Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде



(Мф.19:16-30; Мк.10:17-31; Лк.18:18-30; Заиорданье, 30 г.)

 

Богатый юноша, «некто из начальствующих», подбегает и, падая пред Господом на колени интересуется: что делать, дабы «наследовать жизнь вечную». Встреча юноши со Спасителем происходила по пути в Иерусалим, куда Он уже шел на предстоящие страдания.

Юноша обратился: «Учитель благий!». Господь на это ответил: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» - т.е., если ты обращаешься ко Мне как «учителю», то не следует Меня называть «благим», ибо второе присуще только Богу.

На предложенный вопрос Господь дал ответ: «если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Юноша возможно предположил, что Господь говорит о каких-то особенных заповедях, и потому спросил: «Какие?».

Но Господь указал ему на обыкновенные заповеди Десятисловия, обозначив только некоторые из них – 5, 6, 7, 8, 9, а затем - общую заповедь о любви к ближнему. На это юноша ответил, что все эти заповеди он сохранил «от юности».

Тогда Иисус, как подмечает ап. Марк, «взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк.10:21). При этом Господь не требует безусловного подчинения «взять крест», но предлагает юноше пойти путем подвижничества если он хочет «быть совершенным» (Мф.19:21). Подобное предложение к совершенству подразумевалось и в учении о браке (скопцы для Царства Небесного только те кто вместит).

В ответ на призыв к высшему совершенству юноша «отошел с печалью», поскольку у него было большое имение (Мф.19:22). Богатство, которым он обладал, привязало его к земле настолько, что он не смог с ним расстаться. Эту привязанность он не оставил даже ради жизни вечной, к которой, по-видимому, искренне стремился[444].

Имея в виду страсть богатства, порабощающую всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» и повторил: «трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Мк.10:23,24). Как поясняет свт. Иоанн Златоуст, Христос не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему [445].

Для чего Христос сказал ученикам, что трудно богатому войти в Царство Небесное, если апостолы и так ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности[446].

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» – это народное присловье означает невозможное дело. Некоторые под «верблюдом» понимают корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти, а «игольные уши» - ушко швейной иглы, через которое никак толстый канат не пройдет. Другие полагают, что «игольными ушами» назывались низкие и узкие проходы в крепостной стене Иерусалима, через которые могли протиснуться только овцы, но никак не верблюды. Как ни подходить к толкованию, ясно, что препятствие ко спасению не в богатстве, а в стремлении к нему. «Немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно» (свт. Иоанн Златоуст)[447].

Богатых людей меньше, чем бедных, и если апостолы с изумлением говорят: «так кто же может спастись?», то это потому, что огромное большинство людей, хотя и бедны, но сильно дорожат своим имуществом и беспрестанно стремятся к большему. Потому ученики удивились, что хотя мало действительно богатых, но стремятся к богатству почти все.

Господь переключает внимание апостолов с размышления о богатстве на вопрос о спасении. Спасение – вот что действительно важно. И оно, спасение - «человекам невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:26). Спасение человек обретает не по своим усилиям, а по благодати Божией.

Какая будет награда апостолам, которые все оставили и последовали за Христом? Они были людьми бедными и немногое имели – сети, лодки да бедные жилища, но и это немногое оставили ради следования за Христом. Может быть, апостолы сомневались, могут ли они стать совершенными при своей бедности[448]. На это Господь успокоил их сказав, что не только они, но и всякий, кто ради Него и Евангелия оставит все, получит великую награду: не только в будущей, но уже и в земной жизни. Оставивший свой дом или родных получит во сто крат более домов и родственников в лице истинных христиан и их жилищ. Апостол Марк уточняет: «во время сие, среди гонений» (Мк.10:30). Во время гонений это предречение Господа исполнялось буквально. Многие отцы и дети разлучались по причине веры, брат язычник мог предать брата христианина на судилище. И в то же время, внутри Церкви христиане составляли одну семью, были близки друг другу как брат и сестра, дом каждого из них был открыт друг для друга, был собственным домом взамен оставленного ради Христа (Деян.4:32). В Церкви, как в новом доме, каждый находил для себя отца и мать, братьев и сестер, детей. Но главная награда, конечно, была «в веке грядущемжизнь вечная». Свт. Иоанн Златоуст считал, что Господь не побуждает разрушать браки, но - чтобы человек предпочитал благочестие. Поэтому если кто-либо из родных привлекает к нечестию сродников, таковых родных по их желанию можно оставить. О чем говорил и ап. Павел: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится» (1Кор.7:15)[449].

«Пакибытие» (paliggenesi,a) – обновление, воссоздание, создание нового мира, радикальное изменение мира и образа мышления. «Пакибытие» откроется воскресением мертвых, всеобщим судом и преобразованием неба и земли, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей» (Мф.19:28). Тогда последователи Христа будут участвовать в прославлении Богочеловека: святые будут судить мир (1Кор.6:2), апостолам же обещается особая близость ко Христу: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:28). Двенадцать колен – символическое обозначение всех верующих во Христа, сограждан небесного Иерусалима (см.Откр.21:12).

Иудеи, как избранный народ, считали себя «первыми» среди других; рассчитывали быть первыми и в век Мессии. Господь же сказал, что «многие» из «первых» окажутся в тот час «последними», тогда как презираемые этим миром «последние», которые смогли оставить все ради имени Иисуса Христа - окажутся «первыми».