Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социальные идеи эпохи Возрождения и Реформации.



Основные черты культуры В.: 1. Антропоцентризм. ч-к в центре картины мира. Ч-к - существо неопределенное, т.к. Бог предоставил ему возможность продолжать творить мир и при этом продолжать творить самого себя. Чел оказывается богоподобным, он так же творец. 2. Гуманизм – реабилитация материально-телесной стороны человеч бытия. Прекрасен именно физич, телесный ч-к, т.е наслаждаться жизнью, пользоваться своей красотой не греховно, а прекрасно, т.к. именно бог дал человеку тело возможность этим телом наслаждаться. Пользуясь своим телом, ч-к выполняет божью волю. Но человек может не только подняться выше ангелов, но и опуститься ниже скотов. 3.Неоплатонизм. Он позволял прийти к особому эстетическому видению мира. В каждом земном создании есть отблеск божеств красоты, поэтому в мире все прекрасно. Везде есть отблески этой красоты. 4. Новые исторические сознания. Среднев историография делила историю на две части: до и после пришествия Христа. Мысль В. делит историю иначе: была античность, есть современность, средние века. Гуманисты начали воспринимать историю как последствие законченных историко-культурных веков. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, радикально переоценивающее старые традиции. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, иссл-ие природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевывает математика. Новые тенденции в науке получили отражение в творчествеЛеонардо да Винчи (1452—1519),Николая Коперника (1473—1543), ИоганнаКеплера (1571— 1630) иГалилео Галилея (1546—1642). В эпоху возрождения осознали, что античность пала, разрушилась, àее надо восстанавливать; античность превратилась в музу, и вернуть ее нельзя.

Данте «Монархия»: человечество должно стремится к царствию небесному, а так же к царствию земному => на земле д.б. мир, поэтому надо прекратить войны => д.б. единый император. Человек детерминирован двояким способом: богом и природой. Гуманизм Данте полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим являются его личные качества, а не богатство или положение.

Макиавелли: Соц. полит мысль отрывается от этической мысли (морали и дух. законов). В полит сфере главное власть и борьба за власть. Политик может преступить нормы морали для достижения своей цели. Единственной основой общества является власть. Общество создается и удерживается властью. Макиавелли отделяет политику от религ представлений. Политика автономная сторона человеческой деятельности, является воплощением свободной человеч воли в рамках необходимости (“фортуны”). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика, естеств. законы жизни и человеч психология.

Реформация - истор ситуация 15-16вв., в Ср и Зап Европе происходит широкое движение народных масс, революционное движение в Германии. Термин “реформация” выражает ту сторону движения, центром кот является критика монопольного положения католич церкви и ее учения. Р. была международным движением, она не закончилась с поражением Крестьянской войны в Германии, но продолжалась в дальнейшем революционном цикле. В 16в. Р-ское движение достигло апогея своего развития. В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Возникновение новых течений в католицизме, произошел раскол, протестантизм.

М. Лютер: 95 тезисов: между богом и челом не должно быть посредников, чел спасается только верой, церковь не явл священной организ-ей – это гос организация, в библии не д.б. потаенных смыслов, все д.б. понятно. Томас Мюнцер. Критиковал лютеранство за то, что в нем речь идет лишь о вопросах инд спасения и без внимания остается земной порядок. Идея необходимости установления соц равенства. Бог открывается тем, кто несет в себе Божью волю.

Реформация способствовала ликвидации монополии католической церкви и открывала путь к дальнейшему развитию общества. Зарождалась новая этика, позже овладевшая всей этикой Нового времени (требование автономности и свободы человеч личности). Р. обогатила философию познанием обществ процессов, оправдывала существование наднациональных церквей.

 

 

5. «Естественное состояние» и «общественный договор» в концепциях Т. Гоббса и Дж. Локка: сравнительный анализ.

У европейских мыслителей 17-18 вв. преобладал взгляд на общество как на искусственное изобретение человеч разума, рез-т соглашения между людьми и воли законодателей. Обществ договор в таком понимании выступал не просто как переход из одного естественного состояния в гражданское, а как процесс или акт перехода из дообществ/антиобществ состояния - в общественное. Договор выступал как реальный акт создания об-ва (гос-ва). При этом об-во - рассм как сумма составляющих его индивидов, руководствующихся прежде всего стремлением к самосохранению и благополучию и объединяемых в общ-во только договором, который заключается добровольно или вынужденно.

Т. Гоббс (автор теории общественного договора). «Левиафан» (1651): изложил теорию ОД в четкой форме. Появлению гос-ва предшествует «естественное состояние», «состояние войны всех против всех». В этой сит-ии естественным и необх выходом стан-ся ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общества. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение и называется ОД. Идеал гос-ва (Гоббс) - абс монархия, неограничен власть по отн к об-ву. Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.

Дж Локк: первонач. абсолютн свобода людей - не источник борьбы, а выражение естественности их равенства и готовности следовать разумн ест, природным законам, отсюда следует осознание того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функций отдать правительству, кот призвано обеспечить дальнейшее разв-е об-ва. Так достигается обществ договор между людьми, так возникает гос-во. Осн цель гос-ва - защита естеств. прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Гоббс подчеркивал абсолютную власть гос-ва над об-ом и людьми - Локк акцент внимание на том, что люди отдают гос-ву лишь часть своей ест свободы. Чем больше прав у ч-ка, тем шире круг его обязонностей. ОД предполагает ответственность гос-ва перед гражданами .Если гос-во не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает ест свободы - люди вправе бороться против такого гос-ва. Его идеал - английская конст монархия, в кот воплощено равновесие интересов личности и гос-ва. Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Локк первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

6. Специфика социальной философии английского Просвещения. «Шотландские моралисты»: идеи и представители направления.

Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью. 1707 – Шотландию присоединили к Англии. Особенности: 1)наиболее раннее просвещение; 2)это просветительское течение следовало за революцией. Шотландское Просвещение задумывалось о своем развитии уже в 17 веке; 3)оптимизм. Они не просто верили в прогресс, а их вера в прогресс опиралась на реальные, конкретные успехи Англии в экономич. и политич. сферах. 4)центр. проблематика – этическая и экономическая в тесной взаимосвязи. 5)шотландское просвещение имело свою характерную специфику.

Большинство шотландских мыслителей эпохи Просвещения разделяло следующие взгляды: (а) придание важного значения необходимости эмпирического изучения социальных учреждений; (б) отрицание чисто индивидуалистских оценок природы и происхождения социального порядка; (в) необходимость анализа общества с точки зрения естественного и нравственного порядка; (г) вера в открытие основополагающей модели причинности (общие принципы или законы) , объясняющей социальную действительность. Как и во Франции, шотландские мыслители эпохи Просвещения были оптимистами относительно будущего прогресса человеческих обществ.

Дэвид Юм. В центре внимания Юма – чел, с него начин построение об-ва . Больш роль в жизни чела играют впечатления и привычки. Те привычки, идеи, кот были усвоены в раннем возрасте, потом искоренить практически невозможно.

Общ-во образуется из взаимности интересов людей. Люди зависимы др от др им выгодно быть вместе. Справедливость возникает из чувства выгоды. Гос-во вторично (должно служить об-ву), об-во – первично. Нравственное чувство, на кот основывается об-во, исходит не из разума (мы его чувствуем). Гл. механизм соц воспитаниячастная собств-ть.

А.Смит Теория трудового общ-ва, в осн кот лежит нравств (моральное) чувство. Мораль осн на чувстве симпатии, кот присуще кажд челу. Чел – эгоист, стремится к собственному благу (но это не порок, это низшая форма добродетели). Особенность устройства об-ва: чел долж сделать благо окружающим, чтобы в ответ получ благожелательность окруж-их.→ В мире царит предустановленная гармония.

Стремление к выгоде → Разделение труда (полезно с соц точки зрения): через рынок, взаимн обмен люди оказ взаимосвяз-ми. Рынок – не только экон, но и соц-политич категория.

Миллар Джон—Отличительная особенность его подхода заключалась в выделении значения разделения труда, форм пропитания и собственности в понимании социальных отношений в целом.

Шефцберн: свойства человеч души: представления о прекрасном, справедливом, честном – лежат в основе «нравственного чувства», присущего всем людям от рождения. Природа чела влечет его к добру, от зла.

Мандевиль(«басня о пчелах»):чел эгоистичен; об-во основывается не на добродетели, а на эгоизме, наоборот: пороки людей способствуют процветанию об-ва. Вывод: «добро произрастает из зла». Эгоизм каждого, его желание улучшить свою жизнь дает благо всем. Не смотря на огромн различия с Шефцберном., одно общее: об-во – естественное образование, происходящее из природ-ных склонностей людей.

Хатчессон: Больше внимания уделял вопросам экономики, анализировал роль и значение разумного труда в развитии пр-ва и об-ва. Согласно Хатчесону, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам; добродетель заключается в содействии благополучию других; стимулом к совершению добродетельных поступков является их красота, а не проистекающая из них польза; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей.