Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Характерные черты социальных концепций французского Просвещения. Теория прогресса и понятие цивилизации.



Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность, отстаивающие атеистические воззрения. Именно Франция способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе — от Испании до России и Северной Америки.

П. - идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума",прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда - полит свобода и гражданское равенство.

Идея разума. Всем людям на земле независимо от эпохи присущ здравый смысл. Поэтому человечество может рассматриваться как единое целое. Все люди наделены ест светом разума. Отличие в степени господства предрассудков. С одной стороны свет разума, а с другой – тьма разума. Предрассудки разъединяют людей, а разум объединяет. Смысл истории – чтобы предрассудки рассеялись, а разум восторжествовал. Все просветители верили в прогрессивное развитие человечества под действием разума. В сер 18в просветители ввели понятие цивилизация – высшая точка человеч прогресса. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, с другой ,- всю совокупность достижений человеческого разума их воплощений в общественной жизни различных народов. Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности. Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии. Основоположник – Вольтер. Фр просветители рассматривали прогресс со стороны общества, а не смотрели на прогресс с точки зрения развития и изменения самого чел, его души. Затем появляется понятие культура. Человеч-во движется от низшего состояния к высшему. Вольтер считал, что все народы способны к прогрессу. Теорию прогресса сформировали Тюрго и Кондорсе: 3 ступени прогресса – теологическое состояние, метафизическое, научное. Кондорсе выделял 9 эпох развития человечества. Большинство просветителей придерживались деизма (Бог создал мир и удалился на покой, а чел дальше мир преобразовывает сам).

Кондорсе идею прогресса связывал не с просвещением монархов и правителей (как Вольтер, Монтескье), а с массовым движением индивидов, народов, наций, кот могут достигнуть высокой ступени развития благодаря применению техники, научным открытиям, совершенствованию нравов, правовых и полит институтов. Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Выделил десять этапов - эпох прогресса человеческого разума. Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека.