Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что ты узнал, читатель, об использовании дактильной и жестовой речи в обучении и воспитании глухих



 

Итак, дорогой читатель, ты узнал, что:

1. Оценка роли дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе обусловливается прежде всего взглядами представителей тех или иных педагогических систем на цели и задачи обучения, а также пониманием особенностей функционирования и структуры дактильной и жестовой речи.

2. В современной зарубежной сурдопедагогике развиваются различные подходы: от полного отказа использовать дактильную и жестовую речь («оральное» направление) до их включения в общую систему речевых средств педагогического процесса («тотальная коммуникация») и даже признания равного статуса жестового и словесного языков в образовании глухих («билингвистическое обучение»). Однако пока отсутствуют строгие доказательства, на основании которых можно было бы судить о существенных преимуществах одной педагогической системы перед другой. Требуется дальнейшее изучение всех аспектов этой сложной проблемы.

3. Взгляды на дактильную и жестовую речь в советской сурдопедагогике сформировались на основе прогрессивных традиций русской теории и практики обучения и воспитания глухих, исканий наших специалистов в 20—30-е гг. Со времени Всероссийского совещания 1938 г., согласно концепции отечественной сурдопедагогики, дактильная и жестовая речь рассматриваются как вспомогательные средства, используемые наряду с основными — устной и письменной речью.

4. Роль дактильной речи как вспомогательного средства в обучении и воспитании глухих дошкольников и учащихся школ определена принятыми в настоящее время системами обучения.

5. Жестовая речь как вспомогательное средство широко используется в современных школах-интернатах для глухих главным образом при проведении различных коллективных внеклассных мероприятий.

6. Русский жестовый язык и русский язык являются равноправными речевыми средствами в билингвистическом обучении глухих — альтернативной педагогической системе.

7. Многие вопросы, связанные с использованием дактильной и жестовой речи, изучены пока недостаточно. Впереди нас с тобой, дорогой читатель, ждут новые исследования.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, или Чего бы не хотел автор

 

Автор не хотел бы, дорогой читатель, чтобы у тебя сложилось впечатление, что, прочитав эту книгу, ты теперь все знаешь о дактильной и жестовой речи. Это совсем не так. Конечно, автор стремился сообщить тебе все основные факты, известные сегодня науке, поставить проблемы, волнующие специалистов, обсудить возможные пути решения некоторых вопросов. Но, во-первых, автор ведь ограничен размерами пособия. А во-вторых, к тому времени, когда ты будешь держать в руках эту книгу, исследователи получат новые данные, появятся свежие публикации. Автор не хотел бы, чтобы ты их игнорировал. Но автор не хотел бы также, чтобы ты был знаком с дактильной и жестовой речью только или преимущественно теоретически. Внимательно изучая литературу, добросовестно работая на занятиях, не забудь, что лучший способ овладеть дактильной речью и русским жестовым языком — общение с глухими: в школе, в клубе, в летнем лагере. И автор от души желает тебе интересных встреч и увлекательных бесед (с использованием дактильной и жестовой речи), дорогой читатель!

Глухие с удовольствием покажут новые жесты, постараются объяснить значение незнакомых жестовых высказываний, на которые ты, читатель, обратил внимание, участвуя в их разговорах. Ведь стремление слышащих как можно лучше знать жестовый язык — это уважение к глухим, предпочитающим РЖЯ как средство межличностного общения, стремление к наиболее полному взаимопониманию.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Басова А.Г. Геранкина А.Г. Исторические данные об отношении сурдопедагогов к дактильной и жестовой форме речи в обучении глухих // Вопросы сурдопедагогики. — М., 1970.

2. Боскис P.M. Мимическая речь глухонемых // Глухие и слабослышащие дети. — М.,1963. — С. 110—114.

3. Выготский Л.С. К вопросу о речевом развитии и воспитании глухонемого ребенка // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5.— С. 329—330.

4. Гейльман И.Ф. Специфические средства общения глухих: Дактилология и мимика: В 5 ч.— Л., 1975—1979.

5. Гейльман И.Ф. Изучаем жестуно: В 2 ч. — Л., 1980. — 4.1; Ч. П.—Л., 1982.

6. Гейльман И.Ф. Дактилология. — Л., 1981.

7. Геранкина А.Г. Практикум по дактильной речи. — М., 1972.

8. Димскис Л.С. Изучаем жестовый язык. Пособие для студентов дефектологических факультетов. — Минск: НМЦентр, 1998.

9. Горошков А.В. Развитие словесной речи глухих учащихся на уроках географии в условиях билингвистического обучения // Дефектология. — 1999. — № 2.

10. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. — М.: Просвещение, 1991.

11. Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // Дефектология. — 1998. — № 2.

12. Зайцева Г.Л., Сильянова Е.А., Комарова А.А. Педагогическая система «Билингвистическое обучение глухих» / Московские педагогические чтения: Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии (тезисы докладов). — М., 1999.

13. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. — 1998. — № 2.

14. Зайцева Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. — 1999. — № 5—6.

15. Зайцева Г.Л. Использование речевых средств в системе «билингвистический подход» // Международная конференция по билингвистическому обучению глухих детей. — М.,1996.

16. Зайцева Г.Л. Использование жестовой речи на уроках литературы в вечерних школах глухих и слабослышащих. — Л., 1981.

17. Зикеев А.Г. Теоретические основы обучения языку глухих учащихся начальных классов // Обучение учащихся подготовительного, I—IV классов школы глухих. — М., 1984. — С. 8.—28.

18. Зыков С.А. Язык как учебный предмет в школе для глухих детей // Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977. — С. 5—51.

19. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М.,1969.

20. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996. — Ч. I.

21. Марциновская Е.Н. Дактильная форма речи и ее взаимосвязь с устной и письменной речью // Психология глухих детей. — М., 1971. — С. 248—254.

22. Носкова Л.П. Использование разных форм речи в обучении языку глухих дошкольников // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. — М., 1982. — С. 42—56.

23. Речицкая Е.Г. Задания для самостоятельной работы студентов сурдоотделения по курсу «Дактильная и жестовая речь».—М., 1984.—Ч. 1.

24. Розанова Т.В. Запоминание словесного материала // Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978. — С. 68— 106.

25. Халатян В.Г. Дактильная азбука армянского языка // Дефектология. — 1973. — № 4. — С. 56—58.

26. Цукерман И.В. Скорость восприятия различных форм речевой информации в норме и при нарушении слуха и зрения // Дефектология. — 1969. — № 3.

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

 

Как устроен словарь и как им пользоваться

 

Краткий жестовый словарь поможет тебе, дорогой читатель, овладеть лексикой жестовой речи. Это небольшой словарь, в нем около 200 жестов. Почему были отобраны именно эти жесты? Такие вопросы возникают неизбежно, особенно когда объем словаря невелик. Наш словарь создавался таким образом. Поскольку словарь предназначен прежде всего сурдопедагогам, в определении состава словника участвовали учителя и воспитатели школ глухих. Автор в течение нескольких лет предлагал студентам МГЗПИ, работающим в школах-интернатах для глухих, список жестов — «кандидатов» в словарь. И обращался к ним с просьбой: оставить в списке только самые необходимые для учителя и воспитателя жесты, остальные вычеркнуть. Но можно и дополнить список, если это требуется. Из первоначального списка были исключены все жесты, против которых возражали более 50% учителей-экспертов. И наоборот, в словник вошли жесты, предложенные экспертами, если более половины из них считали, что это целесообразно.

Жесты, включенные в словарь, в основном используются и в русской жестовой речи, и в калькирующей жестовой речи. Они сгруппированы по темам. Конечно, отнесение многих жестов к той или иной теме в значительной мере условно. Автор тут следовал традиции составления тематических словарей, а также стремился поместить в каждую группу жесты, обозначающие и предметы, и действия, и признаки, чтобы было удобнее беседовать на заданную тему. В то же время жесты имеют сплошную нумерацию. Если тебе, читатель, нужно вспомнить, например, как исполняется жест МЕШАТЬ, а ты не знаешь, в какой он тематической группе, надо поступить так. В конце словаря все жесты (естественно, их словесные обозначения) расположены в алфавитном порядке, причем порядковый индекс жеста МЕШАТЬ позволит легко отыскать его в словаре.

Условные обозначения на рисунках помогут точнее понять и воспроизвести структуру жеста.

Желая тебе успеха в изучении лексики жестовой речи, автор ждет от тебя, дорогой читатель, предложений по усовершенствованию краткого жестового словаря.