Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этика журналиста



К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но порой наша пресса сенсации ради публикует заведо­мую ложь, информацию о несуществующих, надуманных событиях, и пра­вовыми нормами, в частности, Законом «О средствах массовой информа- ции», в большинстве случаев это прямо не возбраняется. В декабре 1998 г. петербургская газета «Пресс-Курьер» опубликовала материал, в котором доказывалось, что Примаков послан спасти Россию Всевышним. Чтобы убедить в этом читателей автор пишет буквально следующее: «И, наконец, самое невероятное. С точки зрения здравого смысла это может показаться бредом, а люди, утверждающие это — сумасшедшими. Если бы... таких вот «сумасшедших» было не сотни. Однако именно сотни человек видели, как Евгений Примаков, в строгом костюме, но с каким-то отрешенным и про­светленным лицом летал над землей! Офицер (его фамилию я не называю по его же просьбе) рассказывал, что видел нашего премьера ночью, подни­мающимся над землей и улетающим куда-то в высшие дали. Причем, как утверждает очевидец, голову Примакова в этот момент «окружало светлое кольцо» (может быть — «нимб»?). Потом было еще несколько десятков случаев. Например, некоторые наши «царедворцы» рассказывали в узком кругу, что встречали Евгения Максимовича «идущим» по коридору Крем­ля... на высоте полуметра от покрытого ковром паркета» [4]. Несколько раньше та же газета напечатала большой репортаж о том, как певица Алла Пугачева рожала в Англии сына, а в следующем номере сообщила, что новорожденного украли, и его ищет Интерпол. Любопытно, что в приве­денных случаях никто не может заставить редакцию признаться во лжи и дать опровержение: даже если суд и установит, что газета напечатала ложь, он удовлетворит иск героев публикаций только в том случае, если будет доказано, что эта ложь опорочила их честь, достоинство или деловую репу­тацию, причинив им нравственные страдания. Итак, опубликовав неправ­ду, газета, авторы остались неуязвимыми в правовом отношении, однако грубо нарушили профессиональную этику.

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обя­занности человека по отношению к обществу и другим людям, согласно словарям иностранных слов, называются моралью, которая считается од­ной из форм общественного сознания, а учение о морали, нравственности, как одной из форм общественного сознания, — этикой. Последняя пред­ставляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения лю­дей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональная мораль — это модификация обществен­ной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлека­ющими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определе­ние цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или харак­тера ситуации, даже построение материала — в каждой из этих «техно­логических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Следовательно, журналистскую мораль можно рассматривать и как форму общественного со­знания, и как субъективное состояние личности, и как реальное обще­ственное отношение.

Нравственные аспекты журналистской деятельности привлекают об­щественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участи­лись случаи использования СМИ для сведения групповых и личных сче­тов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Многие изда­ния разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений.

Нравственная регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие — в степени конкретности. Нрав­ственный принцип имеет мировоззренческий характер, это — связь идеа­ла с регулятором поведения. Нравственная норма — ориентир на практи­ке. Механизм проявления нравственных норм выглядит следующим обра­зом: ситуация — оценка — действие — результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от собеседника). Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь жела­тельна. В газетной практике постоянно нарушается требование согласовы­вать с автором всю редакционную правку, так как это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30, 40, 100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынуж­ден нарушить право автора на неприкосновенность произведения. И про­фессиональная мораль такое вмешательство оправдывает.

Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «завизируй интервью у собеседника», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требования носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, на­зывают принципами профессиональной морали. Систему требований к журналисту некоторые исследователи рассматривают как трехэтажную пирамиду. На верхнем «этаже» размещаются такие категории, как профес­сиональный долг, обязанность, ответственность, совесть, честь, достоин­ство. Второй уровень составляют производственно-этические принципы, в которых отражены уже более конкретные требования к поведению жур­налиста. К группе регуляторов третьего уровня относятся запреты или по­буждения, регламентирующие все аспекты поведения журналиста в конк­ретных производственных ситуациях, — собственно профессионально-эти­ческие нормы [5].