Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Чрезмерное усердие



Беритесь за это без принуждения, но беритесь. Вуди Гатри

>>> Антиподом небрежности является чрезмерное усердие. Трудиться на Пути Дзэн-гитары необходимо искренне, но не через силу.

Некоторые гитаристы просто слишком стараются понравиться. Как неумелые любовники, они набрасываются на аудиторию, не давая слушателям опомниться и вникнуть в музыку. Такие исполнители могут даже произвести сильное впечатление, но вскоре интерес к ним пропадает.

Другие гитаристы склонны к избытку эмоций и пиротехники. Подобно спортсменам, которые с огромным энтузиазмом приступают к новой тренировочной программе, а потом проклинают себя, эти музыканты тоже не знают, как распределить силы. Их дух подобен пиву, которое слишком быстро льют в стакан, не думая о пене. Им еще предстоит научиться, как наполнять стакан точно до краев.

Один из признаков чрезмерного усердия — игра на слишком большой мощности звука. Конечно, некоторые произведения звучат лучше, когда играются громко. Но многие исполнители ошибочно приравнивают силу звука к страсти и величию. Нечто подобное мы наблюдаем, когда кто-то пытается разговаривать с иностранцем — как будто громкость речи может помочь ее пониманию.

Игра на высокой мощности означает, что вы используете весь доступный вам ток, но взнуздываете и контролируете его, как жокей скаковую лошадь. В руках новичка громкая гитара ведет себя дико, как молодой жеребец под неопытным седоком. Со временем, однако, мы научаемся управлять мощной гитарой, как бывалый кавалерист поводьями коня. Мы чувствуем большую силу, но в то же время сдержанность проявляется в каждом движении.

Учитесь старательно, но удерживайте расслабленное, свободное состояние. Никогда не допускайте нажима, форсирования; наоборот, учитесь постоянно ощущать запас мощности, резерв. Если ваш дух слишком силен, вам надлежит еще овладевать собой. Мастерство измеряется не тем, что вы демонстрируете, а тем, что вы держите в запасе. Ключ к этому — самоконтроль.

Применяйте эту философию к своей игре и к жизни. Путь лежит через сдержанность

Быстрота

Мои пальцы работают не так уж быстро... Но я больше полагаюсь на то, что у меня в душе, чем на скорость пальцев. Я понял уже давно, что одна нота, если это истинная нота, может звучать долго, и с ней не потягаются двадцать нот иного виртуоза.
Лес Пол

>>> Слишком многие исполнители, особенно молодые, одержимы быстрой игрой; они считают, что быстрота — показатель мастерства; чем быстрее пальцы, думают они, тем лучше исполнитель. Такое представление выдает незрелого музыканта.

Музыка — это не скачки. Если в своем соло вы сыграете больше нот, чем другой исполнитель, то это еще не дает вам никакого преимущества. Быстрота является лишь одним из побочных продуктов техники и не может быть самоцелью. Вне музыкального контекста она просто ничего не значит. Гораздо важнее для музыканта темп, ритмика, чувство момента, живость. Будьте внимательны к этим динамическим свойствам музыки — и вы начнете понимать хёси, чувство естественного ритма.

Темп

Каждая песня исполняется с определенной скоростью, подобно тому, как автомашины двигаются по дороге. Играешь слишком быстро — песня звучит надсадно, словно вы дали машине излишний газ. Играешь слишком медленно — мелодия вихляет, как колесо старой колымаги. Правильная скорость — это полностью контролируемые водителем повороты, исполняемые на крепкой, надежной машине. Познайте это ощущение в своей игре, и вы поймете, что такое темп.

Ритмика

Как вы играете в рамках установленного темпа — это и есть ритмика. Некоторые музыкальные фразы звучат как быстрые на фоне медленного темпа, но они же воспринимаются как медленные в контексте быстрого темпа. Будьте как бейсбольный игрок, который ведет игру в «рваном» темпе: после серии спокойных подач он вдруг делает быструю, и это сразу обостряет ситуацию. Умейте определить, где сыграть быстро, а где медленно; это и есть динамика ритма.

Чувство момента

Это чувство обеспечивает точную подачу звука в нужное мгновение. Анекдот или шутка теряют всю свою остроту, если произносятся слишком поздно или слишком рано. То же и с нотами в музыке. Различие между точно выбранным моментом и неудачным моментом здесь может быть тоньше детского волоса. Уловите это различие — и вы овладеете чувством момента.

Живость

Как бы там ни было. Дзэн-гитара всегда предпочитает живость быстроте. Живость — это быстрота мысли, направленной на действие. Она требует контроля: живость несовместима с поспешностью. Как часто в разговоре мы, уже после некоторого обмена репликами, говорим: «Я хотел сказать, что...» В игре на гитаре происходит то же самое. Живость означает одновременность мысли и действия.

Если вы играете то, чего просит музыка, вам никогда не придется заботиться о быстроте. Об этом позаботится сама музыка.

Соревнование

Различие мнений... это часть сотрудничества с другим человеческим существом. Но музыка не предполагает. конкуренции. Я не хочу соревноваться с кем-то, я хочу совместно работать и создавать музыку.
Эдвард Ван Хален

>>> Многие люди нуждаются в некотором элементе соревнования, чтобы поощрить собственную деятельность. Даже в гимнастических клубах, где тренировки индивидуальны, всевозможные приспособления — лестницы, вело тренажеры, бегущие дорожки и т. п. — устроены так, чтобы человек мог соревноваться с машиной. Большинство людей вносят эту спортивную ментальность и в музыку. Начиная от различных шоу типа «Битвы Бэндов» и джазовых сольных состязаний «на вылет» и заканчивая борьбой за местечко в оркестровой яме на Бродвее, весь музыкальный мир (как и весь мир вообще) просто кишит соревнованиями и конкурсами.

Здоровая конкуренция, конечно, полезна. Джазовые музыканты придерживаются аксиомы «Соревнование может привести к открытию». Выставляя свое мастерство против мастерства другого человека, мы изучаем сами себя, свои возможности — как далеко мы способны пойти, как реагируем на давление, что необходимо улучшить.

Но часто спортивный элемент в музыке создает дисгармонию. Вместо того чтобы принести конструктивную пользу, соревнование порождает неуверенность исполнителей. Многие исполнители рассматривают соревнование не как проверку себя, а как возможность показать себя. Если вы хотите почувствовать разницу, проверьте свое эго: что вы пытаетесь доказать и зачем?

Путь Дзэн-гитары не приемлет соревнований. Тот, кто тренируется с нами, должен оценивать себя прежде всего по собственным меркам и по собственным возможностям. В каждом из нас живет своя песня, мы родились с нею и должны ее исполнить. Сталкивать между собой наши песни — все равно что выставить детские рисунки против французских импрессионистов. Каждого нужно оценивать по его собственному достоинству.

Я не отрицаю роли таланта. Одни люди родились с музыкальным даром, другим он дается тяжкими усилиями. Но что бы мы ни делали в жизни, всегда будут люди, у которых в чем-то больше таланта, точно так же как будут и другие, у которых его меньше. Мы должны научиться принимать свое место со смирением и благодарностью, а не с высокомерием и завистью. Встреча с истинно гениальным музыкантом должна вдохновлять нас на поиск собственного пути, а не обескураживать, потому что мы все равно ни за кем не можем следовать.

Игроки в гольф любят говорить, что они сражаются не друг с другом, а с площадкой. Это очень похоже на Дзэн-гитару. Если уж вам так хочется соревнования в тренировках, направляйте это желание на себя.

Наберитесь решимости не дать себя обойти на Пути Дзэн-гитары. Единственный ваш соперник — внутри вас.

Одержимость