Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социологические идеи Античности.



В истории общественной мысли эпохи античности принято выделять несколько периодов, ранний и классический период. Ранний период античности (VII-V вв. до н.э.) связан с возникновением древнегреческой государственности, делением общества на свободных, занимающихся политикой и духовными занятиями, и рабов, чьим уделом был физический труд.

Софистика: Протагор – основоположник. Объяснял возникновение общ-ва с помощью мифов. Не м.б. гос-ва, если им будут владеть только некоторые. Люди наделены способностью жить в общ-ве, но их надо учить этому и развивать эту способность воспитанием. Общество – явление искусственное, в отличие от природы.

Временем расцвета социально-политических идей античности стал классический период V-IV вв. до н.э. Одним из первых мыслителей, обосновавшим общественное развитие как естественно-необходимое изменение природного состояния, был Демокрит. Наилучшими формами правления, по Демокриту, являются демократия и аристократия.

Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Среди них выделяются два гиганта —Платон (428/427 — 348/347 гг. до н. э.) иАристотель (384 — 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаи­моотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.

Поскольку в античности "об­щество" и "государство" не различали, то оба понятия употреб­лялись в качестве синонимов. Платон. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. Егоглавный тезис правиль­ное государство можно обосновать и построить с помощью на­уки, которая начинает с критического анализа социальных про­блем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напря­женности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим де­лом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граж­дан, сословий, классов (социальное разделение).Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса',высший, со­стоящий из мудрецов, управляющих государством;средний,включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка;низший, состоящий из ремесленников и крестьян. В современном обществе высший класс наделен огромны­ми привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью.

Аристотель. У него опорой порядка выступаетсредний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатаяплутократия и лишенный собственностипролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстране­на от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько соб­ственности, а то, как ее используют. Частная собственность развивает здоровые эгоистические ин­тересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каж­дый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множе­ство потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллектив­ной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При час­тной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Прав­да, чрезмерное неравенство в собственности опасно для госу­дарства. Совершенной формой государственного устройства является полития, сочетающая в себе лучшие черты аристократии и демократии. При этом гражданами в таком государстве, прежде всего, признаются имеющие собственность представители «среднего класса», которые и участвуют в управлении государством.