Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 6. Государственное регулирование в сфере охраны труда

 

Под государственным регулированием понимают воздействие государства через деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти на деятельность физических и юридических лиц (субъектов права) и тем самым — на экономические и социальные процессы. Государственное регулирование заключается:

1) в правоустанавливающем нормотворчестве;

2) в надзоре и контроле за правоприменительной практикой;

3) в правоприменительном оказании услуг организациям и гражданам.

Территориальная и национальная специфика Российской Федерации обусловила существование следующих уровней управления:

· федерального (общегосударственного),

· регионального (субъекта Федерации),

· муниципального (местного),

· частного (корпоративного).

Непосредственная работа по предотвращению производственного травматизма (несчастных случаев на производстве) и профессиональных заболеваний, т. е. мероприятия по обеспечению безопасности и гигиены труда, ведется на рабочих местах. Эту работу осуществляет через своих работников — должностных лиц и систему корпоративного управления охраной труда — работодатель, который отвечает перед обществом (в лице государства и в лице пострадавших работников) за ее результативность.

Сейчас в нашей стране государственное управление в сфере охраны труда содержит два уровня управления (федеральный и региональный) и исходит из того, что только сильная и последовательная государственная власть может обеспечить на необъятных российских просторах в сложных условиях рыночной экономики эффективную защиту жизни, здоровья и работоспособности граждан, их конституционных прав.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне непосредственно вопросами охраны труда занимается Отдел политики охраны труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В условиях сосредоточения практически всех полномочий в сфере охраны труда в федеральном центре важнейшими задачами и функциональными обязанностями регионального уровня управления охраной труда являются:

1) организация правоприменительной практики и адаптация правовой базы государственного управления охраной труда применительно к специфике региона;

2) координация деятельности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, включая органы государственного надзора и контроля, региональных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятельности, социальных партнеров;

3) организация научно-внедренческой и образовательно-информационной инфраструктуры корпоративного управления охраной труда (создание и регулирование рынка услуг по охране труда);

4) оперативное (административное) управление всей этой деятельностью на территории региона.

Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с помощью специально предназначенных для этого государственных органов (надзоры, инспекции, называемые ныне все чаще на федеральном уровне службами). Деятельность органов государственного надзора осуществляется на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением всего законодательства, в том числе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда (входящая в Федеральную службу по труду и занятости — Роструд).

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с органами федеральной инспекции труда, осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, имеющие свои территориальные органы — инспекции.

К важнейшим из них (связанным с охраной труда) относятся:

· Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

· Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

· государственный пожарный надзор в системе МЧС России;

· Ространснадзор —Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

· ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России.

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Важную роль играет государственная экспертиза условий труда. В статье 216.1 Трудового кодекса РФ определено, что «государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и за выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений. Такой контроль, часто называемый общественным контролем, осуществляется в трех формах.

Первая форма — это непосредственный общественный контроль, исполняемый на общественных началах уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда. Статья 370 Трудового кодекса РФ закрепила за уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями, предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Вторая форма — это внешний для работодателя контроль со стороны правовых и технических инспекций труда профсоюзов. Трудовой кодекс РФ в статье 370 установил, что для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Третьей формой общественного контроля является (в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ) принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа. Действительно, чтобы учесть мнение профсоюза, надо сообщить ему о готовящемся решении. Тем самым решения работодателя, затрагивающие работников и их безопасность, становятся не «бесконтрольными», а попадают под определенный контроль со стороны профессионального союза, т. е. работников. Проведение консультаций работодателя с работниками в сфере охраны труда согласно требованиям международных трудовых стандартов и других нормативных документов является желательным, важным и эффективным мероприятием социального партнерства.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации через свои исполнительные органы.