Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС



Характеристики ЕС (с 1958г.) НАФТА (с 1988г.) АТЭС (с 1989г.)  
Число стран на начало 2000-х гг. 25 (включая страны Балтии) 21 (включая Россию)
Уровень интеграции Экономический союз Зона свободной торговли Формирование зоны свободной торговли
Распределение сил внутри блока Полицентричность при общем лидерстве Германии Моноцентричность (США – абсолютный лидер) Полицентричность при общем лидерстве Японии
Степень разнородности стран-участниц Наиболее низкая Средняя Наиболее высокая
Развитие органов наднационального управления Система органов наднационального управления (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент и др.) Специальных органов наднационального управления нет Органы наднационального управления уже есть, но не играют большой роли
Доля в мировом экспорте в 1997г., в % (без стран НАФТА – 26%)
             

Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия (Табл. 15-4).

В 2000-е гг. Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Украина объявили о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).


Большое число (более 30) интеграционных группировок существует в ²третьем мире². Однако эти экономические союзы характеризуются низким уровнем развития и неустойчивостью большинства из них.

Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях

При оценке перспектив участия Российской Федерации в международных экономических отношениях следует принимать во внимание следующие объективные предпосылки.

1. Факторы, благоприятные для российской экономики:

- колоссальный природно-ресурсный потенциал: высокая степень обеспеченности, нередко с избытком, разнообразными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными ресурсами; огромные резервы удобных территорий;

- мощный научно-технический потенциал: высококвалифицированные научные и инженерные кадры, развитая база для фундаментальных исследований, возможность комплексных исследований и разработок в самых разных областях при опоре, преимущественно, на собственные силы, накопленный опыт, приоритет на многих ключевых направлениях НИОКР;

- весьма дешевая по сравнению с развитыми странами рабочая сила;

- географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение;

- сложившаяся ресурсная, технологическая и организационная (кооперационная) зависимость от российской экономики ряда стран третьего мира, бывшего СЭВ и особенно ²стран - осколков² СССР;

- противоречия между ²центрами силы² высокоразвитых стран, позволяющие на них ²играть².

2. Факторы, неблагоприятные для российской экономики - перечень, к сожалению, более внушителен:

- ²неналаженность², несбалансированность рыночных механизмов в перестраивающейся российской экономике; ненадежность, неполнота необходимых структур и институтов, недостаточность опыта участия в международных экономических отношениях, особенно у ²низовых² хозяйственных звеньев (предприятий, фирм), получивших самостоятельность;

- совершенно не приспособленная к требованиям современного мирового рынка структура экономики на всех уровнях, низкая производительность труда и высокая энерго- и материалоемкость во всех отраслях (что соответствует экстенсивному типу экономики), как следствие - частая неспособность выдерживать ценовую конкуренцию несмотря на дешевизну рабочей силы; объективная необходимость расходовать огромные средства на цели структурной реконструкции при невозможности получить эти средства (как бы ²замкнутый круг²);

- низкое качество большей части рабочей силы: низкий уровень функциональной грамотности, профессиональной и трудовой этики, как следствие - частая неспособность выдерживать конкуренцию по качеству;

- оторванность научно-технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений в невоенных отраслях, как следствие - техническая и технологическая отсталость;

- несовершенство национальной финансовой системы, слабость и неустойчивость национальной валюты;

- неэффективное государственное управление, высокий уровень некомпетентности, коррупции и произвола в государственных структурах;

- стремление крупного капитала, правящих кругов высокоразвитых стран не допустить усиления потенциального конкурента, наоборот, по возможности ослабить его, превратив в ²сырьевой придаток² Запада и источник дешевых, но высококачественных ²мозгов²;

- политические и националистические амбиции правящих кругов республик бывшего СССР, разрушившие многие хозяйственные связи и мешающие их восстановлению.

Разумеется, действие всех этих факторов модифицируется конкретной экономической и социальной политикой Правительства Российской Федерации.