Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эффект телевидения



Коммуникация нуждается в средствах, наиболее адекватно отобра­жающих действительность, наибольший эффект в этом плане можно полу­чить с помощью телевидения, синтеза устного слова и изображения.

Телевидение:

- реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три основных направления: просветительское (распространяет сообще­ния, являющиеся основой полезной информации, знания), познавательное (формирует представление о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации), прогностическое (распростра­няет сведения, формирующие представления о будущем, вероятностную оценку будущего);

- объединяет общество вокруг острых проблем, национальных ин­тересов;

- создает фон нашего быта, досуга, деловой активности, всей нашей жизни;

- расширяет наш кругозор, формирует вкусы, меняет привычки;

- привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспи­тывает взгляды, гуманистическую позицию, экологическую этику, форми­рует жизненную позицию каждого члена общества и создает оперативную обратную связь с многомиллионной аудиторией, эти контакты формируют общественное сознание, способствуют всестороннему и гармоничному раз­витию общества, дают чувство нравственной связи с эпохой.

- способно стать общественной трибуной, и местом, с которого власть — центральная и региональная, законодательная и исполнительная — может отчитаться перед народом, разъяснить свою политику, мобилизо­вать ряды своих сторонников; — решая главную задачу социальной информатизации общества, пы­тается реализовать направления психологических законов взаимодействия общества и информатики, основанной на использовании чувственной, ло­гической и прагматической информации;

- сохраняя оперативность радио, добавляет эффект сиюминутности происходящего, психологическое ощущение присутствия, сопричастности зрителя происходящим событиям, и тем самым повышает результативность передач; телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят мил­лионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему;

- сообщает телезрителю информацию о широком спектре противо­речивых мнений, предоставляя тем самым возможность выбора;

- способствует формированию цивилизованных товарно-денежных отношений для всех участников рыночного оборота, сообщая открыто и правдиво экономическую информацию, расширяя набор коммерческих тем, имен, товаров и услуг, фирм и компаний, закрытых ранее для анали­за и критики, что стало возможным потому, что федеральные телеканалы сегодня независимы друг от друга, оценки их часто не совпадают, появи­лись новые коммерческо-публицистические телепередачи. Эффективность рассмотрения экономических проблем на ТВ обусловлена, прежде всего, возможностью привлекать к разбору наболевших проблем представите­лей органов власти, ведущих экономистов, ученых, первых лиц регионов. На передачах «Герой дня», «Один на один», «Мы», «Подробности», «Ге­рой дня без галстука», «Клуб сенаторов», «Спросите у Лившица», «Закон и порядок» часто присутствуют не только официальные лица из парла­мента, правительства, но и эксперты из научных и правительственных учреждений.

Российское телевидение прошло несколько этапов развития:

Первый этап (1900—1930 г.г.) впечатляет динамикой — от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изоб­ражения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания; так, первую в мире электронно-лучевую трубку — основу для передачи и приема изображений — создал в 1910 г. профессор Петербур­гского университета Б. Л. Розинг.

Второй этап начался с первой опытной телепередачи, которую про­вел в 1931 г. Всесоюзный электромеханических институт совместно с Мос­ковским радиоузлом. Аппаратура тогда была несовершенна, но ученые продолжали исследования, и через три года прошла новая серия передач, которые проводились из студии после окончания программы радиовеща­ния и длились всего по 30 минут. А в 1938 г. были построены первые теле­визионные центры в Москве и Ленинграде. Развитие телевидение задер­жала война.

Первые массовые телепередачи начались в Москве в 1946 г., в Ле­нинграде — в 1948 г., в Киеве — в 1951 г., затем разворачивается строи­тельство телецентров и в других городах. Период закончился в шестидеся- • тые годы созданием системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновением массового вещания.

Третий этап (конец 1960 г.г.— 1990 г.г.) массовое вещание стало мно­гопрограммным. Появилось кабельное телевидение, которое увеличивает возможности локального вещания, уподобляясь специализированным га­зетам и журналам. Синтез телевидения и печати привел к возникновению телетекста, а объединение телевидения с компьютером — к невиданной области коммуникации — телематике, дающей возможность получать на экране любую информацию системы массового или группового вещания, индивидуальной трансляции.

Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубеж­ных телепрограмм определило в 1990-х годах начало четвертого периода в истории отечественного телевидения, когда вместе с распадом СССР нача­ла разрушаться система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникала конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием.

Ни одно из средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время, насыщенной истории. В основе этого лежат достижения в науке, тенике, технологии и развитие новых форм товарно-денежных от­ношений.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям и разви­тия демократии система телевидения в Российской Федерации основыва­ется на взаимодействии телевизионных программ, подготовленных компа­ниями различных форм собственности — государственной, общественной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной.

Постепенно формируется правовая база деятельности телекомпаний, определяются их права и круг обязанностей перед обществом. Все телеради­окомпании, действующие в России, можно разделить на четыре группы: го­сударственные, межгосударственные, общественные и негосударственные.

Государственные телекомпании — организации, действующие от имени и на средства органов государства, выражающие и отражающие точку зрения тех или иных ветвей власти или одной из них.

Межгосударственные компании — те, что основаны совместным меж­государственным соглашением и действуют согласно уставу, который при­нимается полномочными представителями государств-учредителей.

Общественными называются телекомпании, соучредителями которых являются государственные органы власти Российской Федерации и ее субъектов вместе с иными юридическими лицами и гражданами.

Негосударственные телекомпании основываются одним или несколь­кими юридическими и физическими лицами, которые объединяют свои финансовые и иные ресурсы в целях организации вещания по опреде­ленным каналам. К негосударственным телекомпаниям относятся веща­тельные организации, именуемые коммерческим, кабельным, частным те­левидением. Все телекомпании в Российской Федерации независимо от их вида и формы собственности пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.

После распада СССР собственность Гостелерадио была поделена между бывшими республиками, в том числе в ведение России перешли 75 теле­центров.

Поскольку наряду с федеральными и региональными государствен­ными вещательными организациями в эфире появилось множество част­ных, коммерческих, независимых телекомпаний разного масштаба, воз­никла необходимость создания качественно новой системы государствен­ного регулирования в сфере электронных средств массовой информации.

В конце 1993 г. был подписан Указ Президента Российской Федера­ции о создании Федеральной службы России по телевидению и радиове­щанию (ФСТР). Вместе с тем была создана Федеральная комиссия по теле­видению и радиовещанию. Согласно статьи 30 Закона «О средствах массо­вой информации», она призвана вырабатывать государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания и проводить ее как не­посредственно, так и через территориальные комиссии по телерадиовеща­нию, которые наряду с Федеральной выдают лицензии на вещание и кон­тролируют соблюдение держателем лицензии своих обязательств. Если возникают конфликтные ситуации (что в телерадиокомпаниях не редкость), то Федеральная комиссия участвует в разборе коллизии вместе с Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федера­ции, Фондом защиты гласности и другими организациями.

Однако 6 июля 1999 г. указом Б. Н. Ельцина Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, как и Госкомитет РФ по печати была упразднена — вместо этих ведомств создано Министерство по делам печати, телерадиовещанию и массовой коммуникации. Правда, чтобы вне­сти соответствующие поправки в Закон «О средствах массовой информа­ции», нужно решение Государственной Думы.

Федеральной целевой программой, одобренной в свое время колле­гией ФСТР, предусмотрены следующие общероссийские программы.

Телевизионная программа «Россия» (ВГРК) — действующая с мая 1991 г. как общественно-политическая, информационная, культурно-просветитель­ная и художественная программа Российской Федерации. Используя сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и рет­рансляторов, она обеспечивает возможность приема программы для 98,7% населения России. Кроме телевизионного, имеет радиовещательный объем — 17,3 часа в сутки. Программа «Россия» транслируется также в государствах ближнего Зарубежья: Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Узбе­кистане, Таджикистане, Белоруссии полностью, в Казахстане и на Украи­не — в сокращенном объеме.

Телевизионная программа «Первый канал» (ОРТ). Общественное теле­видение России — это новый вид телерадиокомпаний, основанных на сме­шанных формах собственности — государственной и частной. Указом Президента Российской Федерации на основе государствен­ной телерадиокомпании «Останкино» создано акционерное общество «Об­щественное российское телевидение».

30 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ о рас­пределении акций Общественного российского телевидения (ОРТ). У госу­дарства остался контрольный пакет — 51% акций, которые распределены между Госкомимуществом — 36%, компанией «Останкино» — 9%, телеви­зионным техническим центром (ТТЦ) и ИТАР-ТАСС — по 3%. Оставшиеся 49% поделили крупнейшие частные компании: Газпром, ЛогоВАЗ, банки «Столичный», «Империал», «Менатеп», «Национальный кредит» (последние два банка к 1999 г. обанкротились).

Объем вещания ОРТ — 18,5 часов в сутки, распространяется на тер­риториях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России — около 99%.

Существенные перемены затронули и петербургский Пятый канал. В 1997 г. на его базе был создан общественный канал «Культура» с объемом вещания 12,8 часов в сутки. А в 1998г. петербургское телевидение было также акционировано, и марка «Пятый канал» была заменена на новую — ТРК «Петербург».

20 сентября 1996 года Президент подписал Указ, согласно которому четвертый канал на все 24 часа вещания был передан частной телекомпа­нии НТВ. По третьему, бывшему Московскому, каналу вечером работает канал «ТВ Центр», а в дневное время — частная телекомпания «Моско­вия». К частным компаниям относятся канал КЕН ТУ и другие каналы.

И у телезрителей Санкт-Петербурга — весьма широкий выбор телека­налов и программ. Традиционные каналы — московские 1-й, 2-й, 4-й, «Петер­бург» соседствуют с 6-м, 11-м (русское видео), 22-м, 36-м, 40-м (региональное ТВ), 51-м, ТВ-3 «Россия»; работают телекомпании «Каскад», «ТВ-Икс», «Оне­га», «Петроний», «Спрут-ТВ», «Триллион», «Свежий ветер», «Экшен».

Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) созданы 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой меньше, чем программами общероссийских каналов. Это объясняется, преж­де всего, тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные ис­пользуют только наземные линии. Разительные изменения последнего де­сятилетия затронули все отряды средств массовой информации, но осо­бенно эти новации видны в телевизионной журналистике.