Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Целеполагание



I Цель— есть форма представления результата. Формулировка цели должна | раскрыть этот ожидаемый результат.

Чем конкретнее цель, тем реальнее результат и перспектива его достижения.

ПРИМЕР

Цель — освоить новую технологию ведения учебных занятий.

Ожидаемый результат— основная часть преподавательского состава практичес­ки планирует и ведет свои занятия по новой технологии.

Для того чтобы сформулировать цель, необходимо записать первую подходящую формулировку цели и оценить, какие явления (показатели, параметры, эффекты) явились бы доказательством того, что цель достигнута. Это и будет ожидаемый результат. Найдя наиболее удобное (убедительное) явление, подтверждающее выполнение цели, необходимо скорректировать ее формулировку.

Формулировка цели-результата— это самый важный этап пла­нирования, так как в процессе формулирования цели-результата чле­ны команды прорабатывают схему его достижения, т. е. содержатель­ную часть самого плана.

Главное, не ставить слишком абстрактных или далеких целей. Чем дальше во времени цель, тем меньше в данный момент точной информации о возможностях ее достижения. Кроме того, нельзя забывать и о вероятностной природе сопут­ствующих условий и обстоятельств.

 

Формулировки прежней системы типа: «усилить...», «поднять...», «углубить...» — это формулировки не целей, а возможных путей (направлений) их достижения. А это — не одно и то же!

Если необходимую цель невозможно конкретизировать как предполагаемый результат, то необходимо разделить ее на ряд последовательных представимых подцелей, или «древо целей». Они и составят комплекс задач, решение которых способствует выполнению поставленной цели.

Не случайно в заявках на финансирование требуется раскрыть не только цель предлагаемого проекта, но и задачи (подцели), решаемые в ходе проекта. Это позволяет лучше понять общую формулировку цели и путей ее достижения.

ПРИМЕР

Цель— команда преподавателей должна освоить новую технологию ведения учеб­ных занятий. Задачи:

• приобрести и установить необходимое оборудование и наглядные пособия;

• разработать и издать необходимое количество методических материалов и по­собий;

• овладеть методами эффективного использования оборудования и пособий;

• организовать цикл демонстрационных и пробных учебных занятий;

• перейти на планово-календарную основу учебных занятий по новой технологии.

Детализация разбиения цели на задачи определяется тем, как должен быть представлен ожидаемый результат по каждой задаче.

Определение направлений достижения намеченной цели (разработка стратегии и тактики)

В зависимости от того, какие результаты должны быть достигнуты, конечная цель может быть разбита на несколько задач. Назначение этой процедуры пла­нирования — составление набора различных вариантоввыполнения постав­ленных задач. Для того чтобы составить набор вариантов, необходимо проана­лизировать:

Q фактические и ожидаемые ресурсы команды;

Q реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;

Q поведение внешних партнеров и руководящих органов;

Q уровень подготовки членов команды.

Затем из всех существующих вариантов выбирается один-два рациональных варианта, удовлетворяющие следующим требованиям:

□ достаточные собственные ресурсы команды;

Q достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне про­гнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);

Q допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действии (оценка рисков).

Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения постав­ленной цели.

ПРИМЕР

Задачи:

• подготовить и провести методический тренинг-семинар;

• разработать и издать необходимые методические материалы и пособия. Варианты выполнения задач:

• оплатить методические материалы и обучение одного члена команды в орга­низации, владеющей новой технологией;

• заключить договор с организацией, владеющей новой технологией, на реа­лизацию поставленных задач;

• разработать проект реализации поставленных задач и получить финансирование в вышестоящих органах или грант у отечественных или международных фондов.

Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотно­шения «важность (срочность) решения задач — допустимый уровень затрат и рисков».