Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЧТО ТАКОЕ WORKSHOP?

 

Для начала рассмотрим те ситуации, в которых проведение практического семинара является наиболее эффективным способом решения проблемы. Мы опускаем здесь чисто учебные ситуации, когда вы хотите обучить группу взрослых методике проведения семинаров или показать им некоторые приемы работы в группе. Обратимся к тем ситуациям, когда практический семинар может стать средством развития вашей организации или способом принятия решений. Американец Виктор Врум (Victor H.Vroom) предлагает использовать групповой метод принятия решений с участием всех членов организации в тех случаях, когда признание принятого решения всеми членами организации критически важно для его эффективного выполнения или когда единолично принятое решение может привести к конфликту среди членов организации. Сразу оговоримся, что в подобных ситуациях важным является не столько само решение, сколько процесс его выработки. Только когда члены организации в результате проведенного семинара придут все вместе к единому решению, они примут его как свое собственное и приложат максимум усилий к его реализации. Обычно к таким ситуациям относятся разработка плана действий на следующий промежуток времени, поиск выхода из кризиса, разработка нового проекта или просто поиск путей развития организации.

 

Таким образом, практический семинар – это способ группового принятия решений, это определенная процедура, в результате которой группа приходит к единому решению проблемы. И качество решения, принятого группой, напрямую зависит от того, насколько правильно была организована эта процедура, то есть от методики проведения семинара. Следует сказать, что нельзя предложить универсальную модель проведения подобного семинара, потому что каждая новая группа уникальна, имеет свои особенности и требует своих подходов. Тем не менее, можно выработать определенную структуру и предложить комплекс методик для ее наполнения, а уже насколько эффективно все это будет преобразовано в программу конкретного семинара зависит от мастерства и интуиции его организаторов.

 

Итак, из каких элементов в большинстве случаев состоит программа практического семинара? Попробуем здесь кратко назвать их, не вдаваясь в подробные комментарии:

· ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ

· СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СЕМИНАРА

· ВЫЯСНЕНИЕ ОЖИДАНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ

· ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

· ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАНЖИРОВАНИЕ ЗАДАЧ

· ГЕНЕРАЦИЯ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ

· ВЫБОР И ДЕТАЛИЗАЦИЯ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

· ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

Конечно, в каждой конкретной группе будет свой набор элементов. Так, скажем, при поиске решения конкретной проблемы, глупо было бы выяснять ожидания участников семинара, в то время как при проведении обучающего семинара без этого элемента не обойтись. Более конкретно о каждом элементе я буду говорить в соответствующих разделах брошюры. Пока же сделаем несколько замечаний о предварительной подготовке.

 

Продумывая программу семинара, модератор должен тщательно продумать цель каждого упражнения и каждой формы работы, которые он собирается применить. Зачастую организаторы семинара увлекаются внешними эффектами и загромождают время использованием различных ультрасовременных технологий подачи материала, даже не спрашивая себя, а так ли уж они необходимы. Иногда бумага, ножницы и доверительная беседа могут достичь гораздо более действенного результата. Пройдемся быстро по основным моментам, попробовав оценить их роль в достижении целей семинара.

 

АТМОСФЕРА

Самое главное для успешного семинара – это живая, творческая атмосфера. Участники должны отвлечься от своих повседневных забот, скинуть с себя устоявшиеся стереотипы и направить свою мысль на поиск свежих идей. Для создания такой атмосферы большую роль играют не только сами формы работы, но и всякие мелочи, на которые, как правило, обращают мало внимания – цветные (а не только черные) фломастеры, цветная (а не только белая) бумага, работа в непривычных местах – на полу, на стенах, шутки, юмор и так далее. Участники семинара не должны никуда торопиться или отвлекаться на посторонние дела, то есть программа и длительность семинара со всеми паузами должны быть им известны заранее, а помещение для семинара лучше выбрать вне их обычного рабочего места.

 

ПОМЕЩЕНИЕ

 

Крайне важно, чтобы оно было достаточно просторным для работы в нескольких группах, и чтобы столы и стулья в нем свободно передвигались. Группа должна сидеть так, чтобы каждый ее член был виден и слышен всем. Лучше не загромождать помещение избыточными столами, и все, что участники семинара должны записать, подготовить заранее в виде раздаточных материалов. Желательно, чтобы стены были пустыми, – во-первых, это поможет вам избежать отвлекающих факторов, а во-вторых, предоставит много функционального пространства для размещения результатов работы и необходимых материалов.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

Как правило, для практического семинара оно вообще не требуется. Проекторы, кодоскопы, блокноты для флип-чартов и прочие современные изыски полезны для презентации большого количества материала, чего практический семинар не предполагает. Для представления необходимой информации, как вы увидите позже, вполне достаточно стены и пола. Иногда бывает нужна фоновая музыка, но если магнитофона под рукой нет, то и без нее можно обойтись. Помните, что чем меньше "спецэффектов" вы используете тем более эффективно вы сможете сосредоточить внимание группы на сути проблемы.

 

КОФЕ-ПАУЗЫ

 

Это не просто перерыв на кофе, а то время, когда участники семинара могут переключиться, обдумать или обсудить последнее задание, или просто немного отдохнуть. Поскольку их время, как правило, достаточно жестко регламентировано (примерно, через каждые полтора часа работы, – что особенно важно для курильщиков), модератор должен так продумать программу, чтобы перед каждой паузой дать задание, требующие небольшого обдумывания или обсуждения.

 

Ну, вот, после таких общих замечаний можно перейти к конкретным формам работы. Я постараюсь дать разные варианты каждого метода для работы в разных группах (от сугубо деловой до игровой), хотя, по сути, каждая из этих форм может быть адаптирована для любой группы, и, наоборот, иногда самая деловая группа отнюдь не прочь поиграть – здесь все, опять же, зависит от искусства самого модератора.