Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЦИКЛ I. КАК ДОСТИГАЕТСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЕМОГО 5 страница



В заданиях четвертого звена формируемый навык тщательно оберегается от интерференции, подобно тому как первые ростки часто прячут под полиэтиленовой пленкой от утренних заморозков. Навык еще не готов к проверке на прочность. И все же именно четвертому звену следует уделять как можно больше внимания, поскольку многие формальные упражнения учебника легко переделать в «коммуникацию с подстраховкой», не усложняя, языковых задач. Тем самым мы интенсифицируем учебный процесс, не нарушая принципов доступности и преемственности.

Пятое звено, как и четвертое, предполагает распределение внимания между формой и содержанием воспринимаемого или продуцируемого высказывания. Здесь впервые формальная и содержательная задачи уравновешиваются в сознании обучаемого. Основная учебная задача начинает смещаться на периферию актуального осознания по двум причинам: во-первых, за счет усложнения речевой задачи, а во-вторых, за счет отвлечения части внимания на реализацию других навыков, которые могут интерферировать с формируемым навыком. Именно здесь формируемый навык испытывается на прочность.

В отличие от четвертого звена, где высказывания могут быть связными, но могут и, ограничиваться уровнем отдельных предложений, пятое звено предполагает порождение или восприятие только связных высказываний. Но его отличие от четвертого звена - не в длине высказывания. В конце концов, можно составить огромный монолог, просто перечисляя, что вы любите и чего не любите делать, умеете или не умеете делать, что у вас есть и чего нет и т.п. Подобные монологи строятся на одной структуре и относятся к четвертому звену. К нему же относятся и высказывания, основанные на преодолении одной лексической трудности: Перечислите, чего вам не хватает, чтобы чувствовать себя счастливым: I have few/little... Специфика пятого звена - в намеренном создании условий для интерференции и проверке готовности навыка функционировать в таких условиях.

Ниже приводится пример задания пятого звена при формировании навыка употребления специальных вопросов в простом настоящем времени:

 

Расспросите воображаемого собеседника об условиях его работы (о выполняемых обязанностях, наличии свободного времени, уровне требуемой квалификации и т.д.) и сделайте вывод, подходит вам такая работа или нет и почему.

 

Здесь может возникать интерференция между разными началами вопросов: Do you... Can you... Is it necessary to... и т.п.

Сюда же относятся задания, которые, по условиям речевой задачи, требуют употребления контрастирующих видовременных форм, выбора между герундием и инфинитивом, между нереальным условием, отнесенным к прошлому и к настоящему, и т.д.

Одна из типичных ошибок неопытных преподавателей - несвоевременный переход к заданиям пятого звена, когда навык еще не прошел достаточной «закалки» по параметрам четвертого звена. Поэтому еще раз подчеркнем, что основа автоматизации навыка заключается в преодолении изолированных трудностей при наличии коммуникативной задачи.

Шестое звено, принадлежащее к этапу речевой практики, отличается от пятого прежде всего тем, что учебная задача использования конкретного языкового материала больше не находится в поле внимания учащегося, она вытесняется на уровень так называемого сознательного контроля (см. гл. 2). Иными словами, материал употребляется или понимается более или менее автоматизирование, но правила пользования им всплывают на уровень актуального осознания в случае затруднения.

Языковой материал может и здесь быть предложен учащимся, но очень ненавязчиво; преподаватель не имеет права требовать непременного употребления тех или иных конструкций или идиоматических оборотов: важно так формулировать задачу, чтобы учащийся сам почувствовал необходимость в них.

В заданиях предыдущего, пятого звена учащийся отчетливо понимает, что преподавателя в первую очередь интересует, как он умеет задавать вопросы, использовать конкретную видо-временную форму и пр. Поэтому, несмотря на речевую задачу, мотив деятельности остается учебным. И только в шестом звене мотивация меняется: хотя она вряд ли может стать полностью речевой, ибо учащийся не забывает, что он на занятии и пришел учиться, можно говорить об учебно-речевой мотивации. Осознавая учебный фактор, учащиеся в основном сосредоточены на решении речевых задач. Например:

 

Составьте описание любого времени года так, чтобы оно отражало настроение, соответствующее одной из следующих цитат:

"The day is cold, and dark, and dreary...";

"The woods are lovely, dark and deep...";

"Come up, spring grass, young feet ask you...".

Или:

They say a man is young while he feels young. If that is true, what are the criteria of feeling young? (You may use the structures One is young as long as...; One gets old as soon as... etc.). Arrange the criteria you have selected according to their importance.

Оценивать выполнение заданий шестого звена необходимо в терминах, адекватных реальной жизненной ситуации. Недостаточно констатировать степень языковой правильности высказывания. Желательно подчеркнуть то новое, интересное, что сказал учащийся, сопоставить его мнение со своим собственным. Можно и не согласиться с тем, что сказал школьник или студент, но сама форма выражения несогласия со стороны преподавателя должна свидетельствовать о его уважении к праву учащегося на свое мнение. Кроме того, зачастую важно подчеркнуть, насколько эффективно учащийся сформулировал мысль (выразительно, точно, лаконично, идиоматично, с чувством юмора, образно и т.д.).

Ниже приводится еще ряд примеров заданий из каждого звена на материале навыков лексического и грамматического оформления высказывания.