Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы многолетней подготовки в лыжном спорте



Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней и круглогодичной подготовке в течение

}

ряда лет, начиная с юношеского возраста. Сильнейшие лыжники-гонщики (мужчины) становятся победителями и призерами круп­нейших соревнований (Олимпийских игр и чемпионатов мира) чаще всего в возрасте 25-27 лет. Аналогичная картина наблюда­ется и у женщин. Это говорит о том, что данный возраст является оптимальным для достижения наивысших результатов. Вместе с тем в равной степени успешно соревнуются и достигают высоких результатов спортсмены в возрасте с 22 до 32 лет. Данный возрас­тной период следует считать зоной высоких результатов. Учиты­вая эти данные, всю подготовку в лыжных гонках следует плани­ровать с целью подведения спортсменов к наивысшим результа­там именно в этом возрасте. Вместе с тем, особенности лыжных гонок, биологические законы развития отдельных органов и сис­тем и организма в целом требуют от лыжников определенного числа лет систематических занятий физической культурой и спор­том, чтобы пройти путь от новичка до мастера спорта, а затем до сильнейшего спортсмена. В лыжных гонках такой период занима­ет в среднем около 10 лет. Учитывая эти данные (стаж занятий и


возраст наивысших достижений), можно с достаточной вероятно­стью определить время начала регулярных тренировок.

Однако это не означает, что вся подготовка должна начинаться именно в этом возрасте - систематические занятия физической культурой следует начинать значительно раньше. Вполне естест­венно, что и на этом временном отрезке могут быть индивидуаль­ные различия. Вместе с тем практика работы по лыжному спорту показывает порой, что юные лыжники, слишком рано приступив­шие к систематическим тренировкам, достигают (и относительно рано) высоких результатов. Однако, как правило, раннее дости­жение успехов в лыжных гонках очень часто приводит к тому, что лыжники останавливаются в спортивном росте, полностью не рас­крывают свои возможности или рано заканчивают выступления. Не следует считать, что это связано с длительным (с раннего воз­раста) занятием лыжным спортом. Причины следует искать в не­верном построении многолетнего процесса подготовки, чаще всего в чрезмерном завышении объема нагрузки, односторонней подго­товке, слишком ранней специализации по лыжным гонкам.

Тренеры при планировании многолетней подготовки часто пре­вышают допустимые объемы нагрузки, забывая о разносторонней подготовке юных лыжников. Такое планирование порой приносит быстрый прирост результатов, но затем сверстники, даже поздно приступившие к занятиям лыжными гонками, опережают юных лыжников, рано достигших высоких (относительно возраста) ре­зультатов. Термин «ранняя специализация» неприменим в отноше­нии лыжных гонок, следует говорить о своевременной специализа­ции с учетом возрастных особенностей развивающегося организма. Вся многолетняя подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям именно в указанный возрастной период. При построении много­летней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что по­зволит успешно проводить физическую подготовку в целом.

Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требую­щего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки гонщика в настоящее время можно разделить на шесть основных этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды:

1. Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет). Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяется широкий круг средств, в том числе при занятиях


на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта используются в плане общей физической подго­товки, как и другие упражнения. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации дви­жений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстро­ты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание скорост-но-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения и другие динамические упражнения. За­нятия в основном проводятся игровым методом, возможно и при­менение «круговых» занятий. Следует подчеркнуть, что все занятия проводятся в плане общей физической подготовки.

2. Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16 лет). Ос­новными задачами, как и на первом этапе подготовки, здесь явля­ются: всестороннее физическое развитие, дальнейшее укрепление здоровья и закаливание, изучение техники различных видов спор­та (легкой атлетики, спортивных игр, плавания и др.). Одновре­менно изучается и совершенствуется техника всех видов лыжного спорта - лыжных гонок и горнолыжного спорта. Большое внима­ние уделяется подготовке к сдаче нормативов по физической под­готовке. В зимнее время особое внимание уделяется обучению и совершенствованию техники спусков на высокой скорости, пово­ротов в движении и лыжных ходов. Летом и осенью включаются упражнения из других видов спорта - легкой атлетики (бег, прыжки), плавания (различными стилями), гребли (на спортивных судах и прогулочных лодках) и различных спортивных игр (баскет­бола, ручного мяча и футбола). Юные спортсмены выступают в соревнованиях по различным видам спорта, в том числе и по ви­дам лыжного спорта (гонки, слалом и др.). Однако на этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивных результатов. Необходимо тщательно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год с тем, чтобы не допустить перегрузки юных лыжников соревновательной нагрузкой. Большое внимание на первом и втором этапах уделяется воспитанию юных спортсме­нов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделя­ется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, тру­долюбия, смелости и т.д.).

3. Специальная подготовка в лыжных гонках (возраст 16-18 лет). На этом этапе многолетней подготовки главными задачами явля­ются: углубленное изучение и совершенствование техники всех способов передвижения на лыжах, дальнейшее повышение уровня ОФП, воспитание волевых качеств. В рамках ОФП основное внимание по-прежнему уделяется развитию скоростно-силовых


 




качеств, а к этому добавляется еще и задача развития динамической силы. На прочной базе ОФП, созданной на предыдущих этапах, начинается специальная подготовка по лыжным гонкам, где боль­шее внимание уже начинают уделять развитию выносливости. В ходе специальной подготовки на этом этапе лыжники участву­ют в соревнованиях, где совершенствуются технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества. Количество стартов за сезон и длина дистанций соревнований должны строго соответствовать возрасту лыжников; не следует допускать пре­вышения норм, установленных правилами соревнований и офи­циальными программами по лыжному спорту (например, про­граммами для ДЮСШ).

При планировании нагрузок необходимо внимательно отно­ситься к определению общих объемов тренировочных заданий. В этом возрасте недопустимо форсированное увеличение общего объема тренировочной нагрузки и суммарного объема передвиже­ния на лыжах с высокой интенсивностью. На предыдущем этапе подготовки и чаще всего на этом допускаются серьезные ошибки в планировании нагрузок (в сторону недопустимого увеличения), что и приводит к прекращению роста результатов в последующие годы. Такое направление (увеличение нагрузок) порой привлекает тренеров довольно быстрым тренировочным эффектом - резуль­таты юношей растут, а последствия этого скажутся только на по­следующих этапах подготовки. Иногда последствия такой работы проходят мимо внимания тренеров ДЮСШ и других организа­ций, работающих с лыжниками указанного возраста. После окон­чания школы спортсмены уходят в вузы, на производство, в ряды Российской Армии, где с ними работают уже другие тренеры, ко­торые иногда вынуждены отчислять ставших бесперспективными еще молодых лыжников.

4. Углубленная специализация по лыжным гонкам (возраст 19-21 год). На этом этапе продолжается дальнейшее совершенствование техники способов передвижения на лыжах, повышение уровня фи­зических качеств, укрепление здоровья и др. Но важнейшей зада­чей в этом возрастном периоде является достижение высокого уровня специальной подготовки. На четвертом этапе проводятся специализированные занятия со все возрастающей тренировочной нагрузкой как по объему, так и по интенсивности. Здесь заклады­ваются прочные основы высокого спортивного мастерства в спе­циальной подготовке - в развитии специальной выносливости как основного физического качества, необходимого лыжнику-гонщику, большое внимание уделяется и дальнейшему совершенствованию скоростно-силовых качеств основных групп мышц. Продолжается работа и по повышению уровня общей выносливости. Вместе с


тем при планировании нагрузки необходимо учитывать, что про­должительность данного этапа достаточно велика - целых три года. Ясно, что возможности организма лыжников в 19 и 21 год далеко не одинаковы. Поэтому, несмотря на значительное повы­шение всех видов нагрузок, требуется неукоснительное соблюде­ние основных принципов многолетней подготовки, и прежде все­го принципов постепенности и индивидуализации даже в этом, казалось бы в близком полной зрелости, возрасте.

5. Спортивное совершенствование (с возраста 22 года). Основная задача - специализированная подготовка по лыжным гонкам с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наи­высших спортивных результатов. Принцип индивидуализации тре­нировки реализовывался и на всех других этапах многолетней под­готовки, но здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют здесь исклю­чительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях по лыжным гонкам. Возраст олимпийских чемпионов, победите­лей мировых первенств, чемпионатов страны в подавляющем большинстве случаев не выходит из этих пределов. Период высо­ких спортивных результатов в лыжных гонках продолжается до 33-36-летнего возраста, хотя в истории лыжного спорта известны случаи, когда спортсмены показывали высокие результаты и позднее, до 40-42 лет.

6. Прекращение активных занятий спортом (в возрасте 33-36 лет). Начиная с этого возраста, необходимо постепенно отказать­ся от официальных соревнований крупного масштаба и снижать тренировочную нагрузку. Это период «выхода» из большого спорта проходит у каждого лыжника индивидуально. Однако с целью поддержания высокого уровня общей работоспособности и укрепления здоровья необходимо еще несколько лет продолжать выступления в местных и внутренних соревнованиях по лыжным гонкам. Затем необходимо перейти к оздоровительным, нерегу­лярным занятиям на лыжах. Целесообразно продолжить выступ­ления в соревнованиях ветеранов по своей возрастной группе, в соревнованиях, посвященных дням здоровья, в стартах Дня лыж­ника, а также в различных пробегах и лыжных марафонах, по­священных знаменательным датам (хотя термин «марафон» чисто условный, длина дистанции зависит от возраста и уровня физиче­ской подготовленности).

В настоящее время существует большой интерес к занятиям лы­жами с оздоровительной направленностью. На старты соревнова-


 




ний ветеранов и различных пробегов все больше и больше выходят люди зрелого возраста, что способствует продлению активного долголетия и укреплению здоровья. Однако занятия с оздорови­тельной направленностью и участие в пробегах должны проходить под контролем врачей и только с их разрешения. Здесь не ставятся задачи достижения высоких результатов. Главное в этот период, особенно в пожилом возрасте, - регулярные занятия на лыжах.

Первые три этапа в многолетней системе подготовки лыжника приходятся на период обучения в школе и ПТУ. Поэтому при от­боре школьников в секции и группы ДЮСШ, при планировании средств, методов и нагрузки должны учитываться возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности юных лыжников. Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущих успехов и от правильного построения процессов обуче­ния и всей подготовки во многом зависит уровень спортивного мастерства в зрелом возрасте. Все три этапа работы тесно взаимо­связаны, причем деление учащихся по календарному возрасту не­сколько условно, так как по уровню физического развития школьники в одной возрастной группе порой значительно отли­чаются друг от друга. Все это требует особого внимания, и прежде всего в период активного полового созревания. При отборе зани­мающихся в учебные группы школьной секции и ДЮСШ, при ор­ганизации и планировании работы необходимо учитывать осо­бенности развития организма, а также периоды естественного ак­тивного развития отдельных физических качеств. На каждом этапе подготовки в соответствии с возрастными особенностями развития организма школьников ставятся и решаются конкретные задачи по развитию физических и воспитанию морально-волевых качеств, по обучению и совершенствованию техники способов передвижения на лыжах и тактике лыжных гонок.

Привлекать школьников к занятиям на лыжах наиболее целе­сообразно в 11-12 лет. Начало занятий в более поздние сроки приводит к увеличению плотности подготовки, так как возникает необходимость компенсировать пробелы (например, в техниче­ской подготовке), наверстывать время. Постоянно следует пом­нить, что речь, по существу, идет о начале занятий на лыжах как одном из средств физического воспитания школьников, а не о систематических специализированных тренировках. Здесь дело не только в терминах, а в сущности построения подготовки лыжни­ков, в первую очередь в плане общей физической подготовки.

Перспективное планирование подготовки юных лыжников предусматривает составление программы подготовки на 4-6 лет. В планах многолетней подготовки по этапам определяются ос­новные цели и время их достижения. На основе перспективного


планирования ставятся конкретные задачи обучения, физической подготовки и воспитания в целом (и волевых качеств, в частности) на каждый годичный цикл. При разработке многолетнего плана подготовки детей, подростков и юношей по лыжному спорту необ­ходимо учитывать нормы физических нагрузок (с учетом возраста), главные задачи на каждом этапе, а также сроки, необходимые для достижения высоких результатов в лыжных гонках, возраста зани­мающихся (время начала активных занятий физическими упражне­ниями) и закономерности их физического развития.

В тренировке взрослых квалифицированных лыжников-гон­щиков перспективный план составляется на 2-4 года с учетом воз­раста, динамики и стабильности спортивных результатов за по­следние годы, общей тенденции развития лыжного спорта в дан­ный период, индивидуальных особенностей спортсмена. Прежде, чем приступить к составлению перспективного плана, необходи­мо внимательно изучить и проанализировать всю подготовку спортсмена за последние годы (на основе данных его личного тренировочного дневника). В этой работе следует обратить вни­мание и на предложения и замечания самого лыжника, и на дан­ные предыдущего тренера (если лыжник пришел из ДЮСШ или другой спортивной организации). Двухгодичное или четырехго­дичное планирование связано с цикличностью крупнейших со­ревнований - чемпионатов мира, Олимпийских игр, спартакиад народов России. В таком перспективном плане основные средства и методы для достижения целей и решения поставленных задач повторяются ежегодно, но в каждом годичном цикле на более вы­соком качественном и количественном уровне. Достижение наи­высшей спортивной формы каждый год планируется с учетом ка­лендаря соревнований.

В многолетнем плане подготовки устанавливаются основные цели и задачи, которые необходимо решить для их достижения, планируются результаты соревнований и контрольных испыта­ний и отдельных упражнений, количество занятий и соревнова­ний в течение каждого года по периодам и этапам, объем основ­ных средств для развития физических качеств и для обучения и совершенствования техники, цикличность на различных этапах подготовки.

На основе многолетнего плана составляются общие и инди­видуальные годичные и месячные планы тренировки с учетом периодизации, принятой в лыжном спорте. В годичных планах необходимо особо выделить работу по ликвидации недостатков, отмеченных в физической, технической и волевой подготовке лыжника-гонщика в предыдущем годичном цикле, и обратить самое серьезное внимание на их исправление.