Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социальная драматургия И. Гофмана.



И. Гофман (1922-1982) - американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Наиболее значительным вкладом Гоффмана в социологию является его исследование о символическом взаимодействии в игровой форме, которое он начал в 1959 году, когда вышла его книга «Представление себя другим в повседневной жизни»АнюталюбитЮру, и не прекращал на протяжении всей жизни, расширяя сферу исследования. Автор оригинального драматургического подхода в социологии, в котором идеи символического интеракционизма уникальным образом адаптируются к эмпирическому анализу социальной деятельности.

Для символического интеракционизма характерен тот взгляд на самость, что Я «...не есть органическое явление с конкретным местоположением (...) Поэтому анализируя Я мы отвлекаемся от его обладателя, от человека (...), поскольку этот человек и его плоть просто обеспечивает опору, на которой некоторое время будет удерживаться некоторый продукт коллективной деятельности». Иными словами Я индивида является продуктом социальной деятельности не просто самого индивида, а целой группы людей. В создании Я индивида самое активное участие принимает его окружение, референтная группа.

Основное внимание в рамках драматургического подхода уделяется двум аспектам. Первый — это интерпретация поступков, внешности, слов (дискурса) индивида его социальным окружением (интерпретация поступков политика электоратом). В процессе этой интерпретации и формируется социальное Я (в нашем переложении – имидж). Поступки, внешность, речи индивида рассматриваются как символы, выражающие его внутреннюю сущность. Именно это позволяет говорить о том, что драматургия И. Гофмана относится к символическому интеракционизму. Второе — это структура коммуникации, в ходе которой происходит формирование имиджа и социального я: каналы коммуникации, ситуация восприятия сообщений, структура порождения сообщений и т. п. Этот пункт позволяет говорить о концептуальной близости И. Гофмана к структурализму. И еще одно сближает драматургию И. Гофмана со структуралистской проблематикой – гораздо важнее не функция Я или имиджа, не их выразительность или значение, а принципы и нормы их функционирования: создания, интерпретации, влияния на других.

В рамках своего подхода И. Гофман описывал и развивал практики управления впечатлениями. Описывая эти практики социолог ввел следующие понятия, структурирующие драматургическую деятельность индивида:

Сцена. На сцене разворачивается показное поведение индивида, то есть на сцене индивид (или политик) совершает свои поступки, которые, по его мнению, должны повлиять на мнение о нем аудитории. Сцена может быть реальной (публичный митинг, выступление в телевизионной студии, встреча с избирателями), а может быть и виртуальной (газетная статься с описанием домашней, семейной обстановки; листовка с воззванием). Передний план. Сама сцена так же структурирована, и понятие сцены формируется в соотношении с другими понятиями: передний план, пространство за кулисами и т. п. Передний план — это не столько место, сколько сами поступки «на показ». Передний план акцентирует внимание на этих поступках. Авансцена. Диспозиция индивида (или политика), по отношению к другим действующим лицам (позиционирование политика). Обстановка задает контекст всем поступкам индивида (политика). Обстановка необязательно создана самим индивидом (политиком или его командой), наподобие декораций. Обстановка может и не контролироваться индивидом, политиком, его консультантами. Закулисная зона – это место где происходит деятельность, которая по тем или иным причинам не должна стать предметом публичного созерцания: подготовка к выступлению, маленькие и большие огрехи в поведении индивида и т. п. Именно в закулисной зоне работают все политконсультанты. И работа хорошего политконсультанта «на первый взгляд как будто не видна». Внешний вид. Именно внешний вид можно определить как имидж политика или индивида. Главная функция внешнего вида – выразительность. Имидж можно интерпретировать как набор символов, идеологических маркеров, отсылающих к идеологии кандидата, к его политической «сущности». Мистификация отличается от обмана. Обман — это распространение ложных сведений о себе, использующий те способы распространения информации, которые находятся под контролем индивида. Речь, поскольку она полностью контролируется индивидом, может обманывать. Мистификация же — это способ распространения ложной информации, который использует способы распространения, которые, по мнению аудитории, не может быть подконтрольна политику. Примером мистификации может служить распространение сведений, не соответствующих действительности "третьим лицом", которое якобы не заинтересовано ни в агитации «за», ни «против» кандидата. Конечно, за кулисами политик может договориться о поддержке, но эта договоренность так и должна остаться скрытой от аудитории.