Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социологии и социальной психологии ХХ века.



М. считал, что законы трансформации общества наиболее полно раскрываются именно в условиях его развитого состояния. Основой выводов относительно общественного развития и его законов для М. стало материалистическое понимание истор процесса. М. выделил в качестве главного вида общественных отношений отношения экономические, наиболее сильно влияющие на все остальные структуры жизни общества.

В рамках материалистического понимания истории центральное место занимало учение об общественной формации Понятием «формация» М. охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития. «Ядром» общественной формации у Маркса выступает способ производства материальной жизни, включающий в себя две основные стороны: 1. производительные силы- отношение людей к преобразуемой ими природе, в том числе человека с его знаниями, трудовыми навыками и умениями, производственным опытом (личный элемент) и средства труда (вещный элемент). 2. производственные отношения- это вторая сторона общественного способа производства, вкл. отношения между людьми в процессе их производственной деятельности. Именно они в своей совокупности и составляют сущность той или иной общественной формации, выступающей как исторически определенная ступень развития общества. Маркс пишет о пяти сменяющих друг друга общественных формациях: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

Формации у М. делятся на две группы — базирующиеся на частной или общественной форме собственности. Общество начинает свое развитие с системы, основанной на общественной собственности (первобытнообщинная формация), и возвращается на самом высоком этапе своего развития (коммунистическая формация) к этой же форме собственности. В социологической концепции М. понятие общества выступает как взаимосвязь (иногда говорят совокупность) общественных отношении, главными среди которых выступают производственные отношения.

Базис(нижний этаж) - производственные отношения; Надстройка (2-й этаж) - духовн. сфера, идеи, теории, идеолог. отношения (схема-пирамида).

М. разделял общество на классы (про­летариат, капиталистов и земельных собственников). В основу разделения общества на классы был положен основной эконо­мический принцип — владения собственностью на средства производства и источника получения доходов. Именно этот фактор оказывает решающее воздействие на все стороны обществ жизни.

Разли­чия между этими классами в данном контексте выступают как различия эко­н источников доходов: труд — заработная плата, капитал - прибыль, земля — земельная рента.

Осн внимание – пролетариату, поскольку именно с его приходом к власти, с его исторической миссией М. связывал будущее человеческого общества.

Рабочий класс явно им идеализировался, особенно тогда, когда он про­возгласил интересы пролетариата масштабом и гарантом общественного прогресса и истинности социального знания.

!!! Характеризуя положение классов в условиях капитализма, М. не дал исчерпывающего определе­ния класса.

Что же такое, по М., класс? Общественный класс представляет собой, большую груп­пу людей, занимающую определенное место в процессе производства. Он характеризуется тем или иным отношением к средствам производства (владеет собственностью на них либо нет), схожими экономическими усло­виями, общностью деятельности, интересов, способов мышления, образа жизни, образования. Производительные силы и производственные отношения имеют «двуклассовый» или «межклассовый» характер. Они не могут в реальности создаваться только одним классом. Можно спорить о «вкладе» буржуазии и пролетариата в процесс их формирования, о том, как это делается. Одно очевидно: новые производительные силы и производственные отношения никогда не могут быть следствием деятельности лишь одного класса.

Соц. психология:Одно из важнейших открытий К. Маркса и Ф. Энгельса заключается в том, что они четко выявили активное воз­действие субъективного, в частности социально-психологи­ческого, фактора на все стороны общественной жизни, в том числе и на общественное производство. Подчинение развития общества объективным, независимым от воли лю­дей законам отнюдь не устраняет активности и сознатель­ной деятельности каждого человека. Не менее важным является вывод К. Маркса о роли потребности как исходной побудительной силы для всего процесса общественного производства и как предпосылки для его дальнейшего совершенствования. С удовлетворе­нием первых потребностей возникают новые потребности, более высокого порядка, требующие более сложной дея­тельности. Видное место в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса зани­мает характеристика доклассового общества, в том числе и социально- психологической стороны, а также изображе­ние тех социально-психологических сдвигов в обществен­ном сознании, которые сопровождали процесс становления классово-антагонистического общества. На основе анализа вновь возникших форм собственности и вместе с ними от­ношений эксплуатации и неравенства впервые в истории науки были объяснены причины падения нравственности и появления дурных наклонностей и влечений, распростра­нения лицемерия и жестокости, превращения жадности и эгоизма в норму жизни— социально-психологических явле­ний, которые четко обозначали собой процесс деморализа­ции общества при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому.