Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Формальная социология Г. Зиммеля.



 

Z. - нем. философ и социолог, один из гл представ-лей поздней ф-фии жизни, основоп-ик формальной соц-гии. Социол-ое творчество Z. развернулось в эпоху «кризиса к-ры» — на скрещении многообразных старых и новых идей и тенденций. "Формальная" соц-гия - интегральная часть общефилософ-ой и культурно философской концепции 3им-ля. Ее основные понятия - "содержание" и "форма" . В совокупности взаимод-вий, реализуется общ-во. Задача "чистой" соц-ии - изучение и классификация форм, задача "философской" соц-ии - прослеживание истор-их судеб этих форм в связи с их культурно обуслов-ым содер-ем. 3. дал анализ и критику куль-ры совр ему капиталистического образа жизни в его внутренне противо-ых тенденциях: чем более формализуются соц и к-рные образования, тем более отчужденным от них оказ-ся индивид.

Z. – один из основоположников совр соц-ии. Соц-ия должна конституироваться не традиционным для соц-ых наук образом - посредством выбора особенного, не «занятого» др-ми науками предмета, а как метод. Конечной целью социол-го метода, практик-го в разл-х науках, явл-ся вычленение в их совокупном предмете особ-го ряда факторов, становящихся собственным предметом соц-гии. Практику применения социол-го метода в разл-х общ-ных науках, т. е. выявл-е закономерностей в рамках их традиц-го предмета, Z. наз-л общей социологией, описание и систематизацию чистых форм социации — чистой, формальной, соц-ей. Чистая соц-ия д. была служить выработке ориентиров, позволяющих иссл-лям в разл-х науках об общ-е подходить к своему предмету «социологично», а значит более осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения.

Первым и самым важным понятием в основе теории явл-ся «общество». Общество – процесс: общ-во порождается взаимод-ем; индивиды соедин-ся в общ-во, т.е обобществляются. Понятие обобщест-я означает- взаимод-вуя, индивиды делаются "общественными".

Соц-я должна изучать формы обобщ-ния. Понятие "форма" и тесно связан-е с ним понятие содержания этих форм – важнейшие понятия чистой, формальной соц-ии. Общество означает → отдельные люди связаны благодаря взаимовлиянию и взаимоопределению. Оно т.о., есть нечто функциональное, нечто такое, что создается индивидами. Поэтому след.говорить не об общ-ве, а об обоществленности. Задача формальной соц-гии не в том, чтобы разделить целостные соц-е образования на 2 части, а в том, чтобы тематизировать общ-во как межчел-кое, межиндивидуальное явл-е. Обобществление эта та форма, в кот индивиды на основании к-л общих интересов образуют единство.

Соц-ое явле-е имеет внешнюю и внутреннюю сторону форму и содер-ние. Соц-ог может изучить только форму. "Особые причины и цели, без кот никогда не происходит обобществление, образуют материал соц-го процесса; то, что дей-е этих причин, способствующих целям, вызывает среди их носителей именно взаимод-е, обобществление – это есть форма, в кот-ю облекаются эти содержания».

Сущность чел-ка – все его отнош-я, в кот он вступает. З. не ставил целью создать общую классифик-ю соц.форм. Он сделал предметом своих иссл-ний ряд аспектов и сторон соц-й жизни, выделенных им как формы из ее «живой» реаль-ти: господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образов-ие партий. Эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в разл рода группах и соц организ-х, могущих трактоваться как формы: в гос-ве и религиозном сообщ-е, в группе заговорщиков и эконом-ком объединении, в семье и художественной школе.

Социальные формы - продукт практич-го взаимод-ия индивидов и связанного с ним переживания и осознания реаль-ти. Война, семейная жизнь, научное общение – примеры форм взаимод-я. Их осознание включено в эти формы. Хар черты формы: 1) форма соотносит (сопоставляет) др с др неск содержаний, образуя единство (совок-ть); 2) становясь совок-тью (обретая форму), эти содержания отделяются от других; 3) форма структурирует (упорядочивает сопоставляемые) содержания.

2-ая категория соц. форм – соц тип. Чел-к, включ-ый в опред-го рода отношение, обретает некот-е хар-ные качества, кот-е явл-я для него сущностными, т. е. проявляющимися постоянно вне зависимости от природы того/иного конкретного взаимод-ия. Примеры социальных типов— циник, бедняк, кокетка, аристократ.

Хотя фактически, форма и содержание сплавлены соц-ия исходит из того, что одна и та же форма м. б. наполнена разными содержаниями, равно как и одно и то же содер-ие может выступать в разных формах. Формы обобщест-ия даже в обозримом буд-ем не удастся разложить на какие-то более простые элем-ты. Поэ-му формы м.б. сопряжены только с огранич-м кругом явл-й. Форма как феномен редко сущ-ет в чистом виде.

Охарактеризовав соц-ию как науку о формах, Зиммель не мог не обратиться к содержанию. Такой ход Зиммеля подверг критике Дюркгейм. Он говорил, что попытка Зиммеля включить в анализ содер-е приведет к значит-му размыванию границ соц-ии, почти все содерж-я в таком случае рассматр-ся как предмет соц-ии.

«Философия денег»: деньги- форм-ый критерий ценности, уравновешивающий всех и вся, людей м/д собой, вещи. Деньги –простанственно, а затем духовно отделяет чел-ка от принадл-щих ему вещей. Владелец отчуждается от владения. В этом процессе отчуж-ния люди теряют качества своей особости, становятся одномерными, перестают быть предпочитающими и предпочитаемыми.