Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Явление Господа ученикам в присутствии Фомы



(Ин.20:25-29; Иерусалим, Воскресение, 16 апреля 30 г.)

 

Несмотря на то, что Господь призвал учеников посетить Галилею (см. Мф.28:10,16; Ин.21:1), мы видим, что они еще как истинные израильтяне целую неделю остаются в Иерусалиме. Сразу после иудейской пасхи наступала неделя опресноков, которая завершалась ко второй субботе. Но и вторая суббота по пасхе была днем покоя. Поэтому ученики остались в Иерусалиме до наступления следующего «первого дня недели». В этот-то день, восьмой по Воскресении, и явился им, собранным вместе, Спаситель.

При первом явлении Господа всем ученикам отсутствовал Фома. Отличаясь стремительностью чувства этот ученик в сонме апостолов был наиболее склонен к сомнению в том, в чем еще не убедился собственным опытом. Еще когда Господь шел в Иудею для воскрешения Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего доброго не получится: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16). Когда Господь в Прощальной беседе сказал ученикам: «Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», - Фома и тут стал противоречить: «Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин 14:5). Крестная смерть Учителя, видимо, произвела на Фому удручающее впечатление. Он даже не был с прочими учениками в день воскресения: возможно, он решил, что уже незачем быть вместе, так как все кончено и теперь каждый из учеников должен вернуться к своей повседневной жизни[Alexey22] .

Встретив других учеников, он услышал от них, что Господь воскрес: «мы видели Господа» (Ин. 20:25). Фома решительно отказался верить их словам. Считая воскресение Своего Учителя невозможным, он заявляет, что поверил бы этому только тогда, если бы не только увидел своими глазами, но и осязал бы своими руками язвы гвоздиные[651].

Спустя восемь дней после первого явления десяти апостолам, Господь снова является ученикам когда Фома уже присутствует с ними. Появление Спасителя было также внезапно, при закрытых дверях. Вполне вероятно, что в том же доме. Став, как и в первый раз, совершенно неожиданно среди Своих учеников и преподав им мир, Господь обратился к Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои...» (Ин. 20:27). Фома был поражен не только внезапностью появления Спасителя, но и тем, что Тот начал говорить его же, Фомы, словами. В противовес словам Фомы и финальному «не поверю» (20:21) Господь противопоставляет его же слова и завершает противоположным: «И не будь неверующим, но верующим» (20:27).

В Евангелии не сказано, осязал ли действительно Фома язвы Господа. Мы знаем, что он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» и этими словами исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. Однако, эта вера основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (20:29).

Этим повествованием св. Иоанн как будто заканчивает свое Евангелие. Есть предположение, что следующая глава дошедшего до нас текста «Евангелия от Иоанна» написана им позже по поводу слуха, что ему определено жить до Второго пришествия Христова. Здесь же св. Иоанн завершает свое повествование свидетельством о том, что «много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей…» (20:30). Боголепов, напротив, считает что все дошедшие до нас главы составляли с самого начала единый текст, в котором по замыслу автора есть несколько заключений тематических разделов: Пролог заключают стихи Ин. 1:18; повествование об общественном служении Иисуса Христа роду человеческому завершается стихами 12:37 и д.; история страданий Иисуса Христа - отрывком 19:35-37; история воскресения – стихами 20:30-31; эпилог Евангелия завершается стихами 21:24-25[652].