Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть II. Программа практической деятельности в судах



Основной задачей посещения судов является ознакомление со структурой суда, деятельностью структурных подразделений, актами, регламентирующими их деятельность, организацией делопроизводства, порядком приема граждан, изучение соблюдения требований законодательства к обеспечению доступа граждан к информации о деятельности судов.

Основной задачей посещения судебных заседаний является наблюдение за профессиональными участниками процесса – судьями, адвокатами и прокурорами, оценка их поведения с точки зрения соблюдения ими этических правил и норм, принятых в их профессиональном сообществе.

Сбор и обобщение материалов в соответствии с анкетой и заданием руководителя практики.

Планы практических занятий (тренингов)

Занятие (тренинг) 1. «Практические навыки оценки соответствия поведения судьи правилам профессиональной этики» - 4 часа

1. Введение в программу практики: цели, задачи, порядок прохождения практики, оформление отчетных материалов, проведение аттестации по практике.

2. Цели и задачи оценки поведения судьи общественными наблюдателями.

3. Оценка поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности.

4. Оценка позиции судьи в отношении участников судебного процесса.

5. Оценка поведения судьи во внеслужебной деятельности.

Задание для подготовки к занятию (тренингу): изучение рекомендованных источников, выполнение практических заданий по заданию руководителя практики.

Занятие (тренинг) 2. «Навыки оценки соответствия поведения прокурорского работника правилам профессиональной этики» - 4 часа

1. Цели и задачи оценки поведения прокурорского работника общественными наблюдателями.

2. Профессиональные этические стандарты поведения прокуроров как средства обеспечения законности и эффективности прокурорской деятельности.

3. Правовая культура прокурора.

4. Способы оценки поведения прокурора при осуществлении им служебной деятельности.

5. Оценка поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности.

Задание для подготовки к занятию (тренингу): изучение рекомендованных источников, выполнение практических заданий по заданию руководителя практики.

 

Занятие (тренинг) 3. «Практические навыки оценки соответствия поведения адвоката правилам профессиональной этики» - 4 часа

1. Кодекс профессиональной этики адвоката как основа корпоративной дисциплины и традиций российской адвокатуры. Иные источники правил адвокатской этики. Значение этических правил в деятельности адвоката.

2. Правила поведения адвоката в отношениях с доверителями. Адвокатская тайна. Правила поведения адвоката во взаимоотношениях с судом и иными государственными органами.

3. Последствия несоблюдения адвокатом норм профессиональной этики.

4. Оценка поведения адвоката общественными наблюдателями. Выявление нарушений адвокатом норм профессиональной этики.

Задание для подготовки к занятию (тренингу): изучение рекомендованных источников, выполнение практических заданий по заданию руководителя практики.

 

Рекомендации преподавателям по проведению занятий (тренингов)

 

Проведение практических занятий предполагает широкое использование активных и интерактивных форм проведения практических занятий. Все студенты должны вовлекаться в решение этических проблем, возникающих в практической деятельности профессиональных участников судебного разбирательства, а также в непосредственное и активное обсуждение иных рассматриваемых вопросов.

Следует давать студентам задания для подготовки к практическим занятиям. Задания к практическим занятиям должны быть предметно-точными, конкретными (не носить общего характера), четко сформулированными, побуждающими студента к совершению определенного действия и направленными на формирование (усовершенствование) соответствующего умения и навыка. Рекомендуется основывать данные задания на примерах из реальной практической деятельности судьи, прокурора, адвоката. Допустимо использовать решения дисциплинарных комиссий, опубликованные в средствах массовой информации и/или размещенные в правовых системах.

Занятия рекомендуется проводить согласно планам, изложенным выше. Для проведения занятий можно использовать учебно-практические материалы, содержащиеся в данной программе. При разработке практических заданий преподавателю следует обратить особое внимание на круг основных вопросов этики судьи, адвоката и прокурора (принципы и правила их профессионального поведения в судебном заседании).

На занятии преподавателю следует стремиться к тому, чтобы студенты не только самостоятельно выполняли полученное задание, но и самостоятельно оценивали результаты работы друг друга, самостоятельно исправляли допущенные ошибки (задача преподавателя в данной ситуации – направляюще-контрольная).

 

Рекомендации студентам по подготовке к занятиям (тренингам)

Занятия (тренинги) по программе «Общественные наблюдатели в суде» направлены на формирование у студентов профессиональных навыков, необходимых им при оценке поведения профессиональных участников судебного разбирательства с точки зрения соблюдения ими этических норм. Данные занятия проводятся с использованием интерактивных методов, поэтому студенты должны быть готовы к активной работе на практических занятиях, которая может проводиться студентами как самостоятельно, так и в группах (малых или общей).

При подготовке к практическому занятию студенту необходимо внимательно ознакомиться с планом занятия и актуализировать знания по вопросам, которые выносятся (согласно плану) на обсуждение. Для этого студенту следует использовать (помимо нормативно-правовых источников и этических кодексов) учебную литературу, комментарии к законам, практику Верховного Суда РФ и дисциплинарных комиссий, а также иные источники, специально рекомендованные преподавателем для подготовки к занятию. Все нормативные правовые акты и этические кодексы должны быть в редакции, действующей на момент подготовки к практическому занятию. Для изучения действующих редакций нормативно-правовых актов и кодексов этики рекомендуется использовать правовые системы (например, «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и т.д.).

Кодекс судейской этики (утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 г.), Кодекс профессиональной этики адвоката (принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 г.), а также Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации (утвержденный Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 г. № 114) являются для студентов основными (но не единственными) актами при подготовке к практическим занятиям.

При изучении кодексов этики необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- требования к профессиональному поведению юриста в судебном заседании;

- обращение юриста к лицам, участвующим в судебном процессе;

- установленные законом запреты для юриста;

- отношения между юристами и СМИ.

Помимо актуализации знаний по вопросам занятия студенту необходимо выполнить те задания, которые были им получены от преподавателя. Важно выполнить эти задания заранее (до практического занятия), поскольку на самом занятии будет проходить работа с результатами выполненного студентом задания. При выполнении задания рекомендуется делать необходимые заметки, чтобы на занятии не тратить время на «вспоминание» тех результатов, которые были получены студентом в ходе подготовки.Для работы на самом занятии следует подготовить (и принести на практическое занятие) необходимые источники (законы, решения судов, комментарии и т.д.), а также письменные принадлежности. Допускается использование электронных средств.

Знания и навыки, приобретаемые студентами на практических занятиях, должны проецироваться ими на решение конкретных задач при присутствии на судебных заседаниях в качестве общественных наблюдателей.

Оценка студентами поведения судьи, адвоката и прокурора в их профессиональной деятельности и вне службы должна основываться на соответствующих правовых актах - с учетом личного восприятия студентом как общественного наблюдателя и в представлении себя одним из участников судопроизводства.