Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Психологизм. Его разновидности и значение для социологии и социальной психологии XX века.



В конце 19 в. в социологии усиливается психологическая тенденция. Усилению психологической тенденции в социологии способствовал кризис биолого-натуралистических тенденций. В науках о человеке, в том числе и социологии, был длительный период господства биологии. Сложные общественные явления ученые пытались объяснить, используя аналогии между явлениями биологическими и социальными. В конце ХIХ века идущий от Спенсера биологический редукционизм начал обнаруживать свою недостаточность и стал все чаще подвергаться критике со стороны представителей позитивизма. В поисках новых подходов биологический редукционизм пытаются смягчить, а затем заменить редукционизмом психологическим. Все это свидетельствует о том, что в процессе поисков новых подходов к социальным явлениям происходило уточнение предмета социологии.

Уорд Лестер Франк - американский основоположник психологического эволюционизма, первый президент Американского социологического общества. В основе его социологических воззрений лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера, но он высказывал чисто американское видение исследовательских и гражданских задач социологии. Первичной социальной силой Уорд называет желания, объединяющие в себе природное и социальное. Действуя в соответствии с ними, человек изменяет и условия своего существования и самого себя. Говоря об отличии социальной жизни от природы, Уорд подчеркивает ее телический характер, который, формируется на основе осознанного стремления к счастью (наиболее свободное проявление творческих сил человека) множества индивидов.

Гиддингс, Франклин Генри. В основной работе "Основания социологии" Гиддингс утверждает, что общественная эволюция - результат и физических и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет "сознание рода", благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируются, исходя из степени группового сознания.

Макдугалл Уильям (1871-1938) - английский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. Макдугалл разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт.

Большое влияние на формирование и развитие психологических исследований в применении к социологии оказали французские социологи Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Излишне психологизируя социологию, Тард обратил особое внимание на межиндивидуальное взаимодействие людей в поиске научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики. Ядро его социологической теории составляли <законы подражания>, т.е. он объяснял побуждения индивидов, а затем и весь процесс жизнедеятельности любого человеческого сообщества через стремление людей к подражанию. Лебон свои пихологические исследования посвятил изучению поведения целых народов, больших масс людей. Проблемы толпы и расы занимали центральное место в его творчестве. Европейское общество, утверждал он на основании проделанного анализа, вступает в новый период своего развития - в <эру толпы>, для которой характерно подавление воплощенного в личности разумного критического начала массовым иррациональным сознанием.

Психологический редукционизм явился следствием преодоления социологами биологического редукционизма. В явлении психологического редукционизма выделяют несколько типов:

1) коллективный психологизм- смысл этого подхода заключается в том, что психическое взаимодействие людей, вызываемое потребностью индивидов в общении, оформляется в виде коллективной психики. Понятие общества сводится к совокупности коллективных представлений. Общественные факты представляют собой повторяющиеся действия <психических сил>, поэтому основой социологии они считают коллективную психологию; 2) индивидуальный психологизм, который концентрирует свое внимание на изучении психологии индивида. Социальные отношения трактуются как отношения личностей. Главная задача исследователя - изучение особенностей участия личности в социальной жизни. 3) социальный психизм- этот термин предложен известным русским социологом Е.В. де Роберти, который пытался таким образом создать некий синтез двух предыдущих типов; 4) латентный психологизм- этот тип психологизма наиболее характерен для социологов бихевиористской ориентации: П. Сорокина, К. Тахтарева, А. Звоницкой и др. Исходной единицей анализа у них выступали <социальные связи>, <социальное общение>, <взаимные услуги>, <взаимодействие>, и социальные явления, таким образом, рассматривались как отношения межиндивидуальные, как психические взаимодействия.

К концу ХIХ века психологический подход проникает почти во все гуманитарные науки, а также в литературоведение и теорию искусств. Это вызвало постановку новых перспективных проблем в социологии, в частности, проблему ценностей, малых групп и др., что способствовало дальнейшей разработке теории личности и др. В ходе формирования психологических оснований социологического знания зарождался и получил развитие другой исключительно важный процесс: закладывались основы еще одной новой науки - социальной психологии.