Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЧТО ТАКОЕ WORKSHOP?



 

 

Пособие для организаторов практических семинаров

 

ПСКОВ


 

Составитель и автор – О.Б.Чикуров

Предисловие - М.В.Ткаченко, О.Б.Чикуров

 

Что такое Workshop? Пособие для организаторов практических семинаров./ Сост. и автор О.Б.Чикуров. – Псков, 2001.

 

Публикуется в рамках проекта "Общественное участие через проектный подход", осуществленного при поддержке Программы грантов для местных инициатив, финансируемой Бюро по вопросам образования и культуры Государственного Департамента США (ЕСА) в рамках Закона Фулбрайта-Хейза 1961 г. и поправок к нему и реализуемой Американскими советами по международному образованию ACTR/ACCELS. Точки зрения, выраженные в публикации, отражают мнение авторов и не обязательно совпадают с позицией ЕСА или Американских советов.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧТО ТАКОЕ WORKSHOP?

ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СЕМИНАРА

ВЫЯСНЕНИЕ ОЖИДАНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАНЖИРОВАНИЕ ЗАДАЧ

ГЕНЕРАЦИЯ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ

ВЫБОР И ДЕТАЛИЗАЦИЯ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ЛЕДОКОЛЫ, РАЗМИНКИ И СПОСОБЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ГРУППЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ: ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПЛАНА ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА

ПСКОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

PSKOV REGIONAL ADULT EDUCATION ASSOCIATION

 

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Если, прочитав название, вы решили, что брошюра, которую вы держите в руках, является пособием по английскому языку, вам лучше сразу закрыть ее и отложить в сторону, хотя ее автор и работает уже много лет преподавателем английского. Однако параллельно с этим он уже несколько лет занимается образованием взрослых, являясь президентом Псковской региональной ассоциации образования взрослых. Поэтому эта брошюра предназначается, прежде всего, тем, кто так или иначе связан с обучением взрослых в широком смысле этого слова, то есть координаторам и организаторам различного рода семинаров, конференций, руководителям организаций, работникам образования и культуры и так далее.

 

Итак, слово WORKSHOP, которое переводится с английского как "цех, мастерская", в последнее время очень широко используется для обозначения особой формы работы с группой взрослых, в которой преобладают активные или даже интерактивные формы работы, и где основная роль в выработке решений принадлежит самим участникам группы. Русский язык, к сожалению, пока еще не выработал своего термина для этой формы, поэтому иногда ее называют английским словом, достаточно безуспешно пытаясь передать его средствами кириллицы как "веркшоп", "уеркшоп" или "уоркшоп", а чаще используют описательное "практический семинар". Мы надеемся, что читатель сам разберется в отличиях этого семинара от традиционных академических форм.

 

И дабы закончить разговор о терминологии, упомянем еще несколько понятий, связанных с этой формой обучения. Поскольку роль преподавателя в ней подразумевает не препоДАВАНИЕ материала, а скорее посредничество между обучаемыми, стремление седлать процесс поиска решений как можно более легким и эффективным, руководителя подобного семинара чаще называют опять же английскими терминами "фасилитатор" ("облегчающий") или "модератор" ("примиритель, посредник"). Заранее извиняемся за то, что эти термины будут употреблены в их английском варианте, чтобы избежать устойчивых стереотипов "преподавателя", "инструктора", "тренера" и других организаторов процесса обучения, которые неизбежно всплывают в нашей голове при произнесении этих слов.

 

Наука андрагогика, изучающая закономерности обучения взрослого человека, еще достаточно молода, и хотя существуют некоторые теоретические труды, составляющие ее основу, наибольший опыт все же накоплен именно в практической сфере работы со взрослыми. В данной публикации мы будем постоянно обращаться к опыту тех модераторов, с кем нам посчастливилось работать, и в чьих семинарах нам повезло участвовать. То есть данный труд является своего рода компиляцией, обобщающей опыт и находки многих людей. К сожалению, очень часто трудно сказать, где видел тот или иной метод, или чья идея подсказала то или иное упражнение. Да если бы мы и помнили, постоянные ссылки на авторов идей заняли бы слишком много места в брошюре. Поэтому нам хотелось бы сразу в предисловии назвать тех, чьи идеи внесли особенно большой вклад в создание этой книги, и без чьего опыта она была бы невозможной, и этим сразу снять с себя любые обвинения в нарушении авторских прав.

 

Свою первую и самую большую благодарность мы хотели бы выразить Немецкой ассоциации народных университетов и сотрудникам Петербургского офиса этой организации Ольге Агаповой и Себастьяну Вельтеру. Именно благодаря им создана большая часть этого пособия. Хочется также поблагодарить своих российских коллег Ларису Корнилову, Карельское общество свободного образования, Татьяну Романчук, Сибирская ассоциация образования взрослых, и Наталью Киричук, с которой мы, к сожалению, не знакомы, но книга которой "Тренерский сундучок" стала постоянным источником идей и вдохновения. Мы выражаем свою признательность своим учителям из скандинавских и балтийских стран Антре Карлсен, Народная академия северных стран, Гетеборг, Швеция, Рае Мусель, шведская ассоциация ABF, Аните Якобсоне и Томсу Урдзе, Латвийская ассоциация образования взрослых, а также многочисленным коллегам из Литвы и Эстонии. Огромным источником свежих решений для нас также стали замечательные книги Бриты Лонструп и Дейвида Жака.

 

Особое слово хочется сказать об американских коллегах. Собственно говоря, опыт американских стажировок и поездок и стал тем поворотным моментом, который заставил нас по новому взглянуть на подходы в обучении взрослых и методику работы с ними. И, конечно же, особую признательность хочется выразить Программе грантов для местных инициатив, финансируемой Бюро по вопросам образования и культуры Государственного Департамента США (ЕСА), без финансовой поддержки которой эта публикация вряд ли бы состоялась.

 

Маргарита Ткаченко

Олег Чикуров