Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Средневековые модели описания общества. Фома Аквинский о законе, человеке, государстве и церкви.



Человек – это часть, подчиняется своему сословию, общине, сословие подчиняется обществу, все подчиняются богу. Общество постоянно сравнивается с телом, тело имеет члены, которые выполняют функции, каждый из членов должен выполнять только свою функцию – тогда всё будет в норме. Государство или общество – тело: есть душа (духовенство), руки (рыцари), ноги (крестьяне). Отсюда – трехчастная модель средневекового общества – молящиеся, воюющие, трудящиеся.

В 12-13вв. происх. расцвет общ-ва, возник. города, создаются дробные классификации, несколько десятков демографич-их, соц-но-статистич-х и профес-х групп. Отдельно молодежь, дети, монахи, приходские священники и т.д. В основе их создания священники. Усложнившееся средневек. общ-во уже не вписывалось в 3-х частную модель.

Фома Аквинский (1225-1274)- доминиканский монах, учёный-богослов.Повторил Аристотеля в том, что государство или общество возникает из стремления людей к благу. По своей природе, но не по физической способности, человек был наделен потребностью добывать пропитание с помощью своих рук и разума. В одиночку он не мог этого сделать (физически), но у него был язык, речь. Человек – это самое коммуникативное животное. Самой природой он предназначен к такой жизни. Общество нужно не только для физического выживания человека, но еще оно имеет моральную и интеллектуальную функцию. Человеку нужно общ-во (гос-во), чтобы реализовать себя как личность. Возникновение гос-ва, человеческого общ-ва было первоначальным божественным замыслом. Гос-во имеет своей целью благо, оно самодостаточно. Церковь имеет ту же цель, оно также автономно. Дело церкви – самое важное, спасение и подача блага; но дело гос-ва не менее важно – обеспечение условий для деят-ти церкви. Гос-во должно поддерживать правопорядок, законность, заботиться о благополучии и благосостоянии людей. Гос-во должно считаться с церковью в духовных вопросах.

Ф.А. разработал особую теорию законов, все законы связаны между собой нитями субординации. 1) Вечный закон – Вечный закон заключен в боге, тождественен ему; существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. 2) Естественный закон – отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей. 3) Человеческий (позитивный) закон, его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. 4) Божественный закон. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-1, человеческий закон не может полностью истребить зло. Во-2, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его и призвано такое авторитетнейшее в глазах христиан руководство, как Библия. 5) (по лекции, в инете говорится только о четырех законах). Закон греховного побуждения – закон, который исходит от чувственной, животной стороны.