Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЯВЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ГОСПОДА УЧЕНИКАМ НА ГОРЕ В ГАЛИЛЕЕ



    (Матфея 28:16—20; Марка 16:15—18 и Луки 24:46—49)

«Единииженадесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнешася» — так как ангелы сказали женам-мироносицам, что Господь предваряет их в Галилее, то надо полагать, не одни апостолы устремились в Галилею, чтобы видеть там Господа, согласно Его обещанию. Многие считают, что это явление Господа на горе было именно тем, о котором говорит св. ап. Павел в 1 Коринф. 15:6, что Господь явился тогда «боле пяти сот братиям единою». Что это за гора, неизвестно, но очень вероятно, что это была гора преображения Фавор, на которой ученики сподобились видеть преображение того славного состояния Господа, в котором Он им явился теперь. Некоторые из собравшихся «усумнились», что именно и показывает, что это не могло быть массовой галлюцинацией, как пытаются уверять неверующие.

«И приступль Иисус», т.е. приближась, дабы рассеять всякие сомнения в том, что это действительно Он, «рече им, глаголя: «дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» — как Единородный Сын Божий, Он от начала мира имел всякую власть на небе и на земле; теперь же, как Победитель ада и смерти, Он приобрел такую же власть над всем и по человечеству, как Искупитель мира. Явившись в мир, как человек, Сын Божий ограничил Себя в употреблении Своей Божественной власти, ибо не восхотел совершить дело спасения людей одним Своим всемогуществом. Через воскресение Он воспри-ял всю полноту Своей Божественной власти уже, как Богочеловек, и от Него теперь зависело завершить все дело спасения людей ниспосланием Духа Святаго, учреждением Церкви Своей и посольством Апостолов на проповедь во весь мир.

«Шедше научите вся языки», — как говорит св. Матфей, или: «шедше в мир весь, проповеди-те евангелие всей твари», как передает св. Марк; «тако писано есть и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима. Вы же есте свидетелие сим» — так передает это полномочие, данное Господом Своим Апостолам, св. Лука. Теперь Господь уже не ограничивает их проповедь одними иудеями, как прежде (Матф. 10:5-б; 15:24), но посылает их учить все народы, ибо весь мир искуплен страданиями Христовыми и должен быть призван в Царство Христово. «Крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — Богочеловек дает Своим ученикам право и налагает обязанность крестить все народы во имя Святой Троицы. Это значит, что крещающие действуют не сами от себя, но по власти, даруемой им от Самого Триипостасного Бога, а крещаемые принимают на себя через это обязанность веровать во Святую Троицу и посвящать свою жизнь призвавшему их, искупившему и возродившему Триипостасному Божеству. Крещение есть знамение омытия грехов человека невидимым действием Святаго Духа и знак его вступления в Церковь Христову для новой, возрожденной в Боге жизни. Крещение должно сопровождаться научением крещаемых всему тому, что заповедано Христом Спасителем: «учаще их блюсти вся, елика заповедах вам».

Св. Марк добавляет к этому еще, какие чудесные знамения явятся последствием веры для тех, которые уверуют: «Именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертное испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут» — от человеческого греха весь мир пришел в расстройство, и зло стало в нем господствовать: уверовавшие во Христа-Искупителя получат власть и силу побеждать это зло и восстанавливать утраченную миром гармонию. Эти чудеса, как свидетельствует вся дальнейшая история Церкви, действительно творили апостолы и все истинные христиане.

«И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» — возлагая на апостолов тяжкий труд распространения евангельского благовестия по всему миру, Господь ободряет их, обещая им Свое таинственное незримое сопребывание с ними до скончания века. Но так как апостолы не дожили «до скончания века», то обетование это надо относить и ко всем апостольским преемникам. Это не значит, что после скончания века Господь не будет с учениками Своими. «Нет, тогда-то особенно и будет» (бл. Феофилакт), но значит лишь то, что до скончания века несомненно Он Сам будет находиться незримо среди истинно верующих, во главе основанной Им Церкви и руководить ею ко спасению людей.

59. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Луки 24:49—53 и Марка 16:19—20)

Последнее явление Воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесением Его на небо, подробнее всего описывается Евангелистом Лукою. Вкратце говорит об этом также Евангелист Марк. Явление это имело место в Иерусалиме, куда, следовательно, апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней в течение коих Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием, как сообщает об этом св. Лука в 1-й главе книги Деяний Св. Апостол (1:2—5). Господь дал повеление апостолам оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать на них обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святаго для содействия делу их всемирной проповеди. Дух Святый должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела — проповеди Евангелия всему миру. Затем Господь вывел учеников Своих вон из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, «и воздвиг руце Свои, и благослови их», произнося очевидно известные слова, как было принято в Ветхом Завете, но которые Евангелистом здесь не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете, как напр., говорит кн. Левит 9:22. «И бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо». «Какой чудный образ действия», — говорит об этом Московский Митрополит Филарет: «Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братие, что и ныне над нами простерты руце Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его». Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратишася во Иерусалим с радостью великою». Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Св. Духа. Они как будто переродились теперь, в результате несомненно 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божия. В этом молитвенном состоянии высокого духовного подъема они «бяху выну в церкви, хваляще и бла-гословяще Бога» за все, что им пришлось пережить, видеть и слышать и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения. Св. Марк добавляет к этому, что Господь, вознесшись на небо, «седе одесную Бога». Это — образное выражение, основывающееся на некоторых видениях (Деян. 7:36), которое означает то, что Господь и по человечеству восприял Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцем, так как сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаждаемого так с самим сидящим. Заключает св. Марк свое Евангелие свидетельством о том, что «изшедше» из Иерусалима, конечно» «пропо-ведаша всюду», по всему миру, «Господу пос-пешствующу», при помощи Божией, «и слово утверждающу последствующими знаменьми...» доказывая истину своего слова сопровождавшими их проповедь чудесами, о чем подробно рассказывает нам книга Деяний Апостольских. Все Евангелия заключаются словом: «Аминь», что значит: истинно так все было, как описано в Евангелии.

 

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 3 ВОПРОСА)

1. БЕСЕДА С САМАРЯНКОЙ (Ин. 4, 5-42)

Итак, приходит Он в город самаринский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему. Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Говорит Ему женщина самарянка: как Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо не имеют иудеи общения с самарянами. Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий и Кто есть говорящий тебе: дай Мне пить, — ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую. Говорит Ему женщина: господин, Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил и сыновья его и скот его? Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать. Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда. Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: у меня нет мужа, ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала. Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться. Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение — от иудеев. Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине. Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам всё. Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой. Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной. Никто, однако, не сказал: что Ты ищешь? или: о чем говоришь с ней? Оставила тогда женщина свой сосуд для воды и пошла в город и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала. Уж не Христос ли Он? Вышли люди из города и направились к Нему. Тем временем просили Его ученики, говоря: Раввй, ешь! Он же сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Говорили тогда ученики друг другу: не принес ли Ему кто-нибудь поесть? говорит им Иисус: пища Моя — творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий и жнущий. Ибо здесь оправдывается слово: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем не вы потрудились: другие потрудились, и вы вошли в труд их. Из города же того многие самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне всё что я сделала. Поэтому, когда пришли к Нему самаряне, они просили Его остаться с ними. И Он остался там два дня. И еще больше народа уверовало по слову Его; и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем, ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира.

 

2. ПРИТЧИ О ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ

 

Господь наш и Бог Иисус Христос от всей Пресвятой Троицы призвал нас – каждого из нас и всех вместе, кто составляет Его Святую Церковь – в Царство Свое, именуемое по месту нахождения Царством Небесным. Мы призваны не просто непонятно куда, а в конкретное подготовленное для нашей вечной жизни с Богом место, конкретно устроенное нашим Богом для нас место, которое имеет свои законы, условия, качества, порядок и все прочее.

Если мы призваны в некоторое Царство и некоторое Государство, то у нас есть нужда дойти туда и войти в него, а также нужда узнать о нем как можно больше, насколько это только доступно нам в нашем положении и состоянии.

По происхождению и власти Царство является Божьим, по качеству – божественным, прекрасно-блаженным, а по местонахождению – Небесным. По отношению к привычному нам земному миру Божье Царство Небесное есть Царство не от мира сего. Это Царства света, блаженства, вечного покоя, вечной радости и веселья, вечного познания Бога и вечного с Ним общения в любви и неизреченной гармонии.

Качества и условия, существующие в Царстве Небесном, для нас, земных и тленных, неизреченны и недоступны. Мы не можем представить и в наше сердце не может придти то, что уготовил Бог любящим Его. Избранным счастливцам Бог показывает отчасти устроение Своего Царства Небесного. Люди, зревшие эту часть, не могли отобразить увиденное и пережитое ими на обычном человеческом языке. Царство Небесное – это прежде всего Царство Духа, духовное Царство.

Тем не менее, наш милосердный Господь благоволил Сам открыть нам некоторое ведение о Его Царстве Небесном. Сделал Он это в виде десяти притч и разных прочих упоминаний о Царстве Небесном, например таких, как то, что люди там не женятся и не посягают, но пребывают, как Ангелы.

Прежде всего мы должны ответить (насколько это нам возможно) сами для себя, что мы знаем и понимаем под Царством Небесным и что нам дано знать о Нем.

Что мы знаем о Царстве Небесном?

Мы знаем, что оно создано нашим Богом Пресвятой Троицей. Что оно расположено где-то на духовном небе. Что Царем этого Царства является воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий Иисус Христос. Царь немыслим без Царства, тем более Царство не может быть без Царя.

Земные царства изменчивы, ненадежны и конечны. Рано или поздно они исчезают или меняются до неузнаваемости. Еще более изменчивы и ненадежны их цари. За трон всегда шла борьба. Цари меняли друг друга. Совсем не так будет в Царстве Небесном. Оно вечное, незыблемое, неизменное, и Его Царь всегда один и тот же – наш славный Господь и Бог Иисус Христос. Наш Царь вечный, неизменный и незаменимый! Наш Царь всегда Царь, и где Он, там всегда и Его Царство. Но Царство не в смысле местонахождения всего, что оно из себя представляет, а в смысле особенной благодати, свойственной этому Царству, и в смысле открытия и получения доступа в Него.

Все притчи Господа о Царстве Небесном отражают именно этот доступ к Нему через Царя Иисуса Христа. Наш Царь Иисус Христос рассказал нам на ряде подобий о процессе вхождения в Его Царство. Начинается это вхождение с принятия веры в Господа Иисуса Христа, а вера эта и ее истины открываются нам проповедью слова Божьего, учения Иисуса Христа и воздействием Бога Духа Святого. Вера подвигает человека возродиться свыше от купели крещения. Человек духовно рождается от Бога Духа Святого в купели крещения и в таинстве миропомазания. Этими таинствами он не только входит в Церковь Христову, но и становится гражданином Неба и подданным Царства Небесного. Церковь Христова есть Невеста Царя Христа, а Его Невеста всегда будет со своим Женихом. Пока Церковь Христова и Царство Христово не совпадают полностью, хотя они неразделимы и составляют одно. Но придет день, когда полнота Церкви наполнит собою все, и тогда Церковь и Царство Христовы полностью совпадут и будут являться единым Организмом! Вот почему наш Царь вместе с тем является и нашим единственным Архиереем во век!

Мы имеем Одного Царя и Бога – Пресвятую Троицу. Однако каждое Лицо Троицы есть Бог и Царь со своей особенностью. Бог Отец есть Царь благословляющий, Который всю власть Свою передал Своему Сыну. Царь Сын Божий есть царь правящий, властвующий и управляющий. Царь Небесный Бог Дух Святой есть Царь укрепляющий, сохраняющий и утешающий.

Господь наш, говоря нам о Царстве Небесном, начинает с первого уподобления, в котором сравнивает Царство Небесное – а именно насаждение нас в нем и доступ к Нему для нас – с человеком, имеющим свое поле, на котором он посеял доброе семя.

Первое уподобление: Мф.13:

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29 Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Итак, Господь наш уподобляет Царство Небесное человеку сеятелю. Таким Сеятелем явился Сам Сын Божий, пришедший в мир спасти нас, грешных. Он начал Свое сеяние с проповеди покаяния, со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он призывал нас к покаянию ради Царства Небесного, ради вхождения в Него навсегда. Вот почему и искать Он повелел прежде всего Царство Божие и правду Его.

Есть одна правда – правда Царства Божьего (Небесного). Правда эта в том, что жизнь вечная возможна для людей, для любого человека только в Царстве Небесном! Вне этого Царства есть только вечная изоляция и мучение. Своим полем Господь называет в этой притче земное время жизни людей, которых Он призывает к вечной жизни в Его Царстве.

Каждый из нас в своей земной жизни слышит проповедь Бога и Его призыв. Эта проповедь через слово Божье сеется в сердце всякого услышавшего его человека. Однако люди немощны и имеют период ночи, когда они спят и бездействуют. Этим временем и нашим бездействием и пользуется наш и Божий враг сатана. По причине нашего падения и подчинения власти сатаны, он имеет к нам доступ. Он приходит к спящим людям и, подражая Богу, тайно сеет вместе с пшеницей Божией свои плевелы. Пшеница и плевелы это люди, которые насаждены в Церкви Богом (пшеница) и сатаной (плевелы).

Таким образом путь в Царство Небесное значительно осложняется для «пшеницы», ибо она растет вместе с «плевелами», не зная, что это «плевелы». Люди-плевелы внешне пытаются подражать людям-пшенице, но у них разные отцы и разные стимулы в жизни. Плевела всегда будет лгать, притворяться, лицемерить, лукавить, соблазнять и соблазняться для соблазнения пшеницы, ибо отец их диавол.

Пшеница может стать подобной плевеле, если утратит свое предназначение. Бог мог бы с помощью Своих Ангелов повыдергивать плевелы из Своей Церкви, но Он этого не делает, объясняя Свой отказ очистить Свое поле от плевел заботой о сохранении пшеницы. К тому же пшеница должна преодолеть сопротивление плевел и пройти испытание. Разбор кто есть кто и разделение пшеницы и плевел будет при жатве. Жатвы для пшеницы бывает две. Личная, которая приходит с личной смертью данного члена Церкви, и общая, когда разделение людей будет осуществлено на страшном Божьем суде.

Соответственно этому и вход в Царство небесное бывает личный – когда помилованная Богом душа входит в Царство Небесное и пребывает там до времени всеобщего воскресения из мертвых, а также общий, когда на страшном суде все определенные Богом для вечной жизни люди навсегда войдут в Царство Небесное, как в свой вечный Дом и свое Отечество!

Мы видим, что первая притча Господа отражает все основные аспекты Царства Небесного и Его для нас обретения. Следующие притчи вносят дополнения и повторения.

Рассмотрим вторую притчу Господа нашего о Царстве Небесном.

Второе уподобление: Мф.13:

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

В этой притче Господь наш через уподобление Царства Небесного зерну горчичному, посеянному человеком на своем поле, говорит нам о Царстве Небесном, которое бывает внутри нас.

Находясь внутри человека, Царство Небесное, насеянное в купели Крещения в сердце человека, именуемого в этой притче своим полем, из малого зерна веры и благодати постепенно и незаметно разрастается до таких размеров, что становится Древом Жизни для данного человека. Этим пребыванием Царства Небесного внутри нас мы получаем вход в Царство Небесное, которое находится на духовном Небе.

Сначала наше сердце, наш ум и наша душа становятся причастниками Царства Небесного духовно, а после изменения плоти из тленной и дебелой в нетленную и кристалло-световую смертью или чудесным преображением (как это было, например, у святого Иоанна Богослова) каждый из помилованных и спасенных Богом людей получает свое место и положение в Царстве Небесном, которое соответствует развитию Царства Небесного внутри него. Ангелы Божии и святые люди видят и чувствуют благоухание святыни находящегося внутри какого-то человека Царства Небесного и стремятся прильнуть к нему, познакомиться, вступить в общение и святой союз насельников Царствия и служителей Царя.

Однако наш Господь показал нам не только плод, бываемый у преуспевшего человека – Древо Жизни внутри – к которому и стремятся птицы небесные – т.е. святые духи и души, но и процесс возрастания этого Древа или Царствия Небесного из малого зернышка до большого дерева.

Здесь важно отметить не только скрытый от посторонних глаз постепенный рост насажденного растения, но и то, что оно справедливо уподобляется Царству Небесному, ибо на самом деле внутри человека растет именно оно! Оно не просто растет из маленького черенка в большое дерево, но чудесно преобразуется по вложенной в этот процесс божественной программе, которая заложена в само маленькое зернышко первой веры и первого благодатного прикосновения Бога к данному человеку.

Но почему же этот духовный и святой плод, это выращиваемое внутри человека Древо именуется, например, не благодатью, не даром Божьим, а именно Царством Небесным? Конечно, это чудо Божие внутри уверовавшего человека справедливо называть и благодатью, и даром Божьим, и чудом Божьей милости, но при этом все это духовно оформляется именно в очертаниях Царства Небесного.

Разумеется, что это формирования Царства Небесного внутри человека происходит не в смысле внешнего устройства, подобного Царству Небесному, а в смысле его духовного порядка, законов, связей и союза любви.

Царство Небесное не мыслимо без Царя и постоянной связи с Ним. Вот почему и наше внутреннее Царство Небесное имеет Царя внутри себя! Прежде всего в очищенного покаянием, достойного и подготовленного человека вселяется Царь Небесный Дух Святой, затем Царь Сын Божий, затем Царь Отец Небесный. Но Царь и Бог не только вселяется в человеке, но и имеет с ним постоянное общение, основанное на взаимной любви.

Бог и Царь раскрывает Себя перед человеком и открывает ему Свои тайны.

Это миниатюрное личное Царство Небесное незримо и неизреченно соединено с тем безконечным Царством Небесным, которое является полнотой пакибытия. Это соединение происходит от того, что Царь над большим и малым Царством Небесным Один и Тот же. А Царь не может Царствовать над двумя и более Царствами, да и не может их быть у Единого Бога несколько. Вот почему в духовном измерении Богоносный человек пребывает в большом и малом Царстве Небесном одновременно! А если говорить точнее, то большое и малое Царство Небесное есть одно и тоже Царство с Одним и тем же Царем! Только большое Царство открыто сразу всем его насельникам, а малое – только одному!

Уходя внутрь себя и теснейшим образом соединяясь со Своим Царем и Богом в союзе любви, человек своим духом еще до своего перехода смертью на Небо уже реально пребывает в Царстве Небесном!

Во второй притче мы видим такое же уподобление сеянию зерна на поле, как и в первой. Только это разные зерна и разные поля. В первой притче сеятелем является Сын Божий, Который сперва Сам сеял на земле Свое слово, а затем послал на сеяние Своих Апостолов. Полем для этого сеяния (проповеди Евангелия и Царствия) являются все слушающие люди, а пшеницей и плевелами те из них, которые входят в Церковь Божию.

Во второй притче сеятелем является и Христос Бог, и сам человек, а полем – его сердце. Если в первой притче речь идет о всемирной проповеди и о Церкви Христовой, то во второй речь идет о восприятии этой проповеди отдельным человеком и о принесении им с Божьей помощью нового плода – Царства Небесного, раскрывшегося внутри него! Выходит – это сеяние посеянного и произрастание принятого от Бога зерна. Таким образом вторая притча дополняет первую, раскрывая личный аспект Царства Небесного и справедливо может быть поставлена на второе место, что и сделал Евангелист Матфей.

Третье уподобление: Мф.13:

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

В этой притче Господь уподобляет Царство Небесное хлебной закваске (т.е. дрожжам). Почему? Что Он хочет нам этим сказать и показать? К чему относится это уподобление?

Смотрим на конечную цель процесса: чтобы все смешение (три меры муки + закваска + вода + соль) подошло и было готовым к выпечке. Отсюда мы разумеем, что это подобие относится к личному аспекту Царства Небесного. Три меры муки показывают нам на тричастное естество человека. В это естество женщина, которая в данном случае знаменует собой Церковь Христову, в купели Крещения вкладывает в каждого нового рожденного в купели насельника Царства Небесного особую меру благодати Божией, которая сообразно своей силе незримо и необъяснимо действует в человеке, переделывая его тричастное естество – дух, душу и ум, а затем и само тело, в новое, годное для Царства Небесного качество – тесто для выпечки.

Затем это тесто нужно лишь выпечь в огне испытаний, чтобы оно стало хлебом, годным для Царства Небесного. Со стороны поданного Царства Небесного требуется лишь смиренное отдание действию благодати, сохранение всех условий всквашивания, достаточное количество влаги – т.е. плача и слез, и соли – т.е. аскеза и прочие средства активного сопротивления греховному гниению.

Мы видим, что эта притча дополняет предыдущую притчу о горчичном зерне, раскрывая образование качества насельника Царства Небесного, которое есть малое Царство Небесное внутри человека.

Поскольку Большое Царство Небесное будет состоять из Царя и Его подданных и насельников Царства, то справедливо и сам процесс изготовления качества насельника Царства уподоблять всему Царству Небесному.

Эту притчу справедливо поставить рядом с предыдущей в один ряд.

Четвертое уподобление: Мф.13:

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

В этой притче наш Царь и Господь уподобляет Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле.

Нам надо уяснить себе, что такое сокровище, поле и человек. А также то, что означает продажа всего, что имеет этот человек, и покупка поля со скрытым в нем сокровищем.

Царство Небесное состоит из Божества и божественного, т.е. всего того, что Бог создал для его вечного и блаженного пакибытия, организации, жизни и деятельности.

Мы люди относимся к божественной части Царства, ибо созданы Богом быть его насельниками. Мы входим в Царство Небесное неотъемлемой частью, но сами не являемся им. Можно сказать, что есть мы (спасенные и святые люди), и есть наше Царство Небесное во главе с нашим Царем и Богом. Тогда в рассматриваемой притче мы должны понимать под сокровищем Царство Небесное в большом его (устройство вечной жизни) и в малом (внутри нас) значениях.

Для Царства Небесного в большом смысле полем является земная жизнь человека, в которой он должен в поте лица добывать себе духовный и телесный хлеб. В каком-то месте жизни каждого из нас спрятано сокровище – Царство Небесное, в виде Евангельского благовествования и возможности подготовить свой вход в него, именуемой спасением. Наш Господь и Его Апостолы проповедовали именно Евангелие Царствия: Мф.4,23: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия». И в самой проповеди постоянно звучат два важнейших предмета – покаяние и Царство Небесное: Мф.4,17: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние является для нас дверью или мостом в Царство Небесное, вот почему его справедливо можно называть сокровищем сокровища.

Вместе с Царство Небесным мы обретаем и покаяние, а вместе с покаянием – Царство Небесное.

По внутреннему человеку под полем должно понимать самого человека, а в особенности его дух, именуемый сердцем.

Молитвенно покаянным трудом мы находим на этом поле дивное и неизреченное сокровище – Господа Бога Духа Святого – Первого для нас Царя Небесного. Мы находим Его и обретаем именно для себя! Теперь это наше личное Сокровище!

Двоякое обретение Царства Небесного – внутри себя и как вход в Него в нашей жизни – приносит человеку великую и ни с чем не сравнимую радость! Человек, обретший Бога Духа Святого своим Сокровищем, а вместе с Ним и обручение с пакибытием в Царстве Небесном, радуется и не нарадуется своему счастью и своей находке! Однако радуясь, он опасается и боится утратить это Сокровище или позволить кому-то отнять его! Вот почему он утаивает свою находку от всех, идет и делает обмен своего прежнего ложного «сокровища» (всего ценного и значимого, что он имел до обретения Бога) на найденное истинное Сокровище. Человек посредством мироотречения и разумной аскезы отказывается от всего, что он имеет (ибо оно больше не ценно в его очах и лишь служит ему помехой) продает все это ради приобретения поля с Сокровищем! Обладая полем, он обладает и Сокровищем. Так человек приходит в себя, возвращается к себе самому истинному, возвращается к Богу и примиряется с Ним, в виде Небесного Царя, и овладевает своим полем – сердцем, – отдавая его Богу Духу Святому! Тогда он вслед за царем и пророком Давидом взывает: «Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей!»

Пятое уподобление: Мф.13:

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

В этой краткой притче наш Господь и Учитель Иисус Христос уподобляет Царство Небесное драгоценной жемчужине, которая заметно превосходит все прочие жемчужины.

Купец – это опытный в торговле и оценке вещей человек. Его не удовлетворяет жизнь у корыта и борьба за то, чем оно наполнено. Он ищет истину в виде драгоценных жемчужин, ибо еще не познал, что Истина есть лишь одна – Иисус Христос и Его Царство. Но его поиск и стремление к истине позволяют Богу обратить его к Себе через его опыт. Бог предлагает ему настоящую драгоценность в виде одной дивной жемчужины, мимо которой ему никак не пройти. Этой жемчужиной является благая весть о Христе и Его Царстве, которая разительно отличается от всех прочих вестей и человеческих мнений. Она приносит в душу мир, покой и стройную радость о приобретении подлинного сокровища.

Купец сразу понимает ценность предложенной ему драгоценной жемчужины и делает то же, что и человек, нашедший сокровище на поле. Он идет и всё, что у него есть, продает и приобретает эту драгоценную жемчужину – Царство Небесное.

Эта притча вторит предыдущей притче о сокровище на поле. В этих притчах Господь научает нас ценить встречу с Ним, Его благовестие и Царство Небесное более всего на свете! Господь наш научает внимающего Ему человека, что обретение Его Царства, которое не от мира сего, несовместимо с привязанностью к богатствам и вещам сего мира.

Для приобретения Царства Небесного нам должно отречься от мира сего со всем, что в нем. Нам должно все свое внимание, всю заботу, все стремление, всю деятельность сосредоточить только на Царстве Небесном, дорожа им, как самым лучшим сокровищем и самой драгоценной жемчужиной.

Шестое уподобление: Мф.13:

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

В этой эсхатологической притче наш славный Господь уподобляет Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода.

Под морем должно разуметь весь мир, а под неводом – благую весть (проповедь) о Царстве Небесном и его Царе Христе.

На земле Царство Небесное представлено в лице Церкви Христовой. После второго пришествия Христа в открывшейся вечности границы Церкви сольются с границами Царства Небесного. Пока же Царство Небесное и Церковь не совпадают, но имеют в себе один и тот же состав в лице всех спасенных людей. Однако пока в Церкви этот состав (вошедших в Царство Небесное) не выделен. В ней до времени Божьего суда перемешано доброе и худое. На суде произойдет отделение худого от доброго. В этой части эта притча с эсхатологическим акцентом подобна притче о пшенице и плевелах, посеянных на поле. Вот почему ее можно поставить рядом с ней.

Наполнение невода – это завершение благовествования о Царстве Небесном и проповеди покаяния. Вытаскивание невода на берег означает воскрешение всех людей и поставление их на последний суд Божий. «Сев» – указание на суд Божий. Собрание хорошего «улова» в сосуды – это решение суда Божьего в отношении праведных. Сосуды – это обители Царства Небесного. Худое – это отвергнутые Богом нечестивцы и нераскаянные грешники, осужденные Им на вечное изгнание и вечную изоляцию в мучениях. Выбрасывание негодных вон означает помещение нераскаянных грешников в узилища ада.

Господь прямо сказал в этой притче, что она относится к кончине века, что отделение злых от среды праведных будет совершаться Ангелами Божьими на суде Божьем, сразу после вынесения Господом приговора. Господь прямо открывает нам об участи злых и нераскаянных людей – они будут ввержены в печь огненную, т.е. в вечный адский огонь. От нестерпимости мучений страдающие за свой злой выбор грешники будут напрасно плакать и скрежетать своими зубами.

Седьмое уподобление: Мф.18:

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

В этой эсхатологической притче Господь уподобляет Царство Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Этот расчет – суд и подведение итогов жизни каждого человека – будет происходить на последнем Божьем суде, именуемом страшным и неумытным (неподкупным). Этот суд завершится или наградой в виде вечного закрепления в Царстве Небесном, или изгнанием из Царства на вечное пребывание в мучениях ада. По этому мотиву эта притча совпадает с притчей о пшенице и плевелах и с притчей о неводе. Однако в ней есть своя особенность. Господь, кроме повторения важной истины о суде и разной участи праведников и нечестивцев, научает нас важному практическому уроку, исполнение которого на деле поможет нам войти в Царство Небесное. Этот урок состоит в отношении к нашим долгам Богу и друг ко другу.

Все мы и каждый из нас являемся неоплатными должниками пред нашим Творцом Господом Богом. Господь готов лишь за наше признание себя грешными и за деятельное покаяние простить человеку все его грехи. Однако это прощение условное, ибо оно поставлено в зависимость от исполнения нами одного важного требования. Без исполнения этого требования всуе все наши труды, подвиги и молитвы.

Это истину мы находим и каждодневно повторяем в Господней молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Эта притча более ярко и подробно показала нам это условие Божие, связующее прощение нам Богом наших безчисленных грехов с прощением с нашей стороны тем людям, которые согрешили против нас.

Под царем должно понимать Небесного Царя Господа Бога Иисуса Христа. Под рабом-должником – грешного человека. То, что этот человек назван словом «некто», говорит нам о том, что этот человек не является сыном Царствия Небесного, но есть случайно пришедший в Церковь человек. В качестве долга этого раба Господь для примера берет огромную сумму в 10 000 талантов.

Талант – это весовая мера серебра, а динарий – серебряная монета. По весовому пересчету можно сказать, что один талант серебра равен примерно 10 800 серебряным динариям. Тогда 10 000 талантов равны 108 000 000 динариев.

На самом деле долг любого человека пред Богом безконечный. В притче эта безконечность представлена огромной по тем временам суммой. Это сделано для наглядности и для возможность сравнить эту сумму в 108 миллионов динариев с суммой долга его товарища в 100 динариев.

Раб этот потрудился в молитве ради получения прощения своего долга: «тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Мы видим, что должник проявил деятельное смирение – пал и кланялся Царю, а также умолял царя дать ему время, чтобы отработать свой огромный долг. Он не просил прощения долга, но время для его отрабатывания.

Даже такое формальное покаяние и смирение вызвали у Царя чувство милосердия к этому должнику, и Он просто простил все его грехи без всякого их отрабатывания с его стороны.

Казалось бы, получив такую великую милость паче всякого чаяния, этот раб должен был благодарить Бога и простить от сердца все долги ему со стороны людей. Однако этого не случилось. Неправильное устроение этого должника открылось в его жестоком и немилосердном отношении к его товарищу, который был должен ему малую сумму в 100 динариев.

Жестокость этого раба к товарищу проявилась в том, что он сам схватил его и стал душить, требуя уплаты всей суммы долга. Его товарищ пал к его ногам и умолял его дать ему отстрочку для отрабатывания долга. Он просил этого жестокосердного раба о том же, о чем сам этот раб просил у Царя. Сумма долга рабу по сравнению с его долгом Царю была такой малой, что терпеть бы ему пришлось немного времени. Однако этот нечестивый и неблагодарный раб проявил крайнюю жестокость в отношении своего товарища. Он посадил его в темницу (тюрьму), пока тот не отдаст весь долг. О таком жестоком поступке этого раба в отношении своего должника донесли Царю. Царь призвал к Себе этого раба и справедливо высказал ему: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? Разгневавшись, Царь отдал негодного раба истязателям до тех пор пока он не отдаст весь свой долг».

Истязатели – это бесы, а темница – ад. Поскольку долг этого раба пред Богом безконечный, то слова «пока не отдаст весь свой долг» означают вечность, т.е. вечное мучение за свой долг пред Богом. Причем к этому вечному мучению этого негодного раба привел не его безконечный долг его грехов, а его немилосердие к своему товарищу должнику.

Вот почему в конце этой притчи Господь, обращаясь к каждому верующему в Него, подводит итог притчи, в котором открывает нам волю Свою и духовный закон, исполнение которого позволяет нам получить прощение всех наших безчисленных грехов и вход в Царство Небесное:

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Восьмое уподобление – хозяин и наемные работники:Мф.20:

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

В этой притче наш Господь сравнивает Царство Небесное с хозяином дома, нанявшим наемных работников в свой виноградник. Эта притча о договоре, соблюдение которого гарантирует вход в Царство Небесное. Она показывает нам возможность входа в Царство Небесное через деловое сотрудничество посредством выполнения условий договора. Однако выполнение договора требуется только со стороны наемных работников. Со стороны Хозяина Дома – под которым должно понимать Господа Бога Иисуса Христа, призвавшего людей в Свое Царство – исполнение договора требует лишь выплаты обусловленной суммы, но это не ограничивает Хозяина и Он может дать больше договоренной суммы. Это показывает нам, что вход в Царство Небесное для наемников происходит по милости Божией, а не за количество и качество их работы. Господь ценит в наемнике саму готовность поработать на Него, поработать хотя бы один час из целого дня.

Здесь нам должно остановиться на разумении категории людей, получающих милостью Божией вход в Царство Небесное. Таких категорий три, но есть дополнительная категория для малого числа людей. В порядке убывания эти категории выглядят так: сыны Царствия, наемники Царствия и рабы Царствия. Дополнительной категорией можно считать помилованных паче всякого чаяния, которых можно назвать рабы сынов Царствия. Эти категории сохранятся и в вечности, в Царстве Небесном. Конечно, рабы Царства Небесного не будут в положении земных рабов, т.е. безправными орудиями чужой воли. Они будут блаженными рабами Бога Вышнего. Их рабство будет проявляться в их местоположении (т.е. вне Дворца Царя) и в некоторых ограничениях по сравнению с другими насельниками Царства Небесного. Они будут жить по предписанию Бога, а не свободно. Также и наемники Бога будут иметь преимущество по сравнению с рабами, но значительно уступать сынам Царствия. Еще больше ограничений будет у рабов сынов Царствия.

Итак, хозяин дома – т.е. Царь Царства Небесного Иисус Христос (в вечности у Него будет новое, вечное имя) – с раннего утра нанимает людей, желающих поработать в Его винограднике. Под виноградником должно разуметь Церковь Христову, а под домом – Дом Божий или Царство Небесное. День – это все время между двумя пришествиями Христа Бога.

Господь призывает людей потрудиться в Его Церкви на Его условиях, обещая им за это вход в Царство Небесное и жизнь вечную. Наемники призваны верить Хозяину, уважать Его, слушаться Его, быть трудолюбивыми и исполнительными, но они не обязаны любить Его так, как Его сыновья. Наградой за согласие потрудиться является динарий, т.е. такая благодать, которая позволяет человеку пройти в Царство Небесное, чтобы там жить вечно.

В личном плане под днем можно понимать время земной жизни отдельного человека.

Мы знаем, что призыв Божий случается у разных людей по-разному. Кто-то призывается и даже освящается от чрева своей матери. Кто-то призывается с младенчества, кто-то с отрочества, кто-то с юношеских лет, кто-то с молодости, кто-то со зрелых лет, кто-то в престарелом возрасте, кто-то в глубокой старости и, наконец, бывают и такие, которые призываются в последний час, т.е. перед самой своей кончиной. Время призыва человека зависит от Бога и Его судеб, которых нам не дано знать и понимать.

В историческом "дне" призываются народы, которые по их обращению ко Христу образуют свои поместные Церкви. Малые народы примыкают к ближайшей к ним поместной церкви.

Наемник – это расчетливый деловой человек. Он ценит вечную жизнь и Царство Небесное, как деловой человек, полагая большим успехом получение входа в Царство Небесное. Однако психология у наемника наемническая (как у рабов рабская). Наемникам, как и рабам, не хватает любви к Богу. Вот почему им нужно будет и в Царстве Небесном целить этот недуг вкушением листьев с Дерева Жизни. Наемническая психология научает человека во всем видеть свою корысть. Он живет не из любви, а из соображений корысти. Понимая, что вечная жизнь, жизнь с Богом лучше, чем вечные мучения в аду, наемник выбирает ее, видя ее корыстной для себя. Корысть – это его главный стимул. Бог использует этот стимул для спасения людей с психологией наемников, однако наемники могут ошибаться в своих расчетах из-за своей психологии.

Подобный просчет случился и с наемниками из притчи. Нанятые раньше других полагали по своему земному опыту, что им заплатят больше, чем тем, кто пришел позже. По желанию корысти они забыли о своем договоре и установленной плате. Видя милость Божию к пришедшим позже, они тут же включают ее в свой корыстный расчет, ожидая умножение своей платы вопреки условиям договора. Не получив ожидаемого, они под действием зависти начинают роптать на Хозяина, требуя, как им кажется, "честно" заработанного.

У пришедших позже есть чувство вины. Вот почему у них нет расчета и требований к Хозяину. Они счастливы, что им заплатили, т.е. впустили в Царство Небесное. Потрудившиеся весь день выражают свое недовольство и нагло предъявляют свои требования о повышении заработка за их труд у Хозяина. За такую наглость они теряют и то, что имели. Их динарий падает в цене и остается лишь памятным знаком об утраченном ими Царстве. Оставаясь в числе многих званных, они не входят в малое число избранных!

Итак, основная проблема наемников – это ЗАВИСТЬ и завышенные ожидания по своей привычке к расчету и своей корысти. Проблема рабов – в ОСУЖДЕНИИ других и недовольстве своим положением. Кто не хочет быть покорным рабом Бога, тот становится рабом непокорного сатаны. Проблема сынов Царствия в соблюдении сыновней верности, в сыновней преданности и в сыновней любви.

Девятое уподобление – брачный пир:Мф.22:

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

Эта притча имеет такой же итог, как и предыдущая о наемниках в винограднике. Смысл итога в том, что из многих званных Богом людей мало кто откликается на Его зов всем сердцем и, идя узким и тесным путем самоотвержения и мироотречности, умудряется попасть в малое число избранных.

В данном случае званные – это все приглашенные человеком царем – под которым над следует понимать нашего Небесного Бога Отца – на брачный пир. Отец Небесный приготовил брачный пир для Своего Сына – Иисуса Христа.

Почему этот пир был именно брачным? Потому, что брак (особый союз по любви) между Христом и Его Церковью, состоящей из всех верных Богу людей во все времена и из всех народов, – это самое высшее торжество будущей вечной жизни, с которого и начинается для нас Царство Небесное. Мы, все верные, которые сохраним свое пребывание в Церкви незыблемым и неотпадным, непременно попадем в Царство Небесное в составе Церкви через Ее брак со Христом, который будет отмечен великолепным брачным пиром. Это будет уникальное, неповторимое, великое, всерадостное торжество, с которого и начнется жизнь вечная в Царстве Небесном! На этом божественном Пире мы (те счастливцы-избранные, которые будут иметь счастье присутствовать на нем) впервые узрим Господа нашего Иисуса Христа как нашего любящего Царя и вечного Жениха Церкви. Мы будем взирать на Него с великой любовью и благоговением, выражая Ему свою безпредельную благодарность и переживая высшую радость и неизреченное блаженство.

На этом пире все участники будут рассажены по своим местам, согласно их близости Богу, статусу и состоянию, добытому в земной жизни служением Христу и Его Церкви. Мы впервые познакомимся друг с другом, увидим нашу прекрасную и несравненную Царицу Небесную, Матушку Госпожу Богородицу и Приснодеву Марию (у Нее будет новое вечное имя), Иоанна Богослова, Предтечу и Крестителя Иоанна, святых Апостолов Христовых и всех прочих святых Божьих угодников (с их новыми именами). Мы будем видеть славу каждого из них. Мы будем силой и благодатью Бога знать житие и подвиги каждого, а также знать и помнить все новые имена святых и всех избранных. Все присутствующие будут знать нас, о нас и наши новые имена. Эти имена будут выдаваться нам при входе на брак, как некий дар нашего Царя и Бога и как некий пропуск на это величайшее Торжество. Раз ты получил от Бога свое вечное имя, значит, можешь достойно и с подобающей тебе честью войти на Торжество по случаю ее начала!

Однако приглашения на этот Пир посылаются Богом нам, людям, в течении всего времени между первым и вторым пришествием Христа Бога! Вот почему наше личное присутствие на Брачном Пире, открывающем для нас вечную жизнь и Царство Небесное, напрямую зависит от нашего отношения к зову Бога. Каким бывает это отношение, показывает наш Господь в этой притче.

Господь Бог Отец Небесный посылает Своих рабов – святых пороков, Апостолов Христовых, Евангелистов и проповедников к званным, чтобы пригласить их на брачный Пир Его Сына Иисуса Христа.

Рабами здесь названы святые Божьи служители и проповедники не в смысле своего рабского положения, а по качеству их верности и преданности Богу Небесному.

Как же званные ответили на приглашение Бога? Увы, они не захотели идти. По своему неверию или маловерию, по своей привязанности к тленному, временному и земному они отказываются от непонятного им и нежелательного небесного, нетленного и вечного.

Милосердный Господь опять посылает к ним Своих рабов, призывающих их придти на Пир веры и благодати, но миролюбцы «пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их».

Здесь уже у званных имел место не просто отказ идти, но осознанное предпочтение земного небесному, своего Царю и Бога князю мира сего сатане. Они не только пренебрегли зовом Божьим, но и проявили свою ненависть и свое противление Ему в лице посланных к ним рабов Божьих. Они оскорбили и убили Божьих посланников, оскорбив тем самым Господа Бога и показав свою решимость убить Его, если им предоставится такой случай. Такое злое и необратимое настроение и злой богопротивленческий выбор званных, после чего они стали сынами противления и геенны огненной, не могли остаться ненаказанным. Бог посылает Своих Ангелов – войска Свои, чтобы сжечь город миролюбцев – т.е. землю и все, что на ней, а убийц истребить из этой и вечной жизни ввержением их в геенну огненную.

Пока обреченные огню сыны противления доживают оставшиеся у них крохи своего времени, Отец Небесный посылает Своих посланников с призывом придти на Брачный Пир ко всем, кого только можно найти на распутьях мира сего в последнее время его бытия. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Удивительное дело и удивительна правда Божья! Отказ званных привел к тому, что пир наполнился теми людьми, которым об этом и мечтать было невозможно. Если Бог приготовил Пир на конкретное число людей, то Он сделает так, чтобы все места были заняты вновь приглашенными. Однако такая милость Бога позволяет попасть на Пир людям, не готовым к союзу с Богом. Что-то их привлекло, что-то понравилось, но они не хотят и не могут соединиться с Богом в брачном союзе по взаимной любви. Они хотят потреблять от Бога, не меняясь и ничего не отдавая от себя. Они все еще ветхие и тленные, в них господствует плоть и кровь. Брачное одеяние избранных – это нетление, приобретенное заслугами Христа, которое проявляется в их измененной благодатью Божией природе. Это новое качество их тел, светоносное и кристалловидное. У людей принято отличать друг друга по одежде. Так и здесь, одежда плоти является видимым знаком отличия избранных от званных, но недостойных.

Понятно, что на сам тот Небесный Брачный Пир никто из носящих "кожаные ризы" никак не сможет войти или попасть. Это в пространстве притчи приходится совмещать несовместимое, чтобы выявить важное, показать главное и предупредить о невозможном. Невозможность пребывания тленного и смертного на Брачном Пире нетленных и безсмертных показана в притче на примере человека, попавшего на приточный пир без брачной одежды. Результатом его несоответствия и плодом лукавства этого человека явилось страшное Божье о нем определение: «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».

Итог этой притчи – «много званных и мало избранных» – разделяет людей по их отношению к зову Божьему и по их одежде, т.е. качеству их телесной природы. Те, кто заслугами Христа, своими трудами и благодатью Божией изменят себя по образу Христа и обновятся из мясной плоти и крови в новую световую и кристалловидную природу человеческих тел, годных для вечной жизни с Богом, те попадают в число избранных. Оставшиеся в ветхом состоянии отвергаются Богом и отсылаются на вечное несгораемое горение в узилищах ада.

Десятое уподобление – десяти девам:

Мф.25:

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;

11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

В этой притче Господь уподобляет Царство Небесное 10 девам, которые, взяв светильники свои, вышли на встречу Жениху. Собственно на этом и заканчивается уподобление, ибо затем идет описание по разделению этих дев на две группы и о их подготовке к встрече с Женихом.

Под Женихом должно понимать Господа Иисуса Христа в Его втором пришествии.

Кто же такие девы? Разве это просто какие-то люди? Что нам дает описание десяти человек? К тому же речь идет лишь о женском роде и только о девах. Могут ли девы представлять весь состав Церкви Христовой? Ясно, что не могут. И разделение дев половина на половину по отношению входа в Царство Небесное не подходит к общему числу членов земной Церкви Христовой. Итак, под девами нельзя понимать простых христиан.

Под девами следует понимать поместные исторические церкви, которые должны сохранять свою верность Жениху Христу и свое девство – в виде чистоты догматического учения. Ко времени пришествия Христа таких церквей будет десять. Из них пять не сохранят спасительную благодать, символически указываемую в притче под видом елея.

Светильники у дев – это святые угодники Божьи, сияющие в данной церкви в последнее время. У юродивых дев – которые символизируют церкви, которые формально сохранили православные догматы и вид, но утратили покаяние, моление именем Иисуса Христа и силу благочестия – отнята спасительная благодать и не может быть подлинных светильников в лице святых. Их «святые» – это не право и не богоугодно возвеличенные человеческим мнением прелестники. Вот почему они легко и быстро гаснут на ветру скорбей мира сего.

Попытка позаимствовать благодать юродивыми церквями у благодатных церквей обречена на провал. Времени же вернуть спасительную благодать в юродивые церкви у этих церквей (даже в случае их искреннего покаяния) нет. Это четко обозначил Господь в притче: «и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились».

Описание прихода к дверям Царствия юродивых дев имеет место только в приточном пространстве. На самом деле после начала пира (который будет после страшного Божьего суда) никто уже из отверженных церквей и людей не сможет прийти и проситься в Царство Небесное.

Но для назидательности Господь в притче показал нам страшный отказ Бога юродивым церквям, просящимся в Царство Небесное: «истинно говорю вам: не знаю вас».

Подводя итог, Господь предупреждает всех нас о внезапности Его пришествия и подвигает нас жить, дорожа временем, в бдении и молитве: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Однако в этой эсхатологической притче Господь наш пророчески предсказывает общее состояние для всех верных и не верных Ему последнего времени: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Вот почему не следует удивляться духовной дремоте и сну верных в наше последнее время. Но именно для них Господь и сказал свое назидание: «бодрствуйте», чтобы эта дрема и сон не были бы глубокими и погибельными (т.е. не лишали бы спасительной благодати).

3. Беседа с Никодимом (Иоан. 3:1—21)

Изгнание торгующих из храма и чудеса, совершенные Господом в Иерусалиме, так сильно подействовали на иудеев, что даже один из «князей», или начальников иудейских, член синедриона (см. Иоан. 7:50) Никодим пришел ко Иисусу ночью, очевидно желая слышать Его учение, но опасаясь навлечь на себя злобу своих сотоварищей, враждебно настроенных по отношению к Господу. Придя к Господу, Никодим называет Его: «Равви», т. е. «учителем», тем самым признавая за Ним право учительства, которого, по воззрению книжников и фарисеев, Иисус, как не окончивший раввинской школы, не мог иметь. Это уже доказывает расположение Никодима к Господу. Затем он называет Его «учителем, пришедшим от Бога», признавая, что Он творит чудеса соприсущею Ему Божиею силою. Говорит это не только лично от своего имени, но и от имени всех уверовавших в Господа иудеев, может быть, даже кое-кого из фарисейской секты и из членов синедриона, хотя в основной массе своей эти люди несомненно были враждебно настроены к Господу. Вся дальнейшая беседа замечательна тем, что она направлена на поражение ложных фантастических воззрений фарисейства на Царство Божие и условия вступления человека в это Царство. Беседа эта распадается на три части:1) Духовное возрождение, как основное требование для входа в Царство Божие, 2) Искупление человечества крестными страданиями Сына Божия, без которого невозможно было бы наследования людьми Царства Божия, и 3) Сущность Суда над людьми, неуверовавшими в Сына Божия.

Тип фарисея в то время был олицетворением самого узкого и фанатического национального партикуляризма: «несмь, якоже прочие человецы». Фарисей считал, что он уже по одному тому, что он иудей, а тем более и фарисей, тем самым есть непременный и достойнейший член славного Царства Мессии. Сам Мессия, по воззрениям фарисеев, будет подобным им Иудеем, который освободит Иудеев от чужеземного ига и оснуёт всемирное царство, в котором Иудеи займут господствующее положение. Никодим, очевидно, разделявший эти общие для фарисеев воззрения, хотя, может быть, в глубине души и чувствовавший ложность их, пришел к мысли, не есть ли в самом деле Иисус, о замечательной личности Которого распространилось так много слухов, ожидаемый Мессия. И он решил сам пойти к Нему, чтобы удостовериться в этом. Господь и начинает Свою беседу с ним с того, что сразу же разбивает это ложное фарисейское воззрение.

«Аминь, аминь глаголю тебе», говорит Он ему: «аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия», т.е. недостаточно быть по рождению иудеем: нужно полное нравственное перерождение, которое дается человеку свыше, от Бога, надо как бы заново родиться, стать новою тварью (в чем и состоит сущность христианства). Так как фарисеи представляли себе Царство Мессии царством чувственным, земным, то нет ничего удивительного, что Никодим понял эти слова Господа тоже в чувственном смысле, т.е. что для входа в Царство Мессии необходимо вторичное плотское рождение и высказал свое недоумение, подчеркивая нелепость этого требования: «Како может человек родитися, стар сый? Еда может второе внити во утробу матери своея и родитися?» Тогда Иисус разъясняет ему, что Он говорит не о плотском рождении, а об особом духовном рождении, которое отличается, как причинами, так и плодами, от рождения плотского. Это – рождение водою и Духом. Вода является тут средством или орудием, а Святый Дух – Силою, производящий новое рождение, как Виновник нового бытия: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие». Это новое рождение отличается от плотского и по своим плодам. «Рожденное от плоти плоть есть» – когда человек рождается от плотских родителей, то наследует от них первородный грех Адамов, гнездящийся во плоти, мыслит сам плотское и угождает плотским страстям и похотям. Эти недостатки плотского рождения, и исправляются рождением духовным: «Рожденное от Духа дух есть». Кто принял возрождение от Духа, тот сам вступает в жизнь духовную, возвыш