесно связано с реализацией принципа наглядности. Функцию метода наглядность выполняет тогда, когда становиться основным источником знаний.

+ повышает активность, самостоятельную познавательную деятельность,

исключается только словесное изучение материала,

развивает эмпирическое мышление,

совершенствует речь,

развивают наблюдательность,

формируют умения самооценки и самоконтроля, творческое воображение, навыки учебного труда.

Трудности применения наглядных методов - в их наличии (самих объектов или вспомогательного оборудования).

- натуральные наглядные пособия связаны с экологическими проблемами,

- изобразительные пособия требуют дополнительных затрат,

- самодельные пособия не соответствуют ГОСТам,
- больше времени, чем при словесных методах.

Демонстрация натуральных объектов позволяет дать точные сведения об изучаемом объекте, создаёт возможность непосредственного контакта ребёнка с живой природой. Главное условие: обеспечение восприятия предмета всеми учащимися и как можно большим количеством органов чувств (подставки, подсветки, вспомогательное оборудование). Мелкие объекты проносить по классу. Подвижные объекты, н-р мелких и средних животных, помещают в клетки, прозрачные ёмкости. Изучение натуральных наглядных пособий необходимо сочетать с изобразительной наглядностью, с работой по тексту учебника, в котором возможно найти нужные термины, формулировки.

Демонстрации изображений применяются в тех случаях, когда природный объект невозможно представить в натуре из-за его размеров, экологических проблем.

+ можно изучать объекты природы во взаимосвязи,

- невозможно передать размеры объектов в их натуральную величину, поэтому можно изображать объект в сравнении с известными детям.

Демонстрации опытов применяют тогда, когда предмет необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются.

4 СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ.

Словесные методы часто иллюстрируются наглядными пособиями, т.к. только словесно – книжное преподавание не даёт правильных, точных представлений о природных объектах и явлениях. Деятельность учителя заключается в передаче информации или организации учащихся для её получения. Роль учащихся – слушать.

Лекция – в процессе преподавания начального природоведения не применяется.

Рассказ – это последовательное описательное изложение учебного материала. Применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, не опирающуюся ни на жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдение.

Рассказы бывают: рассказ – описание; рассказ объяснение (устанавливаются связи).

Требования к рассказу:

1) продолжительность должна соответствовать возрасту (1-2 кл.-1-2 мин.; 3-4кл.- 5-7мин.);

2) речь учителя должна быть чёткой, доступной, живой, образной;

3) применение научной терминологии (не допускать бытовизмов, множества терминов), т.е. доступность;

4) применять наглядные пособия;

5) включать рассказы учеников, отрывки из научно- популярной литературы,

6) должна возбуждать интерес и мыслительную активность,

7) стилистически правильно построено;

+ эффективен в получении большого количества информации,

целостное усвоение материала,

развивает память,

формирует умение слушать,

- информация передаётся формально (в готовом виде, на веру),

слабо развивает творческое мышление.

Подготовка учителя к рассказу.

1.определение места рассказа в ходе урока,

2. определение тематики и формулировка цели рассказа,

3. подбор информации из дополнительных источников,

4. отбор наглядностей,

5. работа с картой,

6. составление полного конспекта рассказа,

7. тренировка и самопроверка.

Работа по рассказу учебника:

1) чтение рассказа целиком,

2) чтение по частям,

3) ответы на вопросы учителя по тексту учебника,

4) выделение главной авторской мысли,

5) сравнение прочитанного с тем, что ученики знают по этому вопросу, уточняют и конкретизируют свои представления.

Объяснение – последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений, формулировки вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж (письменный или устный). Примером письменных инструкций служат задания в учебнике, инструктивные карточки, задания на доске.

+ формирует навыки учебного труда,

развивает мышление и внимание,

- требует большого напряжения внимания и мысли,

любой пропуск детали уменьшает качество восприятия.

Беседа – метод обучения, при котором учитель с помощью целенаправленной постановки вопросов, приводит учащихся к новым знаниям.

Беседа бывает: вводная, сообщение новых знаний, повторительно – обобщающая.

Беседа может быть построена индуктивно (от нескольких сходных объектов к выводу) и дедуктивно (от вывода к отдельным фактам).

Требование к беседе:

1) вопросы должны быть доступными,

2) включать разные типы вопросов в неопределённой форме:

- на воспроизведение («Кто это?», «Что это?», «Какой?»)

- на осмысление фактических сведений

- практическое применение знаний (тренировочные упражнения),

3) вопросы не должны подсказывать или требовать односложных ответов

+ обратная связь об уровне развития всех сфер личности школьников,

+ формирует коллективные качества,

+ формирует умения самоконтроля и самооценки,

- формируются отрывочные знания, что затрудняет обобщение,

- не приучает учащихся передавать научные знания в связной форме.

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Восприятие отдельных природных явлений. Представление. Понятие.

Дети ещё до поступления в школу воспринимают окружающий мир, но это восприятие нецеленаправленное. Основная задача учителя организовать целенаправленность восприятия.

Человек познаёт окружающий мир с помощью ощущений (зрительных, звуковых, осязательных, обонятельных, тактильных). Ощущения с помощью аналитико-синтетической деятельности преобразуются в целостное восприятие. Восприятие – это отражение в головном мозге свойств предметов и явлений с помощью органов чувств.

Восприятие сохраняется в памяти в виде представлений.

Представление – это образ предмета или явления при отсутствии самого предмета. Представление о предмете разностороннее (цвет, вкус, запах...). Но не все свойства необходимы для изучения в данной науке, поэтому научное исследование оперирует понятиями.

Понятие - обобщённое знание, отражающее существенные свойства предмета или явления действительности.

Понятия классифицируются:

- по содержанию (физические, географические, геологические, сельскохозяйственные, биологические, экологические)

- объёму (единичные, собирательные, общие).

Последовательность изучения понятий:

- простые (первоначальные), доступные чувственному восприятию

- понятия, которые возможно объяснить с помощью простых понятий

- результат чистой абстракции

Виды работы по формированию и развитию природоведческих понятий:

· беседа

· рассказ

· работа по иллюстрации

· наблюдение

· эксперимент

· сравнение и сопоставление признаков

· моделирование

 

 

МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Повторение выполняет образовательные и развивающие функции: закрепляет и систематизирует знания, развивает умственные и духовные силы ребёнка, формирует навыки учебного труда, позволяет учителю получить обратную информацию об образовательном уровне класса. В ходе повторения необходимо устанавливать связь предыдущего с последующем учебным материалом. Повторение традиционно проводится в начале урока 5-7 минут.

ВИДЫ ПОВТОРЕНИЯ.

Устное Фиксированное

фронтальное индивидуальное фронтальное индивидуальное.

При устном фронтальном повторении основным методом является беседа.

+ высокая активность,

организация общения между учащимися (развивающая сторона урока),

- не развивает важный навык учебного труда: умение передавать свои научные знания в связном рассказе.

Индивидуальное устное повторение. Проводится чаще в виде связного рассказа школьников на поставленные учителем вопросы.

- низкая активность класса,

не все дети могут сосредоточить своё внимание на ответе одного ученика и внимательно его выслушать,

- ребёнок не только должен знать материал, но и работать над формой его изложения,

+ влияет на развитие мышления школьников, приучает связно и логично излагать свои мысли,

материал представляется в более целостном виде, что облегчает его обобщение.

Методика фронтального повторения:

1) учебный материал разбивается на 2-4 законченные части,

2) к каждой части формулируется вопрос или задание,

3) необходимо дать школьникам время для составления плана ответа на вопрос (вначале план может быть составлен коллективно и записан на доске), вопросы могут быть взяты из учебника,

4) необходимо дать учащимся время для обдумывания содержания ответа,

5) вызывается конкретный ребёнок ля ответа, при этом он может пользоваться тетрадью или учебником (по усмотрению учителя).

Устное повторение несёт не столько проверяющую функцию, сколько развивающую, позволяя таким образом школьникам легче адаптироваться в среднем звене.

При фиксированном повторении дети письменно отвечают на листках бумаги, на доске с помощью условных знаков, рисунков, схем. С учётом возраста школьников чаще используются следующие варианты письменного опроса:

  1. подчеркнуть необходимое,
  2. вычеркните лишнее,
  3. подписать название готового рисунка.
  4. дополнить небольшую деталь рисунка,
  5. заполнить таблицу по образцу,
  6. перечислить предметы или явления,
  7. тесты,
  8. напишите, какую группу предметов составляют данные слова,
  9. отметьте знаком +, в каких из перечисленных групп животных есть домашние: насекомые, рыбы, птицы, звери;
  10. стрелками покажите причины (н-р, отлёта птиц),
  11. перечислите…(если перечисление составляет не больше 4 коротких слова).
  12. допиши предложение (н-р, «Перед приёмом пищи надо _____»),
  13. «Пользуясь глобусом, напишите, какой материк находится к югу от Северной Америки».

В любой вид повторения необходимо включать задания, требующие применения знаний на практике: найди предмет, о котором рассказываешь (из подобных), собрать простую установку для опытов. В ходе повторения учащиеся пользуются наглядными пособиями. Необходимо особо обращать внимание на умение школьника применять знания в новых условиях. В начальной школе необходимо сочетать различные формы и виды повторения на уроках познания мира.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

ПЛАН.

1. Понятие о формах организации обучения.

2. Урок – основная форма учебно-воспитательной работы.

3. Комбинированный урок.

4. Предметный урок.

5. Урок – экскурсия.

6. Обобщающий урок.

7. Внеурочная работа. Домашнее задание.

8. Внеклассная работа.

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

1 Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определённом режиме.

2 Урок – форма организации обучения, осуществляемая под руководством учителя, с определённым составом учащихся одного возраста и уровня подготовки, проводимая по расписанию, имеющая временные рамки.

Урок выполняет функции:

1- образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков;

2- развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, творческих способностей, навыков учебного труда;

3- воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, нравственного, трудового, санитарно-гигиенического воспитания.

Все функции урока выполняются комплексно.

В зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения намечается его тип. От типа урока зависит его структура.

Вводный урок обычно проводиться в начале учебного года как введение в предмет, а в начале темы как введение в тему. В его структуре нет повторения знаний предыдущего урока. Основные этапы этого урока:

1. - выяснение понимания детьми сущности названия учебного предмета,

2. - объяснение учителя,

3. - знакомство с учебником, учебными пособиями:

а) знакомство с титульным листом и форзацем,

б) обучение ориентации в учебнике,

в) знакомство с сигналами-символами,

4. - работа по тексту «Введение»,

5. - д/з – наблюдения по теме следующего урока.

3 Комбинированный урок

Оргмомент с целью установить в классе рабочее настроение, мобилизовать внимание учащихся на предстоящую работу (1 мин.).

Наблюдение за погодой. (Выучить условные обозначения в учебнике 1 класса).

Повторение и проверка изученного на предыдущем уроке, а также повторение ранее изученного (8-10).

Изучение нового материала (25мин.): вводная беседа или рассказ, работа по учебнику с заранее сформулированным вопросам, возможны выступления заранее подготовленных школьников по теме, проведение практических и лабораторных работ, применение игр, УНТ, художественной литературы.

Закрепление (3-5мин.) с целью закрепления и систематизации. Желательно при этом применять такие методы и приёмы, которые не применялись в ходе объяснения.

Закрепление заканчивается обобщением изученного и выводом по уроку. д/з.

3Предметный урок. Сущность урока в том, что объект для изучения передаётся в руки ученика, ведущими формами деятельности являются практические и лабораторные работы. На этих уроках может не быть повторения, т.к. у школьников ещё нет навыков практических работ, следовательно, большая часть времени отводиться на изучение нового материала (25-28мин.).

Этапы изучения нового материала:

1) актуализация опорных знаний,

2) учащиеся получают объект изучения,

3) инструктаж к выполнению практической работы в виде устных заданий, на карточках, на доске,

4) самостоятельная работа учеников,

5) обсуждение выводов, запись результатов в тетрадях.

На закрепление и обобщение материала – 7-10 мин. Остальное время распределяется между орг. моментом и д/з. Домашним заданием может быть повторение аналогичных опытов или наблюдений дома.

Урок – экскурсия. Экскурсия в познании мира рассматривается не только, а как организационная форма. Ей присущи все признаки урока. Кроме того, она предусмотрена по программе, следовательно, её нельзя рассматривать как внеклассную работу. Экскурсия – это урок под открытым небом. В ходе этого урока основным источником информации является наблюдение.

Экскурсии различают по особенностям организации познавательной деятельности учащихся: - иллюстративные, исследовательские.

Подготовка учителя к экскурсии.

1. Учитель сам должен побывать на месте проведения экскурсии.

2. Найти наиболее интересные типичные объекты (экскурсии по временам года проводятся на одном и том же месте).

3. Изучить и определить маршрут, удобные места для остановок.

4. Продумать характер самостоятельных наблюдений учащихся.

5. Выяснить, что учащиеся могут собрать для коллекции без ущерба природе.

6. Составить план проведения экскурсии.

7. Наметить основные вопросы для итоговой беседы.

8. Определить, как результаты наблюдений будут записаны в тетрадях и будут использоваться на других уроках.

Подготовка учащихся к экскурсии.

1. .На уроке, предшествующем экскурсии, ставятся перед учащимися вопросы, которые они должны будут решать на экскурсии.

2. Знакомство детей с задачами экскурсии.

3. Распределяют задания для наблюдения и сбора природного материала.

4. Организация экскурсии. Класс делится на небольшие группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет старшего и своё снаряжение.

Ход экскурсии.

1. Учащимся указывают объект для наблюдений.

2. Оглашают задания, которые необход. выполнить в ходе экскурсии.

3. Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта.

4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

5. Обобщение и формулировка вывода.

6 Обобщающий урок обычно строиться на материале отдельной темы или учебного предмета в целом. Важнейшей задачей обобщающих уроков является раскрытие сущности природоведческих понятий, установление взаимосвязей между объектами и предметами природы, а на их основе – первоначальное знакомство с некоторыми закономерностями.

Структура обобщающего урока:

1. Организация класса.

2. Беседа по материалу изученного раздела (1 группа вопросов направлена на воспроизведение материала, 2 – на выявление существенных признаков предметов, 3 – на выявление общих черт изучаемых объектов и формулировку понятий).

3. Беседа завершается общим выводом, в котом уже сделаны первоначальные обобщения. Делается заключение, отмечается какой материал и в какой мере усвоен всеми учащимися класса и отдельными школьниками.

7 Внеурочная работа. Домашнее задание.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся вызвана необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе.

Внеурочная работа как и урок является обязательной, но не ограничена строгими временными рамками.

Домашние задания – это вид внеурочной работы. Основная его цель – закрепление, повторение и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объём домашнего задания определяет учитель конкретно по каждому уроку, учитывая общий объём заданий по всем предметам, в соответствии с возрастом школьников. Недопустимо задавать на дом то, что не успели на уроке, перегружает учащихся и ведёт к неполноценному усвоению материала. Домашние задания должны усложняться от темы к теме

Виды домашних заданий:

1. работа по тексту и рисункам учебника,

2. выполнение заданий в учебных пособиях и тетрадях,

3. выполнение опытов и фрагментов практических и лабораторных работ (в тех случаях, когда проведение опытов в классе невозможно из-за условий или продолжительности протекания опыта),

4. наблюдения в окружающем мире по теме следующего урока.

Условием эффективности д/з. является полный инструктаж учителем, с конкретной формулировкой, что именно необходимо учащимся знать к следующему уроку (н-р, «К следующему уроку надо знать и уметь рассказать, какие изменения происходят в жизни насекомых и птиц осенью, с чем связаны эти изменения, как и почему этих животных надо охранять осенью»). Домашние задания могут быть дифференцированы учителем.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблюдений в окружающем мире, а так же чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о природе.

8 Внеклассная работа по познанию мира.

Внеклассная работа не является обязательной. Она строиться по интересам учащихся и на принципах полной добровольности и с учётом возраста школьников. Главными задачами внеклассной работы является:

1) расширение кругозора школьников,

2) развитие у них личных качеств и исследовательских умений,

3) привитие интереса к природоведческим наукам,

4) влияние на профессиональное становление школьников.

Требования к организации внеклассной работы:

  1. учёт индивидуальных и групповых интересов младших школьников,
  2. учёт особенностей умственного и физического развития,
  3. ориентация на природоведческие проблемы данного региона,
  4. использование результатов внеклассной работы на других уроках.

Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная.

В массовых мероприятиях могут принимать участие все учащиеся школы или целое звено. Наиболее распространёнными массовыми мероприятиями являются праздники. Но такие праздники не должны сводиться к последовательному показу номеров художественной самодеятельности. Это должен быть показ результатов какой-то деятельности учащихся. Важным элементом праздника должна стать выставка, в экспонатах которой отражена практическая деятельность учащихся.

Праздник урожая в начальной школе

1. Предварительная подготовка проводиться парад началом весенних сельскохозяйственных работ:

а) беседа о значении урожая растений для жизни человека,

б) выяснение, кто и что может каждый вырастить дома к празднику урожая,

в) напоминание детям о подготовке к празднику,

г) убеждение родителей в необходимости такого праздника.

2. Осенью, по ходу сбора урожая, отбираются экспонаты на выставку, снабжают их специальными этикетками (название растения, площадь сбора урожая, масса собранного, Ф.И. ученика).

3. При оформлении выставки можно сгруппировать экспонаты по отделам (овощи, фрукты), можно сгруппировать растения по классам. Особую группу могут представлять экспонаты, необычные по форме или по весу. Такой раздел можно назвать «Природа и фантазия».

4. Ведущую роль в организации и оформлении выставки необходимо отдать детям, учитель и родители выступают лишь как советчики. Необходимо стремиться, чтобы дети проявляли творчество, фантазию, развивали эстетические качества.

5. В программу праздника может входить концерт, в содержании номеров которого отражается тема праздника.

6. Праздник заканчивается награждением его участников и отбором экспонатов на районный праздник урожая. Сама выставка может продолжать действовать ещё какое-то время.

Групповыми внеклассными занятиями являются разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юннатов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов (1 раз в неделю). Они отражают индивидуальные интересы детей. Предварительно составляется план работы кружка.

Виды работ в кружке:

1.опыты по исследованию свойств и качеств изучаемых объектов,

2.экскурсии в оранжерею, музеи выставки.

При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдение техники безопасности и правила гигиены. Деятельность кружка может быть отражена в празднике урожая, или в отдельном празднике.

Факультативы предусматриваются государственной программой. Каждый ребёнок обязан выбрать какой-то факультатив. Но от них могут быть освобождены те, кто с трудом справляется с обязательной учебной нагрузкой.

Индивидуальная внеклассная работа более разнообразна, чем массовая и групповая, в большей степени учитывает индивидуальные особенности детей, выполняется детьми более самостоятельно. Виды индивидуальной внеклассной работы:

- самостоятельное посещение детьми музеев, выставок, ботанических садов, зоопарков,

- чтение книг естественнонаучного содержания,

- самостоятельное проведение наблюдений и экспериментов, - подготовка сообщений для урока.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОЗНАНИЯ МИРА.

План

1. Понятие о средствах обучения, их видах.

2. Учебники по познанию мира, их роль в учебном процессе.

3. Натуральные пособия.

4. План и карта как учебные пособия.

5. Вспомогательные и аудиовизуальные средства.

Лекционный материал

На уроках познания мира учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Исследования современных психологов и методистов убедительно доказали, что применение наглядных средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.

Средства обучения – это инструментарий учителя, которые используются в процессе обучения.

Учебник – средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика, и разработанный в соответствии с программой. Он не только передаёт информацию, но и помогает ученику её усвоить, способствует формированию практических умений и навыков.

Структурные компоненты учебника:

  1. тексты:

а) основные – передаёт главную информацию (описание и определение понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности),

б) дополнительные – имеет комментирующий, описательный характер (рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная литература),

в) пояснительные (словари, справочники, примечания).

2. внетекстовые компоненты:

а) аппарат организации усвоения – системы вопросов и заданий

вопросы и задания могут быть:

- направленные на воспроизведение знаний,

- требующие логического осмысления знаний,

- требующие практического применения знаний,

- для проведения самостоятельных наблюдений в природе;

б) иллюстративный аппарат: фотографии, рисунки отдельных предметов природы, пейзажей, рисунки – инструкции (н-р., для практических работ), схемы, карты;

в) аппарат ориентировки: оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки, нумерация страниц.

Приёмы работы с учебником:

  1. полное чтение – формирует целостное представление об объектах природы,
  2. выборочное чтение части статьи с целью получения информации или в качестве иллюстрации к рассказу учителя.
  3. нахождение ответы на вопросы учебника,
  4. описания к конкретной иллюстрации.
  5. составление плана статьи,
  6. выделение главной мысли,
  7. чтение определения и описания понятий.

Приёмы работы с иллюстрациями:

1) рассматривание,

2) целенаправленное наблюдение с помощью поставленных вопросов,

3) сравнение изображений на иллюстрациях с тем, что наблюдали в природе или иллюстраций между собой,

4) сравнение иллюстраций и содержания статьи.

Кроме учебников, существуют ещё и учебные пособия для учащихся. Это тетради на печатной основе. Но в данный момент они не применяются.

Рисование и черчение схем на классной доске.

Таблицы, картины, рисунки в учебниках, создавая общее впечатление о природном явлении или объекте, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснить причины данного явления. В таких случаях на помощь учителю приходят детализирующие картинки, схемы, чертежи и рисунки на доске.

Рисунок на доске — это упрощенная схема, раскрывающая детям содержание статьи в учебнике, рассказа учителя, выполненного опыта. Рисунок не только объясняет содержание темы урока, но и делает ее более доходчивой и интересной для школьников.

На уроках познания мира могут быть выполнены следующие чертежи и схемы:

- горизонт и линия горизонта, изменение горизонта при движении; изображение направлений на чертеже;

- определение сторон горизонта по солнцу (после выполнения работы на площадке или школьном дворе);

- чертежи-планы небольших предметов (коробки, кубики и т. д.);

- план классной комнаты без масштаба и по масштабу; путь учащихся на экскурсию;

- чертеж-схема холма, оврага, образования родника;

- схема ручья или реки; схема круговорота воды в природе;

- зарисовки слоев земли на обрыве (во время экскурсии);

- чертеж земного шара с обозначением полюсов, экватора, северного и южного полушарий, линий, показывающих направление север — юг и восток — запад.

Рисунки и чертежи-схемы помогают в установлении элементарных причинно-следственных связей. Рисунок учителя на доске во время рассказа о поверхности пустыни должен сопровождаться его пояснением о том, как образуются барханы, почему все барханы повернуты в одну сторону, какова роль ветра в образовании песчаных холмов.

Систематическое и целенаправленное использование педагогического схематичного рисунка, особенно цветными мелками, развивает у детей умение не только смотреть на картину или рисунок, но и видеть их содержание, сравнивать, анализировать на доступном для детей уровне природные явления, устанавливать простейшие связи. Следует помнить, что рисование на уроках оживляет преподавание, улучшает восприятие темы урока, помогает осознать наиболее важное в её содержании. Учитель, постоянно применяя рисунок на уроках, приучает детей к правильной зарисовке объектов и явлений природы.

3. Натуральные пособия

Натуральные пособия – это пособия, которые показывают предметы природы в натуральном виде.

1) стимулируют познавательную активность школьников,

2) помогают в приобретении знаний,

3) способствуют эффективному построению урока,

4) способствуют созданию конкретных представлений о природных объектах.

Натуральные пособия:

  1. Коллекции («Полезные ископаемые», «Почвы», «Насекомые»)
  2. Гербарии (культурных и дикорастущих растений)
  3. Живые объекты (комнатные растения, животные из уголка живой природы)

Методы и приёмы работы с натуральными средствами:

  1. самостоятельное рассмотрение и определение свойств,
  2. демонстрация, с целью формирования общего представления о предмете,
  3. использование в ходе практических и лабораторных работ,
  4. исследование объектов на основе инструкции,
  5. используются при проверке знаний (н-р., коллекции),
  6. наблюдение (н-р., за животными или комнатными растениями),
  7. применяются для сравнения однотипных объектов.

4.План и карта как учебные пособия.


Последовательность изучения карты:

1. ориентирование на местности по компасу,

2. черчение плана геометрической фигуры, стола,

3. понятие о масштабе,

4. изображение направлений предметов на чертеже,

5. план местности, его масштаб, изображение направлений,

6. отличие плана от рисунка,

7. условные знаки, чтение топографического плана, карта, её отличие от плана по масштабу,

8. чтение карты, нахождение на карте своего города,

9. изучение физической карты, сравнение физической карты и контурной,

10. изучение глобуса.


 

Правила показа по карте:

1) стоять так, чтобы не закрывать собой карту,

2) пользоваться указкой,

3) показ должен быть точным (показывают не надпись, а местонахождение объекта,

4) объяснение должно быть географичным («на севере», «на юге»),

5) названия объектов должны произноситься без искажений.

Работа с изобразительными наглядными пособиями.

Методика использования таблиц:

1)рассматривание таблицы,

2)изучение и выделение отдельных объектов, установление связей между ними,

3)сравнение объекта с другими и определение его места в природе,

4)использование при объяснении, опросе, на обобщающем уроке,

5) организация индивидуальной работы с раздаточным материалом (открытки, фотографии).

При работе с изобразительными наглядными пособиями необходимо:

а) продумать вступительную беседу,

б) разработать систему вопросов для целенаправленного рассматривания,

в) подобрать дополнительный материал для объяснения,

г) помнить, что каждое наглядное пособие должно работать.

Карты и изобразительные наглядные пособия являются частью группы «Изображения предметов и явлений природы». Они делятся на плоскостные: таблицы, картины, карты; и объёмные: модели - объёмное изображение предмета в уменьшенном виде (глобус), муляжи – трёхмерные пособия, точно передающие форму, цвет, величину предметов (овощи и фрукты).

5.Вспомогательные и аудиовизуальные средства.

Аудиовизуальные средства: диапозитивы, диафильмы, транспаранты для графопроектора, кинофильмы, видеофильмы, DVD, звукозаписи.

Роль аудиовизуальных средств:

  1. повышают наглядность обучения,
  2. позволяют познакомить учащихся с теми явлениями, которые они не могут наблюдать непосредственно в природе,
  3. позволяют дать точные и полные сведения о предметах и явлениях природы
  4. повышают качества урока, активизируют умств. деятельность.

Требования к применению:

1) аудиовизуальные средства должны быть органичной частью урока,

2) использовать в сочетании с другими пособиями,

3) целесообразно использовать проблемные вопросы,

4) при изучении нового материала перед просмотром проводится вводная беседа,

5) необходимо проверять, насколько учащиеся осознали и поняли содержание демонстрируемого материала,

6) перед просмотром ставятся 2-4 вопроса, на которые должны ответить учащиеся по окончании просмотра,

Вспомогательные средства обучения:

1. Лабораторное оборудованиенеобходимо для проведения опытов на уроке природоведения.

1) набор пробирок и штатив для них,

2) стаканы тонкого стекла, колбы,

3) гвоздик или стеклянная пробирка для определения твёрдости минералов,

4) подставка для демонстрации горения,

5) воронки, наборы фильтров,

6) демонстрационный столик.

2. Экскурсионное оборудованиепредназначено для сбора и обработки экспонатов, собранных во время экскурсии:

1) коробки для образцов почв и полезных ископаемых,

2) совок для выкапывания растений,

3) сачки воздушные и водные, ведёрко,

4) коробки для насекомых,

5) рейка для измерения снежного покрова.

3. Технические средства обученияспособствуют применению аудиовизуальных средств: телевизоры, видеомагнитофоны, киноаппараты.

Материальная база уроков познания мира.

План.

1. Наглядные средства.

2. Кабинет природоведения.

3. Уголок живой природы.

4. Краеведческий уголок.

5. Географическая площадка.

1. Наглядные средства: вербальные, натуральные, изображения предметов и явлений природы, аудиовизуальные, вспомогательные.

Кабинет природоведения. Требования к кабинету:

- иметь всё необходимое для успешной организации учебного процесса,

- обеспечивает максимальную экономию времени при подготовке учителя к занятиям (система хранения),

- обеспечивает условия для использования приборов и технических средств на уроке.

В кабинете может быть уголок живой природы.

Уголок живой природы расширяет кругозор учащихся, формирует умения и навыки учащихся по уходу за растениями и животными. Он должен быть оформлен комнатными растениями с этикетками (название, родина, время посадки). Учащиеся с помощью растений проводят наблюдения и опыты. Аквариум позволяет наблюдать за обитателями водоёмов в их естественных условиях. Содержать птиц в живом уголке возможно только при условии, что это отдельный кабинет.

Краеведческий уголок максимально позволяет реализовать принцип краеведения. Разделы: наша школа (микрорайон, история), природа нашего края (план города, поверхность, природные ресурсы), календарь природы, приметы

Географическая площадка для проведения наблюдений и практических работ (10м*10м), забор чёрно-белый (выс. 1м); в центре – вертикальный шест (гномон – 1м) для определения сторон горизонта; флюгер на шесте (10м), кубический метр с делениями для определения уровня осадков; снегомерные линейки (белые с чётными делениями или наоборот), термометр помещают в метеорологическую будку.